Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по произв. мен..doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Федеральное  агенство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

Московский государственный  индустриальный

университет

(ГОУ МГИУ)

 

 

 

Кафедра "Экономика, менеджмент качества инвестиций"(71)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету «Производственный менеджмент»

на тему : «Планирование  ассортимента  выпускаемой  продукции  на предприятии

ОАО «Минский молочный комбинат»

 

Группа ДВ06М23

Студентка Бессолицына  Е.С.

Разработчик учебного материала:                               
проф., д.т.н.                                                                         Лещенко Михаил Иванович

преподаватель

                                     ДОПУСКАЕТСЯ  К ЗАЩИТЕ

 

Заведующий  кафедрой                                     

 

 

Оценка:___                      _____________

 

                    Уфа  2011г.

 

                                                               Содержание :

Аннотация…………………………………………………………………………….3

Введение ………………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические аспекты  планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».

1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6

1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8

1.3 Состав и  порядок разработки тактических  планов……………………………..10

Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.

2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16

2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19

2.3.Методы  планирования  ассортимента………………...…………………………..21

Раздел . Проектная часть.

3. Исходная информация о предприятии.

3.1.Технико  - экономические показатели  предприятия…………………………….24

3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24

3.3Структура  затрат предприятия и  расчет элементов операционного рычага..25

3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27

3.5.Изменение  ассортимента продукции…………………………………………….27

    3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30

    3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31

3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………………..35

Список  использованной литературы и источников……………………………..38

Приложение……………………………………………………………………………39

Аннотация

Рассмотренная мною   курсовая работа  по «Производственному менеджменту» состоит из оглавления, аннотации, введения, двух разделов – теоретической части и проектной, заключения и списка литературы.

 Курсовая  работа  рассмотрена на примере предприятия ОАО «Минский молочный комбинат». Ключевыми словами являются такие термины как: ассортимент, ассортиментная политика, планирование ассортимента, запас финансовой прочности,  валовая маржа, выручка, сила воздействия операционного и финансового рычага, сопряженный экономический эффект, максимальный совокупный риск, метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ. Теоретическая часть по объему содержит 14 страниц. Состоит из трех глав. В первой главе «Ассортимент» рассматриваются такие вопросы как: что такое ассортимент, чем он характеризуется, его виды, формирование ассортимента, управление ассортиментом, ассортиментная политика, стратегия ассортимента. Во второй главе, которая называется «Планирование ассортимента», рассматривается процесс планирования ассортимента, стратегии планирования. В третьей главе «Методы планирования ассортимента» рассматриваются три метода планирования ассортимента.  В основной проектной части подробно рассмотрены методы планирования продукции.

Первый метод  операционного и финансового  рычага содержит две таблицы: “ Структура  затрат” и ”Элементы операционного  рычага”, также формулы для расчета  элементов операционного рычага. Состоит из четырех подпунктов: увеличение объемов продукции, сокращение расходов и увеличение объемов реализации, изменение сортимента продукции, расчет сопряженного экономического эффекта.

 

 

        Введение.

Методы планирования, на протяжении многих лет, обогащаются  и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы последней четверти ХХ века. Они вынудили экономистов и менеджеров разных стран изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив развития предприятия и их прогнозирование. Создание информационных систем на предприятиях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

Отказ от неэффективной  командно-административной системы  был воспринят многими руководителями и специалистами как возможность  отказаться от планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результаты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования - одна из причин разорения и банкротства предприятия.

Многие экономисты  ломали голову   по проблеме сочетания  плана и рынка. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок - это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы как на макро - , так и на микроуровнях управления. Ведь,  управление производственно-хозяйственным развитием предприятия в условиях рынка без сбалансированных планов себя не оправдывает.

Однако построение системы планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям, - достаточно сложный процесс. Для  этого необходимы соответствующие  ресурсы, а работники предприятия  должны обладать определенными навыками и уменьем, так как требуется решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике в целом, и ситуацию, складывающуюся на самом предприятии.

Объектом исследования в данной работе является ОАО "Минский комбинат молочных продуктов".

Целью данной работы является рассмотрение места планирования в  системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачами курсовой работы являются :

1. Раскрыть теоретические аспекты планирования на предприятии;

2. Определить понятие,  сущность и функции тактического  планирования;

3. Разработать тактическое  планирование деятельности предприятия ОАО "Минский комбинат молочных продуктов";

4. Выявить проблемы  плановой деятельности на предприятии.

Новизна научно-технического решения плана заключается в  том, что разрабатываются проектные  предложения по развитию глубокой переработки молочной продукции ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" и улучшению ее товарного вида.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».

1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия.

Потребность в  управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций.

Известно, система управления представляет собой совокупность объекта управления - предприятия и субъекта управления - управленческого аппарата. Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, то есть  реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

Оба компонента системы  управления предприятия связаны  прямой и обратной связями. Прямая связь при этом выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущей в обратном направлении.

В процессе управления принимаются  решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный уровни управления.

Высшее руководство  определяет цели управления, внешнюю  политику, материальные, финансовые и  трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренции, конъюнктуры и поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.

На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении тактических планов, контроле  за их выполнением, слежении за ресурсами и разработке управляющих директив для вывода предприятия на требуемый уровень.

На оперативном уровне происходит реализация планов, и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, службами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации.

На каждом из уровней  выполняются работы, в комплексе  обеспечивающие управление. Процесс  управления может быть представлен  взаимосвязанными и взаимозависящими  функциями. В зависимости от целей можно выделить функции различной степени общности. Типичными являются следующие функции: планирование, организация, учет и анализ, регулирование и стимулирование.

Потребность в  планировании на современном предприятии  вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в международном масштабе; специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственно-производственных комплексов; наличия многочисленных структурных подразделений в рамках крупного предприятия; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.  
        Многие   исследования показывают, что эффективность управленческих решений и менеджмента в целом связаны с планированием и прогнозированием, которые приносят большую пользу. Наблюдается тесная связь между успехом организации и планированием. В одном исследовании подробно проанализированы ответы на вопросы анкеты, полученные от 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций. Было установлено, что руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха по показателям отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Другие исследователи проанализировали деятельность 105 крупнейших компаний США и 105 средних и малых фирм. Они обнаружили, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста 1.

      1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования.

Тактическое планирование занимает промежуточное положение  между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование предполагает длительный плановый горизонт на 10-15 лет. Однако с учетом нестабильности рыночной среды в российских условиях на многих предприятиях стратегия разрабатывается на среднесрочный период не более 5 лет. В свою очередь тактическое планирование, как правило, охватывает плановый горизонт на 1-2 года и является периодическим планированием.

Тактический план выполняет  функции координации и контроля. Составление, координация и утверждение тактических планов в подразделениях осуществляется в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования с учетом взаимовлияния всех подразделений и уровней управления предприятия. Вид и число подразделений определяют на каждом предприятии исходя из его организационной структуры. С ростом размеров предприятия, расширением продуктовой программы и усложнением производственных процессов увеличивается число подразделений (объектов планирования) и отдельных планов.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»