Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Светлана Мосина, 27 Сентября 2010 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1. Планирование ассортимента выпускаемой продукции…………………....5
1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5
1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10
1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13
II Практическая часть…………………………………………………………..19
2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19
2.2 Исходная информация……………………………………………………...21
2.3 Метод валовой моржи……………………………………………………...22
2.3.1 Исследования структуры затрат предприятия…………………………22
2.3.2 Расчет элементов операционного рычага………………………………23
2.3.3 Сокращение расходов……………………………………………………25
2.3.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации……………25
2.3.5 Изменение ассортимента продукции…………………………………..26
2.3.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса……………27
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28
2.4.1 Расчет данных для ранжирования……………………………………….28
2.4.2 Матрица БКГ……………………………………………………………...29
2.5 Метод линейного программирования……………………………………..31
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Производстивенный менеджмент.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

      Федеральное  агентство  по  образованию 

                                                                                                                                                         Государственное образовательное учреждение

                высшего профессионального образования 

                                                                                                                                                        Московский Государственный  Индустриальный Университет

                                      (ГОУ МГИУ) 

                       

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: Производственный менеджмент 

Тема: Планирование ассортимента выпускаемой продукции.   

                                               

                     Студентки

                Группы: И06М22П

                Двойнишникова С.С. 

                Преподаватель:

                Валентинова Н.И.:

                              
 
 
 

ИЖЕВСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

I Теоретическая часть…………………………………………………………...5

1. Планирование  ассортимента выпускаемой продукции…………………....5

1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5

1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10

1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13

II Практическая часть…………………………………………………………..19

2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19

2.2 Исходная  информация……………………………………………………...21

2.3 Метод  валовой моржи……………………………………………………...22

2.3.1 Исследования  структуры затрат предприятия…………………………22

2.3.2 Расчет  элементов операционного рычага………………………………23

2.3.3 Сокращение  расходов……………………………………………………25

2.3.4 Сокращение  расходов и увеличение объемов  реализации……………25

2.3.5 Изменение  ассортимента продукции…………………………………..26

2.3.6 Расчет  риска по выбранной стратегии  выхода из кризиса……………27

2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28

2.4.1 Расчет  данных для ранжирования……………………………………….28

2.4.2 Матрица  БКГ……………………………………………………………...29

2.5 Метод  линейного программирования……………………………………..31

2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………...34

Список  используемой литературы…………………………………………….36 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях рыночной экономики  многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.

     Ошибки  при выборе товара, незнание его  свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.

     Рыночный  успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.

     В сложившихся условиях конкуренции  фирм, занимаясь продажей товаров, они  вынуждены особенно четко формировать  ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.

     К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим  стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной  области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.

    В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного  и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.

    Цель  курсовой работы - сформировать ассортимент  выпускаемой продукции, применив различные  методы отбора наиболее эффективных  в отношении рентабельности видов  продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.

    Задачи, которые необходимо решить: исследовать  затраты производства; наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий; описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации; определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий; прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции; оценить совокупный риск деятельности предприятия; оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

    Объектом исследования является предприятие ЗАО «ИЖМОЛОКО», специализирующееся на производстве молочной продукции. В ассортимент входят три вида продукции: А - йогурт, Б – мороженное, В - молоко.

    Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.  
 
 
 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ПЛАНИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1. Ассортимент продукции

    Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.

    Формирование  ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

    Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

    Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

    Номенклатура  буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров.

    Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.

    Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (мыло производится предприятием) и ассортимент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом).

    1. Ассортиментные группы по местонахождению  товаров:

    В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий - торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

    Торговый  ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина.

    2. Ассортиментные группы по широте  охвата товаров:

    Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции