Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по произв. мен..doc

— 241.50 Кб (Скачать)

3.3.Структура  затрат предприятия и  расчет элементов

операционного рычага.

Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех  направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам  продукции фирмы, представленные в таблице 2.

показатель

А

Б

В

итого

Выручка от реализации (без косвенных  налогов)

16938,2

15924,8

21964,1

54827

Переменные издержки

12112,6

11387,9

15706,6

39207

сырье и материалы

6271,45

5896,23

8132,31

20300

производственная зарплата

3645,47

3427,37

4727,16

11800

отчисления от фонда оплаты труда

1330,6

1250,99

1725,41

4307

прочие переменные расходы

865,028

813,274

1121,7

2800

постоянные издержки

     

18120

зарплата

     

8000

отчисления 

     

2920

аренда

     

1200

амортизационные отчисления

     

1500

зарплата мастера с отчислениями

1200

1400

1100

3700

прочие постоянные расходы

     

4500


 

Расчет силы воздействия операционного рычага удобно произвести, сводя результаты в таблицу 3. Используя данные таблицы 1, рассчитаем основные элементы операционного рычага и представим их в таблицу 2.

Валовая маржа 1 = выручка от реализации без налогов  – переменные расходы

Валовая маржа 2 = Валовая маржа 1 – отдельные  постоянные расходы

Прибыль = Валовая  маржа 2 – постоянные расходы

Процент валовой маржи к выручке от реализации = ((выручка от реализации без налогов – переменные затраты) /выручка от реализации без налогов) *100

Порог рентабельности = (постоянные затраты / процент валовой  маржи 1) *100

В нашем примере:

Процент валовой маржи 1 = (54827-39207)/54827) *100 = 28,4%

Порог рентабельности = 18120+/0,284 = 63803 (тыс.руб.)

Действие операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более значительное изменение прибыли.

                 Элементы операционного рычага предприятия, тыс. руб.       

показатель

А

Б

В

итого, тыс.руб.

итого, %

объем реализации

     

71086

 

косвенные налоги

     

17060,6

 

Выручка от реализации

16938,2

15924,8

21964,1

54827

100

Переменные расходы

12112,6

11387,9

15706,6

39207

71,5

Валовая маржа 1

4825,62

4536,91

6257,48

15620

28,4

процент к выручке

28,5

28,5

28,5

   

отдельные постоянные расходы (ЗП мастера)

1200

1400

1100

3700

6

Валовая маржа 2

3625,62

3136,91

5157,48

11920

10

постоянные расходы

     

18120

48

результат ( выражен в убыток)

     

-6200

-38


 

Запаса финансовой прочности осуществляется по формуле:

Из этого  следует: запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности.

Результатом расчета  могут быть два варианта:

  1. запас финансовой прочности – положительное число, что свидетельствует о результативной деятельности;
  2. запас финансовой прочности – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

В нашем примере:

Запас финансовой прочности = 54827- 63803 = - 8976 (тыс. руб.)

Таким образом, расчет подтверждает, что существует отсутствие запаса финансовой прочности  в деятельности анализируемого предприятия, поэтому необходимо дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.

    

  3.4.Сокращение расходов и увеличение объемов реализации продукции.

Конъюнктурные исследования доказали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,2% от оборота, т.е. целью деятельности предприятия ОАО «Минский молочный комбинат» является получение прибыли в размере:

54827 тыс.руб. * 0,062 = 3399 тыс.руб.

Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (то есть процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи должен составить:

Новая выручка = (новая валовая маржа / первоначальный процент ВМ)*100%

Новая валовая  маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы  и обеспечить получение рентабельности к обороту 6,2%, т.е. дать прибыль в размере 3399 тыс.руб.

Новая валовая  маржа = 18120+3399 = 21519 (тыс. руб.)

Тогда новая  выручка от реализации составит:

21519/ 28,4%*100 = 75771 (тыс.руб.)

Сумма, на которую  следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль  на заданную величину.

Сокращение  расходов должно составить:

6200+3399 =9599 (тыс.руб.)

Но наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.

Предположим, фирме  удается снизить постоянные расходы  на 4000 руб., тогда убытки составят уже 2200 руб. Новая валовая моржа должна покрывать новый уровень постоянных расходов и дать прибыли в размер

15620+2200+3399=21219 руб.

Тогда объем  реализации должен составить:

21219/28,4%*100=74715 руб.

3.5.Изменение ассортимента продукции.

На основе проведенных  исследований для определения направления изменения ассортиментной политики, необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий. Прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной продукции. С этой целью проведем анализ выпускаемой продукции, при заданных исходных данных рентабельности продукции:

Изделие А – 21,4% (3625,62/16938,2*100=21,4%)

Изделие Б – 19,7% (3136,91/15924,8*100=19,7%)

Изделие В – 23,5%.(5157,48/21964,1*100=23,5%)

На основе проведенного анализа руководство предприятия решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделия Б и В.

Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции  при условии, что прибыль составит 3399 тыс.руб. и объем реализации изделия С не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи 2 всей фирмы:

Валовая маржа 2 = постоянные издержки + прибыль

18120 + 3399 = 21519 тыс. руб.

Тогда валовая  моржа 2 от изделия Б будет равна:

21519-3136,91=18382 тыс. руб.

Выручка от реализации изделия Б в новых условиях составит:

(Валовая маржа  2 + Отдельные постоянные расходы) / процент к выручке = (18382+ 1400)/0,197 = 100416 (тыс.руб.)

Тогда выручка  от реализации продукции всего акционерного общества будет равна: 100416 +21964,1 = 101219 (тыс.руб.)

Расчет  риска по выбранной стратегии  выхода из кризиса  можно предложить следующий :

Для оценки совокупного  риска деятельности компании при  реализации предложенных стратегий  необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта.

С целью выхода из кризисной ситуации руководство  предприятия берет кредит в банке, проценты за которых составляют 600 y.e.

Сила воздействия  финансового рычага = (балансовая прибыль + проценты за кредит)/ балансовая прибыль =(3399 + 600)/ 3399= 1,2

Сила операционного  рычага = валовая маржа/прибыль = 21519/3399=6,33

Сопряженный экономический  эффект = сила операционного рычага * Сила воздействия финансового рычага = 6,33 * 1,2= 7,59

Расчеты сопряженного экономического эффекта занесем в таблицу 3.5

Оценка различных  направлений преодоления кризисной  ситуации  

для ЗАО  отражена в таблице.

Вывод : Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода предприятия из кризиса, по которой сопряженный эффект составил 7,59. Следовательно, предпочтительнее реализовать вторую стратегию.

Второе направление  позволяет фирме сохранить значительный рыночный сегмент при относительно меньшем предпринимательском риске.

Метод ранжирования ассортимента продукции  на основе матрицы БКГ.

Как известно, при разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.

Проведем анализ плановых показателей продукции  по доле продаж каждого вида продукции его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и саму высокую рентабельность, имеет первый ранг, а вид продукции, имеющий самую малую долю продаж и самую низкую рентабельность – последний ранг.

Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции

Молочное изделие

годовой спрос, шт.

доля продаж

рентабельность

%

ранг

%

ранг

А

32529

20

3

21,4

2

Б

48794

30

2

19,7

3

В

81323

50

1

23,5

1


Таким образом, самым высоким рангом обладает продукции С, самым низким – Б. Проанализировав ранги каждого вида продукции, целесообразно исключить из производственной программы вид продукции, обладающий низким рангом.

3.7.Матрица БКГ.

Для более точного  определения места каждого вида продукции построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность –доля продаж».

Используя матрицу БКГ ЗАО «Минский молочный комбинат», можно определить, какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и, как будут расти, или сокращаться объемы выручки, и сбыта продукции.

Матрица БКГ  строиться на предположении, что  чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. Первое место занимает продукция Б и В – «Дойная корова», второе место занимает продукция А– «собака». 6

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»