Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:42, аттестационная работа
Цель данной работы показать, что выход на IPO –– один из наиболее эффективных механизмов привлечения средств, позволяющий получить инвестиции для развития бизнеса.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы фондового рынка в целом;
- проанализирована нормативная база размещения ценных бумаг;
- показаны основные механизмы первичного публичного размещения;
- рассмотрен опыт крупнейших российских компаний по проведению IPO.
Введение 3
I. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг. 8
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг 8
1.2. Основы функционирования фондового рынка 13
II. Экономическая сущность и функциональные составляющие механизма первичного публичного размещения акций 17
2.1. Сущность и особенности первичного рынка ценных бумаг 17
Анализируя правовое регулирование отечественных и зарубежных финансовых рынков, можно отметить, что наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг. Я думаю, что будущее за гибридным методом. 19
2.2. Понятие первичного публичного размещения ценных бумаг 19
2.2. Основные цели и элементы осуществления первичного публичного размещения акций 20
III. Реализация первичного публичного размещения акций на российском фондовом рынке 30
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру эмиссии ценных бумаг в России. 30
3.2. Этапы первичного публичного размещения акций. 37
3.3. Оценка стоимости акций при IPO и основные издержки размещения ценных бумаг. 46
3.4. Эволюция российских публичных размещений. 50
3.5. Результаты первичных публичных размещений акций на примере следующих российских компаний: «Роснефть», «ВТБ». 56
3.6. Основные причины, препятствующие развитию рынка IPO в России и тенденции развития современного мирового рынка первичных размещений акций. 62
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Менеджмент компании занимается ее подготовкой к размещению, совершенствует принципы корпоративного управления, создает соответствующие структурные подразделения, необходимые для успешного проведения IPO, в частности Investor Relations внедряет МСФО и в целом подготавливает необходимую информационную базу для эмиссии. Важность надлежащего раскрытия информации в данном ключе обусловлена не только возможностью управления капитализацией компании после IPO, но и законодательными требованиями.2
Главная цель второй стадии - сформировать благоприятное мнение инвесторов относительно бумаг эмитента. Как правило, за полгода до IPO начинается активная маркетинговая кампания: публикуются аналитические статьи по рынку, перспективам развития эмитента и прочее.
Объявление о размещении - третья стадия этапа подготовки. В течение месяца организуются пресс-конференции, интервью, Интернет-конференции с руководством компании, собирающие как аналитиков, так и потенциальных инвесторов из разных регионов. В СМИ публикуются новости о грядущем IPO, организуются выездные road-show ("дорожное шоу"), призванные довести до широкого круга инвесторов необходимую информацию и повысить их интерес к акциям компании. Хорошо проработанная PR-кампания формирует желаемый образ эмитента. IR-отделы компании должны сформировать группу представителей эмитента и по возможности привлечь "независимых" экспертов. Представители компании должны быть готовы ко всем "подводным камням", то есть "больным" вопросам для компании, в случае, если таковые имеются. Практика показывает, что именно от качества подготовки аналитических статей, презентаций и "дорожного шоу" зависит успех размещения. В это же время андеррайтер и группа консультантов занимаются подготовкой необходимой документации: регистрируется дополнительная эмиссия акций. По мере проведения "дорожного шоу" организаторы размещения начинают формировать книгу заявок.
На четвертой стадии, за два месяца до размещения, информационная кампания постепенно снижает темп, давая инвесторам право на осмысление информационного потока прошлых месяцев. В СМИ не реже раза в неделю появляются лишь главные новости.
На пятой, заключительной, стадии, за месяц до непосредственного размещения, PR-кампания должна быть активизирована, чтобы окончательно повлиять на решение инвесторов о целесообразности покупки акций, даже при условии сформированной книги заявок, так как инвесторы сохраняют право отзыва заявки.
Этап
размещения - выход на биржу. По завершении
активной маркетинговой кампании и
"дорожного шоу" на встрече
с инвестиционными банкирами
согласуются окончательные
Работа
с инвесторами после
Ключевое звено в процессе эмиссии - состав и направленность информационных потоков. Что же хочет знать инвестор? Соблюдение формальных требований законодательства, таких, как общие сведения об эмитенте, его финансовом положении, безусловно, недостаточно для успешного IPO. В своей маркетинговой кампании, "дорожных шоу", встречах с аналитиками и переговорах с инвесторами должны быть сделаны акценты на следующем:
- миссии, целях и задачах компании, ее базовых ценностях;
-
долгосрочной стратегии
- оценке положения на рынке;
-
сотрудничестве менеджеров и
акционеров в процессе
-
корпоративных ценностях и
Рассмотрим процедуру IPO более детально. Особое внимание следует уделить подбору партнеров по IPO: андеррайтеров (lead-manager, co-lead-manager, co-manager, bookRunner), PR-агентств и юридических консультантов. Выбор конкретных участников IPO определяется спецификой, объемом и площадкой размещения.
Представим основные функции партнеров по IPO в виде таблицы 3.
Таблица 3
Основные функции партнеров по IPO
Субъект IPO | Функции субъекта | ||
Андеррайтеры | Lead-manager | - координация
и управление всем процессом IPO; - подбор и управление группы организаторов; - координация действий эмитента и консультантов; - разработка инвестиционного бренда; - координация работы с биржами и депозитариями; - разработка структуры сделки | |
Co-lead-manager | - оказывает
содействие лид-менеджеру в управлении процессом IPO; - имеет совещательный голос | ||
Co-manager | - комплексная
оценка бизнеса и финансового состояния компании (due diligence); - составление и выпуск проспекта эмиссии и информационного меморандума; - публикация, координация аналитического освещения; - Road Show, маркетинговая кампания | ||
BookRunner | - ведение
книги заявок; - контроль процесса размещения | ||
Консультанты | Аудитор | - аудит
финансовой отчетности; - проведение финансового due diligence; - выпуск письма независимого аудитора; - экспертиза и подписание проспекта эмиссии и информационного меморандума | |
Юридический консультант эмитента |
- составление
проспекта эмиссии и информационного меморандума; - экспертиза договорной базы и прочей документации; - правовые заключения | ||
Юридический консультант лид-менеджера |
- экспертиза
проспекта эмиссии, информационного меморандума и прочей документации; - проведение юридического due diligence; - подготовка договорной базы; - подготовка меморандума по структуре сделки | ||
PR-агентство | - PR-сопровождение
проекта; - содействие российским и зарубежным СМИ; - работа с PR и IR-службами компании |
Безусловно, организация публичного размещения требует участия значительного числа консультантов, работу которых координирует лид-менеджер (главный в синдикате андеррайтеров), являющийся, как правило, инвестиционным банком. Лид-менеджер выбирается непосредственно эмитентом. Он в свою очередь выбирает группу консультантов и координирует их работу. Среди них советующий менеджер размещения (co-lead-manager), соуправляющий (co-manager) и ведущий книгу заявок андеррайтер-регистратор (book Runner). При незначительном объеме размещения данные функции может выполнять один инвестиционный банк. Но следует отметить, что общая тенденция направлена на рост объема размещения в денежном выражении и региональной диверсификации инвесторов, поэтому в настоящее время почти все размещения имеют соуправляющих. Наличие нескольких организаторов имеет определенные преимущества. Андеррайтеры характеризуются неоднородной клиентской базой и часто географической локализацией деятельности, а более полная информация о спросе, более широкий круг инвесторов повышают вероятность успешного IPO. Наличие известных названий инвестиционных банков на первой странице проспекта эмиссии повышает престиж размещения и страхует компанию от рисков недооценки стоимости акции: бренд андеррайтера во многом определяет успех IPO эмитента. Члены синдиката также берут на себя обязательство публиковать аналитические отчеты о данной фирме и выпускать рекомендации "покупать", "держать", "продавать", что стало своеобразным негласным правилом размещения. Другое дело, что андеррайтеры, как правило, дают позитивную оценку: strong buy, buy, hold, так как подобная аналитика может сильно влиять на динамику стоимости акций, и если инвестиционные компании не хотят рисковать своей репутацией, то они предпочитают не давать никаких рекомендаций.
Конкуренция за получение статуса ведущего андеррайтера размещения (лид-менеджера) бывает очень жесткой, так как именно ему достается большая часть выручки по итогам размещения.
Если компания собирается выходить на зарубежные биржи, то целесообразно в качестве партнеров по размещению выбирать западных консультантов и западные инвестиционные банки.
Сложность процесса организации IPO связана с перекрестной ответственностью участников размещения и необходимостью формирования ряда рабочих групп:
-
группы оценки и
- группы по проведению due diligence и подготовке документов, включающие эмитента, андеррайтеров и юридических консультантов. Специалисты этой группы должны в надлежащие сроки провести всестороннее исследование достоверности предоставляемой информации, они также занимаются составлением необходимой для листинга документации, организуют издание проспекта эмиссии, его регистрацию в соответствующих органах исполнительной власти - ФСФР, а по итогам выпуска - составлением и регистрацией отчета о выпуске;
- маркетинговой группы, объединяющей эмитента, андеррайтеров, юридических консультантов и PR-кампанию. В компетенцию этой группы входит разработка инвестиционного бренда, подчеркивающего инвестиционную привлекательность, инвестиционные отличия и преимущества эмитента на бирже. Не менее важная задача группы - организация "дорожного шоу" и презентаций перед аналитиками.
Цель формирования рабочих групп - оптимизация работы участников размещения и выполнение работы в максимально сжатые сроки. Временной аспект проведения IPO изображен в таблице 4.
Таблица 4
Временной аспект проведения IPO
Недели | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | |
Due diligence |
Подготовка размещения |
** | ** | ** | |||||||||
Проверка компании | ** | ** | ** | ** | ** | ||||||||
Обновление оценки | ** | ** | ** | ** | ** | ** | |||||||
Обобщение проверки |
** | ** | |||||||||||
Оформление документации |
Подготовка проспекта |
** | ** | ** | ** | ** | ** | ||||||
Регистрация | ** | ** | ** | ** | ** | ** | |||||||
Предварительный проспект |
** | ||||||||||||
Окончательный проспект |
** | ||||||||||||
Регистрация выпуска |
** | ||||||||||||
Проведение листинга на ММВБ/РТС |
** | ** | |||||||||||
Получение разрешения ФСФР на выпуск ADR/GDR |
** | ||||||||||||
Переговоры
и заключение контракта с депозитарием |
** | ** | ** | ||||||||||
Маркетинг | Встречи с аналитиками |
** | |||||||||||
Подготовка аналитических отчетов |
** | ** | ** | ||||||||||
Премаркетинг | ** | ||||||||||||
Road-show | ** | ** | |||||||||||
Размещение | Создание команды и рабочих групп |
** | ** | ||||||||||
Определение диапазона цены |
** | ||||||||||||
Составление
книги заявок |
** | ** | |||||||||||
Окончательное определение цены акций |
** | ** | |||||||||||
Аллокация | ** | ** | |||||||||||
Расчеты
и завершение сделки |
** | ||||||||||||
Ценовая стабилизация |
30
дней после начала торгов |
** | |||||||||||