Автор: Светлана Мосина, 27 Сентября 2010 в 17:00, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.
Введение…………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1. Планирование ассортимента выпускаемой продукции…………………....5
1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5
1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10
1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13
II Практическая часть…………………………………………………………..19
2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19
2.2 Исходная информация……………………………………………………...21
2.3 Метод валовой моржи……………………………………………………...22
2.3.1 Исследования структуры затрат предприятия…………………………22
2.3.2 Расчет элементов операционного рычага………………………………23
2.3.3 Сокращение расходов……………………………………………………25
2.3.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации……………25
2.3.5 Изменение ассортимента продукции…………………………………..26
2.3.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса……………27
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28
2.4.1 Расчет данных для ранжирования……………………………………….28
2.4.2 Матрица БКГ……………………………………………………………...29
2.5 Метод линейного программирования……………………………………..31
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………….36
2.2. Исходная информация
Данное предприятие в настоящее время при объеме реализации 71086 тыс. руб. несет убытки в размере 3301,6 тыс. руб.
Расходы
предприятия по выпуску продукции
представлены в таблице 1.
Расходы предприятия по выпуску продукции Таблица 1
Расходы предприятия | Тыс.руб. |
Переменные издержки | 39207 |
сырье и материалы | 20300 |
производственная зарплата | 11800 |
отчисления от фонда оплаты труда | 4307 |
прочие переменные расходы | 2800 |
постоянные издержки | 18120 |
зарплата | 8000 |
отчисления | 2920 |
аренда | 1200 |
амортизационные отчисления | 1500 |
прочие постоянные расходы | 4500 |
2.3 Метод валовой маржи
Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работавшие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 6,2% от оборота. С целью достижения прибыли в размере 6,2% среднеотраслевого уровня к текущему обороту, руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из кризисной ситуации:
2.3.1. Исследование структуры затрат предприятия.
Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции фирмы, представленные в таблице 2.
Структура затрат предприятия по видам продукции, тыс. руб. Таблица 2
показатель | А | Б | В | итого |
Выручка от реализации (без косвенных налогов) | 16938,2 | 15924,8 | 21964,1 | 54827 |
Переменные издержки | 12112,6 | 11387,9 | 15706,6 | 39207 |
сырье и материалы | 6271,45 | 5896,23 | 8132,31 | 20300 |
производственная зарплата | 3645,47 | 3427,37 | 4727,16 | 11800 |
отчисления от фонда оплаты труда | 1330,6 | 1250,99 | 1725,41 | 4307 |
прочие переменные расходы | 865,028 | 813,274 | 1121,7 | 2800 |
постоянные издержки | 18120 | |||
зарплата | 8000 | |||
отчисления | 2920 | |||
аренда | 1200 | |||
амортизационные отчисления | 1500 | |||
зарплата мастера с отчислениями | 1200 | 1400 | 1100 | 3700 |
прочие постоянные расходы | 4500 |
2.3.2. Расчет элементов операционного рычага
Расчет силы воздействия операционного рычага удобно произвести, сводя результаты в таблицу 3. Используя данные таблицы 1, рассчитаем основные элементы операционного рычага и представим их в таблицу 2.
Валовая маржа 1 = выручка от реализации без налогов – переменные расходы
Валовая маржа 2 = Валовая маржа 1 – отдельные постоянные расходы
Прибыль = Валовая маржа 2 – постоянные расходы
Процент валовой маржи к выручке от реализации = ((выручка от реализации без налогов – переменные затраты) /выручка от реализации без налогов) *100
Порог рентабельности = (постоянные затраты / процент валовой маржи 1) *100
В нашем примере:
Процент валовой маржи 1 = (54827-39207)/54827) *100 = 28,4%
Порог рентабельности = 18120+/0,284 = 63803 (тыс.руб.)
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более значительное изменение прибыли.
Элементы операционного рычага предприятия, тыс. руб. Таблица 3
показатель | А | Б | В | итого, тыс.руб. | итого, % |
объем реализации | 71086 | ||||
косвенные налоги | 17060,6 | ||||
Выручка от реализации (без косвенных налогов) | 16938,2 | 15924,8 | 21964,1 | 54827 | 100 |
Переменные расходы | 12112,6 | 11387,9 | 15706,6 | 39207 | 71,5 |
Валовая маржа 1 | 4825,62 | 4536,91 | 6257,48 | 15620 | 28,4 |
процент к выручке | 28,5 | 28,5 | 28,5 | ||
отдельные постоянные расходы (ЗП мастера) | 1200 | 1400 | 1100 | 3700 | 6 |
Валовая маржа 2 | 3625,62 | 3136,91 | 5157,48 | 11920 | 10 |
постоянные расходы | 18120 | 48 | |||
результат (убыток) | -6200 | -38 |
Запаса финансовой прочности осуществляется по формуле:
Запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности
Результатом расчета могут быть два варианта:
В нашем примере:
Запас финансовой прочности = 54827- 63803 = - 8976 (тыс. руб.)
Таким образом, расчет подтверждает, что существует отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности анализируемого предприятия, поэтому необходимо дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.
2.3.3. Сокращение расходов
Конъюнктурные исследования доказали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,2% от оборота, т.е. целью деятельности предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО» является получение прибыли в размере:
54827 тыс.руб. * 0,062 = 3399 тыс.руб.
Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи должен составить:
Новая выручка = (новая валовая маржа / первоначальный процент ВМ)*100%
Новая валовая маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение рентабельности к обороту 6,2%, т.е. дать прибыль в размере 3399 тыс.руб.
Новая валовая маржа = 18120+3399 = 21519 (тыс. руб.)
Тогда новая выручка от реализации составит:
21519/ 28,4%*100 = 75771 (тыс.руб.)
2.3.4. Сокращение расходов и увеличение объемов реализации
Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль на заданную величину.
Сокращение расходов должно составить:
6200+3399 =9599 (тыс.руб.)
Но наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.
Предположим,
фирме удается снизить
15620+2200+3399=21219 руб.
Тогда объем реализации должен составить:
21219/28,4%*100=74715 руб.
2.3.5. Изменение ассортимента продукции
Для
определения направления
Изделие А – 21,4% (3625,62/16938,2*100=21,4%)
Изделие Б – 19,7% (3136,91/15924,8*100=19,7%)
Изделие
В – 23,5%.(5157,48/21964,1*100=23,
На основе проведенного анализа руководство предприятия решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделия Б и В.
Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 3399 тыс.руб. и объем реализации изделия С не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи 2 всей фирмы:
Валовая маржа 2 = постоянные издержки + прибыль
18120 + 3399 = 21519 тыс. руб.
Тогда валовая моржа 2 от изделия Б будет равна:
21519-3136,91=18382 тыс. руб.
Выручка от реализации изделия Б в новых условиях составит:
(Валовая маржа 2 + Отдельные постоянные расходы) / процент к выручке = (18382+ 1400)/0,197 = 100416 (тыс.руб.)
Тогда выручка от реализации продукции всего акционерного общества будет равна:
Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции