Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места планирования в системе менеджмента, а также планирование хозяйственной деятельности ОАО "Минский комбинат молочных продуктов" на ближайший период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат».
1.1.Планирование как важнейшая функция управления предприятия…………….6
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования…………………..8
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов……………………………..10
Глава2. Характеристика предприятия и организация его производственного процесса.
2.1. Характеристика предприятия, признаки классификации, виды выпускаемой продукции……………………………………………………………………………....16
2.2. Планирование ассортимента продукции ………………………………………...19
2.3.Методы планирования ассортимента………………...…………………………..21
Раздел . Проектная часть.
3. Исходная информация о предприятии.
3.1.Технико - экономические показатели предприятия…………………………….24
3.2. Метод валовой маржи ……………………..…………………………………..…..24
3.3Структура затрат предприятия и расчет элементов операционного рычага..25
3.4. Структура расходов и увеличение объемов реализации ………………………..27
3.5.Изменение ассортимента продукции…………………………………………….27
3.6.Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ…...30
3.7.Матрица БКГ………………………………………………………………………31
3.8. Метод линейного программирования…………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая по произв. мен..doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Организация и функционирование продовольственного рынка не могут быть эффективным без комплексного материально-технического обеспечения и ускоренного переоснащения АПК. Для этого должен быть хорошо организован рынок материально-технических ресурсов и сервиса. Здесь прежде всего необходимо:

  • обеспечить реализацию действенных мер по приоритетному развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения и развитого сервиса (хотя для поддержания конкурентности отечественного производства средств производства на внутреннем рынке должна присутствовать сельскохозяйственная техника ведущих мировых производителей);
  • обеспечить выделение требуемого объема финансовых и других ресурсов для существенного обновления и усиления научно-исследовательских и конструкторских работ по преодолению отставания в научном и техническом оснащении ученых и конструкторов, а также отставания в технико-технологическом уровне средств  производства для АПК от ведущих мировых

производителей:

• создать сквозную взаимосвязанную систему проектирования, разработки, испытания и производства производительной и надежной техники, включающую не только научные организации, конструкторские бюро, производителей технических средств, испытательные станции, но и сельскохозяйственные предприятия; быстро осваивать производство производительной и ресурсо-экономной техники нового поколения, конкурентоспособной по всем важнейшим параметрам  эксплуатации, которая не только не должна уступать зарубежным аналогам, а намного их превосходить, особенно в том, что касается специфики белорусского сельского хозяйства (техника должна быть не только ресурсосберегающей и адаптированной   к местным природным ресурсам, но хорошо учитывать особенности животных и растений, отвечать потребностям человека, хорошо вживаться как в экономическую, гак и социальную инфраструктуру).

  • воссоздать систему инжиниринговою, агрохимического, мелиоративного и технологического сервиса АПК. сформировав отечественного дилера нового типа, расширить кооперативные связи дилерских предприятий е сельским хозяйством и производителями материально-технических ресурсов [дилерская сечь должна быть по-настоящему обслуживающей, а не диктующей условия):
  • восстановить и широко распространить систему долгосрочного и краткосрочного льготного кредитования для приобретения современных материально-технических ресурсов: наряду с лизингом активно применять бюджетные и небюджстные ссуды для быстрой комплексной модернизации агропромышленного производства; принять общегосударственную систему мониторинга соотношения на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и оперативно использовать меры интервенционного регулирования поддержания относительного равновесия межотраслевого ценообразования.

        Таким образом, устойчивое развитие сельского хозяйства на данном этапе и в перспективе требует реализации ряда коренных мер. Выработать и принять их непросто, для этого необходимы слаженные действия государственных органов и хозяйствующих структур и, безусловно, определенное время.

                             2.2. Планирование ассортимента продукции .

Ассортимент товаров - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта  ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственный  ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый  ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Искусство планирования ассортимента продукции  состоит в умении воплощать уже  имеющиеся и/или потенциальные  технические и материальные возможности  в продуктах, которые, принося производителю  прибыль, обладают потребительской  ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

 

Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.

Постоянное новаторство  в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

Приступая к  планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и  рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции.

                       2.3.Методы  планирования ассортимента.

Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:

- Метод операционного рычага;

-Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;

- Метод линейного программирования.

     Метод операционного рычага. Этот метод называется также операционным анализом, или анализом “Издержки - Объем - Прибыль”, широко применяемым в западных финансово-экономических исследованиях, где он носит название CVP-анализ. Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный (экономический) рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности), закон финансовой прочности (устойчивости) предприятия.

        Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом, так как именно его использование позволяет оценивать операционные прогнозы на основе соотношений постоянных и переменных затрат, которые и определяют силу воздействия операционного рычага. Напомним; что чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Широкое использование  маржинального дохода в анализе  позволяет формировать оптимальный  ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить. Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения производить или покупать», выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на переменные и  постоянные. Переменные издержки - такие затраты предприятия, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

Постоянные (фиксированные, непропорциональные) издержки - такие, которые не зависят от объемов производства: арендная плата, процент за кредит, амортизационные отчисления, оклады административно-управленческого аппарата.

Метод ранжирования ассортимента продукции  на основе матрицы БКГ.

Одним из наиболее распространенных методов  оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения компании.

Матрица БКГ отражает не только важность обладания  долей рынка, но и учитывает стремление организаций иметь товары, которые поддерживали бы развитие друг друга.

Как  известно, есть достоинства и недостатки этой матрицы. Преимущества и недостатки матрицы "рост/доля".

Матрица хозяйственного портфеля БКГ приносит несомненную  пользу для принятия решения о характере стратегии для каждого отдельного вида деятельности (бизнеса). Матрица БКГ выдвигает на первый план финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, показывает виды финансовых решений, которые должны приниматься, и объясняет, почему приоритеты распределения ресурсов внутри корпорации различны для разных хозяйственных подразделений. Она также предлагает удачные способы рационализации как для стратегии инвестирования и расширения, так и для стратегии ликвидации. Тем не менее, данная матрица аналитически не закончена и потенциально может ввести в заблуждение.

         Метод линейного программирования.

Фирма выпускает изделия Рi (i = 1,2, ...,n) n видов, для производства которых используются m технологических операций Оj (j = 1,2,...,m). Рассчитано, что ожидаемая прибыль от продажи одного изделия Рi, равна сi. Эти технологические операции могут также использоваться для других целей. Поэтому время, в течение которого операции Оj могут производиться для изготовления рассматриваемых изделий, ограничено длительностью рабочего дня и равно bj. Длительность технологической операции Оj при изготовлении одного изделия Рi равна аji. Вопрос: каким должен быть суточный объем производства изделий Рi, чтобы прибыль от их реализации была максимальна?

Условия данной задачи запишем . Отметим, что неиспользование какой-либо операции Оj при изготовлении изделия Рi равносильно аji = О.

Запишем математическую формулировку этой, задачи. В качестве управляемых переменных можно выбрать количество Х = (х1, х1, ...,хn) изготавливаемых изделий Р12,...,Рn. Тогда прибыль от продажи изделий Рi имеет вид:

f (Х) = c1x1 + c2x2 + cЗxЗ + ... + cnxn. (1)

 

      В итоге,  окончательная математическая формулировка задачи выглядит так: составить план изготовления изделий X = (x1, x2,…,xn), который удовлетворяет линейным неравенствам (2 - 3) и обеспечивает максимум прибыли - линейной функции цели (1), f(X) > max.

Раздел . Проектная часть.

3. Исходная информация о предприятии.

3.1.Технико- экономические показатели предприятия.

Данное предприятие  в настоящее время при объеме реализации 71086 тыс.

 руб. несет убытки в размере 3301,6 тыс. руб.

Расходы предприятия  по выпуску продукции представлены в таблице 1.4

Технико – экономические  показатели производства масла «Эдельвейс»

в сравнении  с маслом «Крестьянским» можно рассмотреть по следующей таблице:

Показатели

«Эдельвейс»

«Крестьянское»

Удельный расход молока (кг/кг)

15,5

20,8

Выход товарной продукции из 1 т молока

64,5

48,1

Степень использования  компонентов молокосырья

Жира

СОМ

 

 

97,31

3,23

 

 

97,28

1,39


3.2.Метод валовой маржи.

Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные  предприятия, работавшие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 6,2% от оборота. С целью достижения прибыли в размере 6,2% среднеотраслевого уровня к текущему обороту, руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из кризисной ситуации:

  1. увеличение объема реализации;
  2. сокращение издержек;
  3. одновременное увеличение реализации и сокращение издержек;
  4. изменение ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных изделий).

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский молочный комбинат»