Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38
Суть хорошо поставленного тактического планирования в данной организации состоит в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие постоянную координацию производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он ни был разработан, без стратегического плана эффекта не даст. Здесь проявляется так называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные хозяйственные решения лежат на «стыке» различных планов. К сожалению, такое положение на производственных предприятиях встречается редко. Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой стратегии развития определяются и утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном и краткосрочном периодах:
- продуктовая программа;
-планы (задачи и
мероприятия) по
- проекты или целевые программы.
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов.
Как известно, тактические
планы содержат детальные данные по всем целевым показателям подразделения
(для отдела сбыта – ожидаемый объем сбыта,
величину оборота, рост оборота по отдельным
продуктам и рынкам), объединенные в одну
целевую программу, и необходимые для
реализации этой программы мероприятия.
План мероприятий включает данные о сроках
и исполнителях. Тактические планы мероприятий дополняются
стоимостными планами, которые содержат
данные об издержках (себестоимости) в
рамках подразделений, а также данные
о необходимых для проведения запланированных
мероприятий средствах производства и
используемых ресурсах.
Краткосрочное
планирование издержек подразделений
и предприятия в целом называется планированием
бюджета2
Бюджет – план затрат (издержек) по подразделениям, то есть разбитый на планы мест возникновения затрат (МВЗ).
Планируемая продуктовая программа |
План сбыта |
План производства |
План снабжения |
План НИОКР |
Прочие планы |
Бюджет сбыта |
Бюджет производства |
Бюджет снабжения |
Бюджет НИОКР |
Прочие бюджеты |
Издержки (затраты) должны планироваться по каждому месту
их возникновения раздельно по видам издержек
и по возможности по их важности и зависимости
от объемов деятельности данного подразделения
(МВЗ).
Затраты могут планироваться по подразделениям
в форме жесткого или гибкого бюджета.
Жесткий бюджет, разрабатывается для подразделений,
затраты которых относительно не зависят
от объема производства предприятия (ни
в количественном, ни в стоимостном выражении).
Например: бюджет административных отделов.
Принятые краткосрочные планы подразделений создают основу для осуществления функции контроля. Контроль предполагает сопоставление запланированных показателей с фактически достигнутыми и проведение ежемесячного, ежеквартального анализа, а в случае необходимости и в более короткие промежутки времени анализа возможных отклонений в разрезе их причин и ответственных исполнителей. При этом важно не только выявление ответственных за негативные отклонения от плана, но, в первую очередь, возможности компенсации этих отклонений при помощи корректирующих мероприятий.
На нижних уровнях управления предприятием контролируются как стоимостные, так и натуральные показатели, например, потребление материальных ресурсов, затраты времени, объемы производства.
На уровне подразделений и предприятия в целом контроль осуществляется на базе бюджетов. Наряду с плановыми и фактическими значениями показателей в бюджете задаются прогнозные значения (ожидаемое выполнение плана). В этом случае руководство может заранее узнать о негативном развитии событий и своевременно принять упреждающие меры.
Далее разрабатывается
план мероприятий, которые необходимы
для достижения поставленных целей
сбыта. Отобранные мероприятия представляют
в совокупности комплекс маркетинга
на плановый период.
Цели в сфере сбыта поставлены следующие:
- доля рынка (по продуктам, рынкам);
- сбыт (по продуктам, рынкам);
- оборот (общий по продуктам, рынкам, группам
потребителей);
- прибыль, рентабельность оборота;
- снижение сбытовых затрат;
- внедрение новых продуктов;
- устранение «узких мест».
Мероприятия проводятся
следующие:
1. Продуктовые:
а) формирование ассортимента (функция,
дизайн, качество);
б) маркировка продукции ;
в) упаковка продукции ;
г) обслуживание покупателей (до и после
продажи).
2. Контрактно -ценовые:
а) формирование цен (включая скидки);
б) предоставление кредитов;
в) согласование сроков поставки;
г) формирование условий поставки.
3. Сбыто-распределительные:
а) каналы сбыта;
б) складирование;
в) транспортировка.
4. Коммуникационные:
а) продажи;
б) реклама;
в) стимулирование продаж.
Руководство
отдела сбыта на основании оценок продаж
собственных сбытовых подразделений и
с учетом тенденций развития общехозяйственной
и отраслевой конъюнктуры определяет
максимально возможную емкость отдельных
рынков для продуктов и услуг предприятия.
Решение о том, какая часть возможного
объема продукции должна быть реализована
в плановом периоде, принимает не руководитель
отдела сбыта, а только руководство предприятия
с учетом всех влияющих факторов.
Важнейшим разделом плана предприятия является план производства и реализации продукции или производственная программа, определяющая необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. На основе данной производственной программы на предприятии в дальнейшем планируется ввод в действие новых производственных мощностей, определяется потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.
Производственная программа
предприятия формируется на основе
государственного заказа (на продукцию,
имеющую важное народнохозяйственное значение), заказов потребителей,
а также выявленного в процессе изучения
рынка потребительского спроса. Эта программа
включает в себя план производства продукции
в натуральном выражении (объем производства
в физических единицах) и план производства
в стоимостном выражении (реализованная
продукция, товарная продукция, валовая
продукция).
Производственная программа предприятия
формируется на основании плана продаж
в конкретном периоде с учетом имеющихся
производственных возможностей. Если
производственная мощность предприятия
превышает объем продаж, то имеет место
неполная загрузка мощности, что приводит
к завышению издержек на производство
продукции. Если производственная мощность
предприятия меньше объема продаж, то
для его выполнения необходимо увеличить
производственную мощность или сократить
объем продаж. Анализ выполнения плана
производства в предшествующие периоды
позволяет определить степень выполнения
плана выпуска и реализации продукции
по всем показателям; выявить причины
отклонений и резервы дальнейшего роста
и повышения эффективности производства;
разработать мероприятия по использованию
выявленных резервов увеличения объема
выпуска; установить сроки и ответственных
за выполнение этих мероприятий. Анализ
выполнения плана включает :
а) анализ объема производства (исследование динамики
товарной и валовой продукции, определение
базисных и цепных темпов роста и прироста);
б) анализ выполнения плана по номенклатуре
(сравнение фактического и планового уровней
производства продукции в разрезе изделий);
в) анализ ритмичности (равномерности)
производства (определение коэффициента
ритмичности и аритмичности).
После достижения баланса
между производственной мощностью
и проектом программы дается экономическая
оценка проекта плана производства. Кроме того, определяют рентабельность
продукции, рентабельность продаж, рентабельность
капитала. В заключение составляется план
выполнения производственной программы. Годовой объем производства и реализации
продукции распределяется по кварталам
и месяцам. Затем производственная программа
доводится до структурных подразделений
в виде заданий выпускающим, обрабатывающим
и заготовительным подразделениям. На основе сравнения действительного
фонда выясняется, сколько требуется
того или иного сырья. Для каждого выпускаемого в соответствии
с производственным планом изделия в спецификации
материалов указывается их перечень, а
также комплектация. Одним из важнейших
этапов внутрифирменного планирования
является планирование социально-трудовых
показателей. Разрабатываются планы: по
труду и персоналу, заработной плате, социальному
развитию коллектива.
План по труду
и персоналу содержит показатели производительности
труда, численности персонала, фонда заработной
платы и средней заработной платы, а также
мероприятия по подготовке и повышению
квалификации кадров.
План по труду
и персоналу разрабатывается на основе
стратегического плана предприятия, прогноза
потребности в кадрах, плана продаж и производственной
программы, плана технического развития
и организации производства, норм и нормативов
затрат труда и заработной платы3.
Планирование
повышения производительности труда и
трудоемкости осуществляется на основании
плана продаж продукции и производственной
программы предприятия.
Планирование
повышения производительности труда обеспечивает
рост всего производства, снижение себестоимости
продукции и рост прибыли предприятия.
Производительность труда
или эффективность затрат труда определяется
количеством продукции, производимым
в единицу рабочего времени, (выработка)
или затратами труда на единицу продукции.
В отличие от стратегического планирования тактическое планирование направлено преимущественно внутрь организации.
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции.
«Минский молочный комбинат»
выпускает высококачественную молочную
продукцию, из натурального сырья. Комбинат
имеет широкий ассортимент
Используется современная упаковка «Тетрапак», которая удобна для транспортировки товара и хранения. Упаковка красочная, привлекающая внимание покупателя, с использованием на ней рекламы (дополнительный заработок для фирмы), Продукты этой фирмы можно узнать по упаковке, каждый продукт имеет свое название, оно хорошо читаемо на упаковке. Товары (молоко, сметана, сливки) выпускаются в крупной и мелкой упаковке. Товарная номенклатура:
1. Молоко
2. Сметана
3. Йогурты
4. Мороженое
5. Творог
6. Молочная сыворотка
7. Сыры
8. Сливки
9. Кефир
10. Масло
Поставщики: Молоко поставляют близлежащие молочные совхозы, В зимнее время, когда удои молока снижаются, комбинат закупает сухое молоко и концентраты в Москве.
Посредники: В основном
продукция развозится собственными
машинами комбината, продукция реализуется
в фирменных ларьках. Посреднические
услуги предоставляют магазины города,
которые берут продукцию
Контактные аудитории: Продукция рассчитана на представителей различных слоев общества, пенсионеров, средний класс, обеспеченных людей. Продукция выпускается в крупной и мелкой упаковке.
Макросреда: Многие фирмы предлагают полностью автоматизированные линии по производству молочных продуктов.
Стратегическое планирование : Наиболее рентабельное производство - это производство мороженого, сметаны, йогурты. Мороженое выпускается разных сортов, с различными наполнителями, недорогое. Конкурирует с московскими, финскими сортами мороженого по цене и качеству. Сметана выпускается различной жирности и в упаковках разных по объему. Также выпускается молочная сыворотка, она имеет целебные свойства и кефир Бифидок, он пользуется большим спросом.
Малорентабельное производство - это производство сливок, они должны выпускаться в меньшем количестве, т.к. они даже в маленьких упаковках имеют высокую цену.
Основные типы клиентурных рынков: Основными клиентами являются Юридические лица, ЧП, которые берут товар на реализацию и доводят его до конечного потребителя. Продукция реализуется через торговые точки, собственные магазины, частные и муниципальные предприятия.