Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38
3.3.Структура затрат предприятия и расчет элементов
операционного рычага.
Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции фирмы, представленные в таблице 2.
показатель |
А |
Б |
В |
итого |
Выручка от реализации (без косвенных налогов) |
16938,2 |
15924,8 |
21964,1 |
54827 |
Переменные издержки |
12112,6 |
11387,9 |
15706,6 |
39207 |
сырье и материалы |
6271,45 |
5896,23 |
8132,31 |
20300 |
производственная зарплата |
3645,47 |
3427,37 |
4727,16 |
11800 |
отчисления от фонда оплаты труда |
1330,6 |
1250,99 |
1725,41 |
4307 |
прочие переменные расходы |
865,028 |
813,274 |
1121,7 |
2800 |
постоянные издержки |
18120 | |||
зарплата |
8000 | |||
отчисления |
2920 | |||
аренда |
1200 | |||
амортизационные отчисления |
1500 | |||
зарплата мастера с |
1200 |
1400 |
1100 |
3700 |
прочие постоянные расходы |
4500 |
Расчет силы
воздействия операционного
Валовая маржа 1 = выручка от реализации без налогов – переменные расходы
Валовая маржа 2 = Валовая маржа 1 – отдельные постоянные расходы
Прибыль = Валовая маржа 2 – постоянные расходы
Процент валовой маржи к выручке от реализации = ((выручка от реализации без налогов – переменные затраты) /выручка от реализации без налогов) *100
Порог рентабельности = (постоянные затраты / процент валовой маржи 1) *100
В нашем примере:
Процент валовой маржи 1 = (54827-39207)/54827) *100 = 28,4%
Порог рентабельности = 18120+/0,284 = 63803 (тыс.руб.)
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более значительное изменение прибыли.
Элементы операционного рычага предприятия, тыс. руб.
показатель |
А |
Б |
В |
итого, тыс.руб. |
итого, % |
объем реализации |
71086 |
||||
косвенные налоги |
17060,6 |
||||
Выручка от реализации |
16938,2 |
15924,8 |
21964,1 |
54827 |
100 |
Переменные расходы |
12112,6 |
11387,9 |
15706,6 |
39207 |
71,5 |
Валовая маржа 1 |
4825,62 |
4536,91 |
6257,48 |
15620 |
28,4 |
процент к выручке |
28,5 |
28,5 |
28,5 |
||
отдельные постоянные расходы (ЗП мастера) |
1200 |
1400 |
1100 |
3700 |
6 |
Валовая маржа 2 |
3625,62 |
3136,91 |
5157,48 |
11920 |
10 |
постоянные расходы |
18120 |
48 | |||
результат ( выражен в убыток) |
-6200 |
-38 |
Запаса финансовой прочности осуществляется по формуле:
Из этого следует: запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности.
Результатом расчета могут быть два варианта:
В нашем примере:
Запас финансовой прочности = 54827- 63803 = - 8976 (тыс. руб.)
Таким образом, расчет подтверждает, что существует отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности анализируемого предприятия, поэтому необходимо дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.
3.4.Сокращение расходов и увеличение объемов реализации продукции.
Конъюнктурные исследования доказали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,2% от оборота, т.е. целью деятельности предприятия ОАО «Минский молочный комбинат» является получение прибыли в размере:
54827 тыс.руб. * 0,062 = 3399 тыс.руб.
Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (то есть процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи должен составить:
Новая выручка = (новая валовая маржа / первоначальный процент ВМ)*100%
Новая валовая маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение рентабельности к обороту 6,2%, т.е. дать прибыль в размере 3399 тыс.руб.
Новая валовая маржа = 18120+3399 = 21519 (тыс. руб.)
Тогда новая выручка от реализации составит:
21519/ 28,4%*100 = 75771 (тыс.руб.)
Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль на заданную величину.
Сокращение расходов должно составить:
6200+3399 =9599 (тыс.руб.)
Но наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.
Предположим, фирме удается снизить постоянные расходы на 4000 руб., тогда убытки составят уже 2200 руб. Новая валовая моржа должна покрывать новый уровень постоянных расходов и дать прибыли в размер
15620+2200+3399=21219 руб.
Тогда объем реализации должен составить:
21219/28,4%*100=74715 руб.
3.5.Изменение ассортимента продукции.
На основе проведенных исследований для определения направления изменения ассортиментной политики, необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий. Прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной продукции. С этой целью проведем анализ выпускаемой продукции, при заданных исходных данных рентабельности продукции:
Изделие А – 21,4% (3625,62/16938,2*100=21,4%)
Изделие Б – 19,7% (3136,91/15924,8*100=19,7%)
Изделие В –
23,5%.(5157,48/21964,1*100=23,
На основе проведенного анализа руководство предприятия решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделия Б и В.
Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 3399 тыс.руб. и объем реализации изделия С не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи 2 всей фирмы:
Валовая маржа 2 = постоянные издержки + прибыль
18120 + 3399 = 21519 тыс. руб.
Тогда валовая моржа 2 от изделия Б будет равна:
21519-3136,91=18382 тыс. руб.
Выручка от реализации изделия Б в новых условиях составит:
(Валовая маржа 2 + Отдельные постоянные расходы) / процент к выручке = (18382+ 1400)/0,197 = 100416 (тыс.руб.)
Тогда выручка от реализации продукции всего акционерного общества будет равна: 100416 +21964,1 = 101219 (тыс.руб.)
Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса можно предложить следующий :
Для оценки совокупного риска деятельности компании при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта.
С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет кредит в банке, проценты за которых составляют 600 y.e.
Сила воздействия финансового рычага = (балансовая прибыль + проценты за кредит)/ балансовая прибыль =(3399 + 600)/ 3399= 1,2
Сила операционного рычага = валовая маржа/прибыль = 21519/3399=6,33
Сопряженный экономический эффект = сила операционного рычага * Сила воздействия финансового рычага = 6,33 * 1,2= 7,59
Расчеты сопряженного экономического эффекта занесем в таблицу 3.5
Оценка различных
направлений преодоления
для ЗАО отражена в таблице.
Вывод : Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода предприятия из кризиса, по которой сопряженный эффект составил 7,59. Следовательно, предпочтительнее реализовать вторую стратегию.
Второе направление
позволяет фирме сохранить
Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ.
Как известно, при разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.
Проведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и саму высокую рентабельность, имеет первый ранг, а вид продукции, имеющий самую малую долю продаж и самую низкую рентабельность – последний ранг.
Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции
Молочное изделие |
годовой спрос, шт. |
доля продаж |
рентабельность | ||
% |
ранг |
% |
ранг | ||
А |
32529 |
20 |
3 |
21,4 |
2 |
Б |
48794 |
30 |
2 |
19,7 |
3 |
В |
81323 |
50 |
1 |
23,5 |
1 |
Таким образом, самым высоким рангом обладает продукции С, самым низким – Б. Проанализировав ранги каждого вида продукции, целесообразно исключить из производственной программы вид продукции, обладающий низким рангом.
3.7.Матрица БКГ.
Для более точного определения места каждого вида продукции построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность –доля продаж».
Используя матрицу БКГ ЗАО «Минский молочный комбинат», можно определить, какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и, как будут расти, или сокращаться объемы выручки, и сбыта продукции.
Матрица БКГ строиться на предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. Первое место занимает продукция Б и В – «Дойная корова», второе место занимает продукция А– «собака». 6