Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:42, аттестационная работа
Цель данной работы показать, что выход на IPO –– один из наиболее эффективных механизмов привлечения средств, позволяющий получить инвестиции для развития бизнеса.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы фондового рынка в целом;
- проанализирована нормативная база размещения ценных бумаг;
- показаны основные механизмы первичного публичного размещения;
- рассмотрен опыт крупнейших российских компаний по проведению IPO.
Введение 3
I. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг. 8
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг 8
1.2. Основы функционирования фондового рынка 13
II. Экономическая сущность и функциональные составляющие механизма первичного публичного размещения акций 17
2.1. Сущность и особенности первичного рынка ценных бумаг 17
Анализируя правовое регулирование отечественных и зарубежных финансовых рынков, можно отметить, что наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг. Я думаю, что будущее за гибридным методом. 19
2.2. Понятие первичного публичного размещения ценных бумаг 19
2.2. Основные цели и элементы осуществления первичного публичного размещения акций 20
III. Реализация первичного публичного размещения акций на российском фондовом рынке 30
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру эмиссии ценных бумаг в России. 30
3.2. Этапы первичного публичного размещения акций. 37
3.3. Оценка стоимости акций при IPO и основные издержки размещения ценных бумаг. 46
3.4. Эволюция российских публичных размещений. 50
3.5. Результаты первичных публичных размещений акций на примере следующих российских компаний: «Роснефть», «ВТБ». 56
3.6. Основные причины, препятствующие развитию рынка IPO в России и тенденции развития современного мирового рынка первичных размещений акций. 62
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Законодательное
регулирование процедуры
Наиболее
серьезная из них была связана
с порядком осуществления акционерами
преимущественного права
Другой серьезной проблемой были установленные Законом "О рынке ценных бумаг" ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг (2, ст. 27. 6). До регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг инвесторы не могут их продать, поскольку обращение ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска запрещено. Между тем возможность продать ценные бумаги как можно быстрее после их приобретения и получить прибыль, составляющую разницу между ценой размещения и ценой продажи, является одним из заметных стимулов для приобретения инвестором акций, предлагаемых в ходе первичного публичного размещения. Кроме того, в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" отчет об итогах выпуска может рассматриваться регистрирующим органом в течение двух недель (2, ст. 25). Подобное замораживание инвестиций, присущее всем случаям размещения ценных бумаг по российскому законодательству, на первичных публичных размещениях акций отражается наиболее болезненно. Однако еще более важным является то, что если в ходе эмиссии будут выявлены нарушения, в регистрации отчета о выпуске ценных бумаг может быть отказано, а это ведет к признанию выпуска ценных бумаг несостоявшимся со всеми вытекающими из этого последствиями.
Этими изменениями созданы условия, позволяющие эмитентам осуществлять первичное публичное размещение акций и иных ценных бумаг (IPO) по правилам, действующим на развитых финансовых рынках. Для этих целей Законом N 194-ФЗ были изменены нормы Закона "Об акционерных обществах" (1), которыми регулировался порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
В
первую очередь изменение касается
преимущественного права
Изменения в Стандарты эмиссии были внесены приказом ФСФР России от 12 января 2006 г. N 06-7/пз-н (8) "О внесении изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н". Среди основных новаций, внесенных этим нормативным правовым актом ФСФР России в Стандарты, можно выделить следующие:
1) Эмитенты получили право представлять в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска ценных бумаг. В случае представления указанного уведомления отменяется обязанность представлять в ФСФР для регистрации отчет об итогах выпуска ценных бумаг. При этом такая возможность появляется у эмитента при одновременном наличии следующих условий: размещение ценных бумаг путем открытой подписки, оказание эмитенту брокером услуг по размещению ценных бумаг на основании заключенного с ним возмездного договора, осуществление листинга ценных бумаг (8).
2) При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент может предусмотреть адресованное неограниченному кругу лиц приглашение делать предложения (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг. При этом такие предложения должны содержать цену приобретения и количество ценных бумаг, которое лицо, подающее оферту, обязуется приобрести по указанной цене, и/или согласие такого лица приобрести указанное в оферте количество ценных бумаг по цене, определенной (определяемой) эмитентом в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг. После истечения установленного срока для подачи предложений (оферт) о приобретении ценных бумаг эмитент определяет цену размещения (если она не была определена ранее) и направляет ответ о принятии предложения (акцепт) лицам, выбранным по его собственному усмотрению. При этом в случае предоставления при таком размещении преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг у лиц, осуществляющих указанное преимущественное право, сохраняется приоритет при приобретении размещаемых ценных бумаг по отношению к иным инвесторам (8).
3)
При осуществлении
4)
Установлена возможность
5)
Устанавливается
6)
Сокращаются сроки регистрации
выпусков и отчетов об итогах
выпусков облигаций
Изменения
в Положение о раскрытии
N 05-5/пз-н" (8).
В числе новых норм Положения можно выделить следующие:
1)
Установлены особенности
2)
Определены особенности
3)
Установлена обязанность
Рассматривая
изменения, произошедшие в законодательстве
РФ в части регламентации
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в свете последних изменении в законодательстве РФ, регламентирующем процедуру эмиссии ценных бумаг, задача создания правовых условий для осуществления процедуры первичного публичного размещения акций российскими компаниями на отечественном фондовом рынке в основном решена. Однако возможности совершенствования законодательного регулирования процедуры первичного размещения акций далеко еще полностью не исчерпаны. В данном направлении должен быть сделан еще целый ряд шагов. И только после этого законодательная регламентация IPO в России будет в полной мере соответствовать практике регулирования этой процедуры, принятой в странах, обладающих развитыми фондовыми рынками.
Решение
об IPO принимается собранием
IPO
- мероприятие не только
- подготовительный;
- этап размещения;
- работу с инвесторами после размещения;
Подготовительный этап внутренне неоднороден, и в нем можно выделить четыре отдельные стадии на основе специфики раскрытия информации. На первой - компания, решившая стать публичной, проводит определенные внутренние мероприятия, направленные на повышение транспарентности юридической структуры и финансовой отчетности компании и совершенствование эффективности управления. Компания должна создать имидж благонадежного заемщика. Многие компании перед проведением IPO осуществляют программы облигационных размещений, тем самым подготавливая и саму компанию, и круг потенциальных инвесторов к будущей эмиссии акций. Эти внутренние изменения начинают проводиться за несколько лет перед размещением. Менеджменту надлежит оценить стоимость компании и выделить наиболее привлекательные для инвесторов направления деятельности. Реструктуризация может стать одним из главных путей к успешному размещению, прямо влияя на стоимость акций. В случае отказа от реструктуризации или при выходе на рынок с недореструктуризированной собственностью существует большая вероятность получить серьезный дисконт в цене акций. За год до размещения эмитент должен определиться с организаторами IPO, для чего, как правило, проводится тендер. Вместе с андеррайтером определяются существенные условия размещения: цена, площадка, количество акций (price, place, percentage), затем начинается разработка основных документов, необходимых для размещения, в частности бизнес-плана, информационного меморандума и других, а также проведение необходимых оценочных мероприятий и экспертиз. Составляется и издается предварительный проспект эмиссии.