Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по произв. мен..doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Таким образом, «Звезды» занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.

 «Дойные  коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке.

     «Трудный ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства.

          «Собаки» имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Причем, для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.

Вывод:

Чем выше доля продукции  на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства.

Для компании продукция  вида А приносит убытки, поэтому  целесообразно от ее выпуска и  сосредоточить свое внимание на производстве продукции В и С.

3.8.Метод линейного программирования.

 

В процессе планирования номенклатуры  в плане будущего ассортимента возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальными плановыми решениями понимают достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. В том и другом случае при планировании решаются экономические задачи, называемые экстремальными.

Рассмотрим на конкретном примере решение задачи оптимизации  объемов производства двух видов  продукции: В и С, обеспечивающих получение максимальной прибыли  при следующих ограничениях: расход материальных ресурсов на одно изделие 4 и 7 (кг), трудовых – 10 и 5 чел. в час. Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 3500 кг, и 6000 чел. в час.

Планируемая прибыль от изделия  А составляет 50 руб., В – 30 руб. Для  решения поставленной задачи применяем метод линейного программирования.

Составляем  следующие системы уравнений:

  1. по имеющимся ресурсам:

4Х1 + 7Х2 ≤  3500

10Х1 + 5Х2 ≤ 6000

  1. по критерию оптимальности

50Х1 + 30Х2 →мах

  1. находим координаты точек

А: Х1 =0, Х2 = 500

В: Х1 = 875, Х2 = 0

С: Х1 = 0, Х2 = 1200

D: Х1=600, Х2 = 0

По полученным координатам точек А, В. С, D строим график ограничения ресурсов и находим  область свободы решений, заключенную на рис. 2 между линиями АО (лимит материальных ресурсов) и О D (трудовых). Точки А, О, D определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров. Оптимальный объем выпуска обычно находится на пересечении линии АВ и CD в точке О.

Материальные  ресурсы – объем конкретных видов выпускаемой продукции. Трудовые ресурсы – объем выпуска продукции (чел./час, норма в /час).Вычисляем координаты оптимальной точки О, решая совместно первую систему уравнений по ресурсам:

Х1+0,57Х2=875

Х1+0,5Х2=600

Вычитая из первого  уравнения второе, получаем:

Х2 = 393

Х1 = 403

Проверяем решение  уравнения по выбранному критерию оптимальности: 50Х1+30Х2 = 30*403+30*393 = 23880 (руб.)

Следовательно, при плане выпуска 403 изделий А  и 393 Б будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 23880, так как два других возможных вариантах выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль.

 

 



Заключение

Ассортиментная  политика является важным направлением деятельности любого предприятия. Особенно актуально управление ассортиментом для предприятий, с одной стороны, имеющих возможность постоянно увеличивать ассортимент своей продукции, с другой зависимость всех своих показателей от правильности выбора ассортимента.

Перспективными  аспектами   построения  ассортиментной политики предприятия является:

- производство натуральной экологически чистой продукции;

- расширение ассортимента продуктов с естественными и 
искусственными наполнителями;

  • выпуск продукции, сбалансированной по составу и содержанию отдельных компонентов;
  • внесение в продукцию биологически и физиологически активных веществ с целью повышения защитных свойств;
  • акцентирование внимания на производство свежих кисломолочных продуктов, напитков и десертов;
  • изменение   калорийности   готовой   продукции   за   счет фракции жира;
  • максимальное использование вторичного молочного белково-углеводного сырья;
  • выпуск лечебно-профилактической продукции, ориентированной на массовый спрос;
  • широкое применение новейших разработок в области расфасовки и упаковки готовой продукции;
  • постоянный поиск новых рецептур, детальное отслеживание и своевременное реагирование на появляющиеся на рынке товары конкурентов.

Представленный  план развития ОАО обосновывают реальность промышленного производства молочной продукции на перспективу за счет гарантированного сбыта и быстрой  окупаемости затрат. Предприятие  стремится в данном производстве к получению максимальной величины прибыли, что позволит ему улучшить свое финансово-хозяйственное положение и повысить общую рентабельность деятельности фирмы.

Таким образом, перспективная  деятельность ОАО «Минский комбинат молочных продуктов» должна вестись  по следующим направлениям: увеличение объема выпускаемой продукции за счет улучшения ассортимента продукции, выпуска новой продукции переработки; внедрение нового оборудования, широкое применение ресурсосберегающих технологий, усиление режима экономии всех ресурсов; цена на продукцию устанавливается в зависимости от цен конкурентов, несколько ниже их, возможны скидки постоянным клиентам; сбыт осуществляется по прямым договорам с клиентами соответственно их заказам.

Стратегия перехода на новые  рынки и освоения новых производств позволит снизить зависимость от внешних факторов, которые на сегодняшний день оказывают на предприятие существенное влияние.

Необходимо в дальнейшем организовать работу ОАО  комбината  молочных продуктов» соответствии с  прогнозами и планами, разработанными на действительно научных основах, отвечающих интересам, как предприятия, так и общества, исходящих из хозяйственной самостоятельности предприятия, использующего экономические методы регулирования их деятельности.

Проведенные в  курсовой работе расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми результатами предприятия. Были использованы методы операционного и финансового рычага, метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ и метод линейного программирования.

В результате первого  метода — метода операционного и  финансового рычага — были исследованы  затраты производства, рассчитан  запас финансовой прочности —  –8976; он оказался отрицательным и  поэтому деятельность предприятия  требовала дальнейшего исследования. С помощью сравнительного анализа рентабельности продукции было принято решение прекратить выпуск изделия Б (рентабельность 19,7%).

С помощью второго  метода — метода ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ — выяснено, что  для обеспечения максимального совокупного дохода необходимо включить в план выпуска наиболее доходные виды продукции. Анализ по доле продаж каждого вида продукции  его рентабельности определил, что наибольшим рангом обладает изделие Б, а изделие В следует исключить из выпуска. Результатом третьего метода — метода линейного программирования — является необходимость принятия оптимального планового решения (максимизация результатов и минимизация издержек).

Проведенные расчеты  подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми результатами предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Список использованной литературы  и источников:

1. Афитов Э.А.  Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. - Мн.: Высшая  школа, 2001 г. - 285 с.

2.Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 320 с.

3. Грибанова  Н.Н., Солодков В.Т. Планирование  и прогнозирование деятельности  предприятия. - М.: Иркутск: Изд-во  ИГЭА, 2000 год. - 80 с.

4. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие М. Дело, 2006 г.- 496 с.

5.Завьялов П.  Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. 2007 г. №5. С.3-14.

6. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие.

В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. - Мн.: ООО "Новое знание", 2005 год. - 312 с.

7.7 нот менеджмента - 5-е изд., доп.- М.,ЗАО "Журнал Эксперт", 2001г.- 656 с.

8.Лапыгин Ю.Н. Планирование на предприятии: Практическое пособие (Серия Организация и планирование бизнеса) / Ю.Н.Лапыгин, А.Ю.Андрианов, Е.В. Бобкова. - М.: Омега, 2007год.

9.Мельничук Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятиям/Маркетинг. – 2004 г.- № 6 - с. 40-49.

10.Организация  стратегического управления на  предприятии. Винокуров В.А. –  М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 год. – 160 с.

11.Рухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.ИНФРА-М, 2006 г. - 290 с.

12.Тихоновский А., Сенкевич ВА. Как определить возможности компании и направления ее развития // Рынок ценных бумаг. – 2004 г. - №10. - с. 22-23.

13.Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 2002.- 340 с.

14.Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: АКАЛИС, 2000 год. - 516 с.

15.Управление производством: Учебник / под ред. Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001год.

16.Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. - М.: Феникс, 2007 год.

17.Экономика и статистика фирм: Учебник/ Под. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2004 г.- 240 с.

18.Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 г. - 367 с.

19.Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Дело и Сервис, 2005 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1.

Рисунок 1. Планирование бюджета.

Планируемая продуктовая  программа предприятия

 

План сбыта

Бюджет сбыта

План производства

Бюджет производства

План снабжения

Бюджет снабжения

План НИОКР

Бюджет НИОКР

Прочие планы

Прочие бюджеты


Приложение  № 2. Таблица № 1.

Расходы предприятия  по выпуску продукции 

Расходы предприятия

Тыс.руб.

Переменные  издержки

39207

сырье и материалы

20300

производственная  зарплата

11800

отчисления  от фонда оплаты труда

4307

прочие переменные расходы

2800

постоянные  издержки

18120

зарплата

8000

отчисления 

2920

аренда

1200

амортизационные отчисления

1500

прочие постоянные расходы

4500


 

Приложение  № 2.Таблица № 2.Оценка различных направлений преодоления кризисной ситуации для ЗАО «Минский молочный комбинат».

Направление выхода из кризиса

Выручка от реализации ( в рублях)

Валовая маржа

Сила операционного рычага

Сопряженный эффект финансового и  операционного рычага

(в рублях)

% к выручке

1. Увеличение выручки от реализации

75711

21519

28,4

6,33

7,59

2. Увеличение выручки и снижение  расходов

74715

21219

28,4

6,24

7,44

3. Изменение ассортиментной структуры

122380

21519

1,76

6,33

7,59


     

 Приложение  № 3.

                50 Рентабельность

Трудный ребенок

Звезда

                                       

                               

       

        

 

Собака

                               

                               ●A

Дойная корова

В●

 

 

          ●Б 

 

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»