Первичное публичное размещение ценных бумаг и практика его реализации на Российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:42, аттестационная работа

Описание работы

Цель данной работы показать, что выход на IPO –– один из наиболее эффективных механизмов привлечения средств, позволяющий получить инвестиции для развития бизнеса.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы фондового рынка в целом;
- проанализирована нормативная база размещения ценных бумаг;
- показаны основные механизмы первичного публичного размещения;
- рассмотрен опыт крупнейших российских компаний по проведению IPO.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг. 8
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг 8
1.2. Основы функционирования фондового рынка 13
II. Экономическая сущность и функциональные составляющие механизма первичного публичного размещения акций 17
2.1. Сущность и особенности первичного рынка ценных бумаг 17
Анализируя правовое регулирование отечественных и зарубежных финансовых рынков, можно отметить, что наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг. Я думаю, что будущее за гибридным методом. 19
2.2. Понятие первичного публичного размещения ценных бумаг 19
2.2. Основные цели и элементы осуществления первичного публичного размещения акций 20
III. Реализация первичного публичного размещения акций на российском фондовом рынке 30
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру эмиссии ценных бумаг в России. 30
3.2. Этапы первичного публичного размещения акций. 37
3.3. Оценка стоимости акций при IPO и основные издержки размещения ценных бумаг. 46
3.4. Эволюция российских публичных размещений. 50
3.5. Результаты первичных публичных размещений акций на примере следующих российских компаний: «Роснефть», «ВТБ». 56
3.6. Основные причины, препятствующие развитию рынка IPO в России и тенденции развития современного мирового рынка первичных размещений акций. 62
Заключение 69
Список использованной литературы 71

Работа содержит 1 файл

Мой диплом ВШЭ.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

     Законодательное регулирование процедуры первичных  размещений акций в России начало постепенно складываться только с 2003 г. В течение 2003 г. вступили в силу изменения и дополнения в законодательство о рынке ценных бумаг, позволившие акционерам публично продавать акции, приобретенные ранее при учреждении или путем закрытой подписки, когда акционерное общество размещало ценные бумаги без соблюдения формальностей, связанных с раскрытием информации при эмиссии, и без необходимости в дальнейшем раскрывать информацию на регулярной основе (типичный случай IPO уже выпущенных акций). Для этого акционерному обществу стало достаточно зарегистрировать проспект ценных бумаг, а также раскрыть определенный объем информации. С появлением такой возможности российское законодательство на шаг приблизилось к процедуре первичного публичного предложения акций, принятой во многих зарубежных странах (22). Однако в отношении первичных публичных размещений новых акций проблемы так и не были устранены.

     Наиболее  серьезная из них была связана  с порядком осуществления акционерами  преимущественного права приобретения дополнительных акций в случае их размещения путем открытой подписки (публичного предложения), установленным в Законе "Об акционерных обществах" (1, ст. 40 и 41). Этот порядок совершенно не учитывал практику первичных публичных размещений акций, вынуждая сторонних инвесторов ждать достаточно продолжительное время до момента, когда с ними могут быть заключены договоры. Также порядок осуществления преимущественного права оборачивался и против осуществляющих его акционеров, поскольку они потенциально могли оказаться в неравных условиях с остальными приобретателями акций.

     Другой  серьезной проблемой были установленные  Законом "О рынке ценных бумаг" ограничения на обращение эмиссионных  ценных бумаг (2, ст. 27. 6). До регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг инвесторы не могут их продать, поскольку обращение ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска запрещено. Между тем возможность продать ценные бумаги как можно быстрее после их приобретения и получить прибыль, составляющую разницу между ценой размещения и ценой продажи, является одним из заметных стимулов для приобретения инвестором акций, предлагаемых в ходе первичного публичного размещения. Кроме того, в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" отчет об итогах выпуска может рассматриваться регистрирующим органом в течение двух недель (2, ст. 25). Подобное замораживание инвестиций, присущее всем случаям размещения ценных бумаг по российскому законодательству, на первичных публичных размещениях акций отражается наиболее болезненно. Однако еще более важным является то, что если в ходе эмиссии будут выявлены нарушения, в регистрации отчета о выпуске ценных бумаг может быть отказано, а это ведет к признанию выпуска ценных бумаг несостоявшимся со всеми вытекающими из этого последствиями.

     Этими изменениями созданы условия, позволяющие эмитентам осуществлять первичное публичное размещение акций и иных ценных бумаг (IPO) по правилам, действующим на развитых финансовых рынках. Для этих целей Законом N 194-ФЗ были изменены нормы Закона "Об акционерных обществах" (1), которыми регулировался порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

     В первую очередь изменение касается преимущественного права приобретения ценных бумаг, размещаемых по открытой подписке. Эмитентам дается возможность предусмотреть в эмиссионных документах определение цены размещения ценных бумаг уже после окончания срока действия преимущественного права (3). Одновременно этот срок сокращается с 45 до 20 дней. Также Законом N 194-ФЗ изменена процедура представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг, установленная в Законе "О рынке ценных бумаг" (2) и некоторые другие нормы. Изменения предусматривают возможность эмиссии ценных бумаг без регистрации отчета об итогах их выпуска в случае оказания брокером услуг по размещению ценных бумаг по открытой подписке и осуществлению фондовой биржей их листинга. Для реализации положений новых редакций законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг" устанавливающих правовые основы осуществления процедуры первичных публичных размещений акций, ФСФР России внесла соответствующие изменения в некоторые свои нормативные правовые акты, детально регламентирующие процедуру эмиссии ценных бумаг и раскрытия информации в ходе ее осуществления. Речь, прежде всего, идет о "Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии), утв. приказом ФСФР России от 16 марта 2005г. N05-4/пз-н (5), а также о "Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение о раскрытии информации), утв. приказом ФСФР России от 16 марта 2005г. N 05-5/пз-н (6).

     Изменения в Стандарты эмиссии были внесены  приказом ФСФР России от 12 января 2006 г. N 06-7/пз-н (8) "О внесении изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н". Среди основных новаций, внесенных этим нормативным правовым актом ФСФР России в Стандарты, можно выделить следующие:

     1) Эмитенты получили право представлять в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска ценных бумаг. В случае представления указанного уведомления отменяется обязанность представлять в ФСФР для регистрации отчет об итогах выпуска ценных бумаг. При этом такая возможность появляется у эмитента при одновременном наличии следующих условий: размещение ценных бумаг путем открытой подписки, оказание эмитенту брокером услуг по размещению ценных бумаг на основании заключенного с ним возмездного договора, осуществление листинга ценных бумаг (8).

     2) При размещении  ценных бумаг путем открытой  подписки эмитент может предусмотреть адресованное неограниченному кругу лиц приглашение делать предложения (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг. При этом такие предложения должны содержать цену приобретения и количество ценных бумаг, которое лицо, подающее оферту, обязуется приобрести по указанной цене, и/или согласие такого лица приобрести указанное в оферте количество ценных бумаг по цене, определенной (определяемой) эмитентом в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг. После истечения установленного срока для подачи предложений (оферт) о приобретении ценных бумаг эмитент определяет цену размещения (если она не была определена ранее) и направляет ответ о принятии предложения (акцепт) лицам, выбранным по его собственному усмотрению. При этом в случае предоставления при таком размещении преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг у лиц, осуществляющих указанное преимущественное право, сохраняется приоритет при приобретении размещаемых ценных бумаг по отношению к иным инвесторам (8).

     3) При осуществлении преимущественного  права приобретения ценных бумаг  допускается определение цены  размещения ценных бумаг после  окончания срока действия преимущественного права. В этом случае после раскрытия эмитентом информации об определенной им цене размещения ценных бумаг лица, реализующие преимущественное право, должны оплатить приобретаемые ценные бумаги в установленный срок, который не может составлять менее 5 рабочих дней. При этом в течение срока действия преимущественного права оплата ценных бумаг не производится, а осуществляется только представление заявлений о приобретении ценных бумаг. Срок для представления заявлений о приобретении ценных бумаг устанавливается в размере не менее 20 дней.

     4) Установлена возможность зачисления  размещаемых ценных бумаг на  счет брокера, оказывающего эмитенту  услуги по размещению ценных  бумаг. В этом случае с момента зачисления ценных бумаг на счет брокера такие ценные бумаги признаются размещенными, и брокер обязан их перевести на счет приобретателя (лица, заключившего договор о приобретении ценных бумаг в ходе их размещения) в срок, на условиях и в порядке, установленных решением о выпуске ценных бумаг. Указанный механизм соответствует общепринятой практике, максимально сокращает и упрощает процесс размещения ценных бумаг.

     5) Устанавливается ответственность  лиц, подписывающих отчет об  итогах выпуска ценных бумаг  и уведомление об итогах выпуска  ценных бумаг. При этом устанавливается новая форма уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

     6) Сокращаются сроки регистрации  выпусков и отчетов об итогах  выпусков облигаций международных  финансовых организаций с 30 до 14 дней для выпусков и с 14 до 7 дней - для отчетов.

     Изменения в Положение о раскрытии информации были внесены приказом ФСФР России от 12 января 2006 г. N 06-6/пз-н "О внесении изменений в Положение о раскрытии  информации эмитентами эмиссионных  ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г.

N 05-5/пз-н" (8).

     В числе новых норм Положения можно  выделить следующие:

     1) Установлены особенности раскрытия  информации, возникающие в связи  с возможностью представления  эмитентом в ФСФР России уведомления  об итогах выпуска ценных бумаг и отсутствием в этом случае необходимости в государственной регистрации отчета об итогах выпуска. В этом случае информация будет раскрываться эмитентом на этапе представления в ФСФР России уведомления об итогах выпуска в форме сообщения о существенном факте "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг", а также путем опубликования текста уведомления на странице в сети Интернет.

     2) Определены особенности раскрытия  информации в процессе эмиссии  ценных бумаг, размещаемых путем  открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами РФ. В этом случае необходимо раскрывать информацию, представляемую соответствующему органу, регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и иным организациям, в соответствии с иностранным правом, для ее раскрытия среди неограниченного круга лиц. Раскрытие такой информации должно осуществляться российским эмитентом путем опубликования текста документов, содержащих указанную информацию, на странице б сети Интернет в срок не позднее даты раскрытия этой информации в соответствии с иностранным правом среди неограниченного круга лиц.

     3) Установлена обязанность эмитента  раскрывать в проспекте ценных  бумаг не только информацию  о лице, оказывающем ему услуги  по размещению ценных бумаг, но и информацию о размере вознаграждения такого лица.

     Рассматривая  изменения, произошедшие в законодательстве РФ в части регламентации процедуры IPO, следует отметить, что еще до появления Закона N 194-ФЗ и двух названных  выше нормативных правовых актов ФСФР России были внесены изменения в "Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг", утвержденных приказом ФСФР России от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н (5). Среди прочего, они касались и вопросов, связанных с обращением на фондовых биржах акций, размещаемых в ходе IPO. В частности, был изменен порядок листинга ценных бумаг эмитентов, созданных в результате реорганизации юридического лица. Ранее для включения в котировальный список акций одним из требований являлось существование эмитента в течение 3 лет. Теперь же, согласно изменениям, для эмитента, созданного в результате реорганизации, данный срок устанавливается с учетом срока деятельности юридического лица, в результате реорганизации которого он был создан. Также изменен порядок листинга ценных бумаг эмитентов, размещаемых путем открытой подписки. Документом отменяется требование к эмитентам, для включения их в котировальный список "Б", о предоставлении ежемесячного объема сделок, заключенных на фондовой бирже за последние 3 месяца, если эмитент размещает ценные бумаги по открытой подписке и если с момента государственной регистрации отчета об итогах их выпуска прошло не более 3 месяцев. При определении капитализации акций, размещенных путем открытой подписки, их средневзвешенная цена определяется равной цене размещения в соответствии с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг.

     Таким образом, можно констатировать тот факт, что в свете последних изменении в законодательстве РФ, регламентирующем процедуру эмиссии ценных бумаг,  задача создания правовых условий для осуществления процедуры первичного публичного размещения акций российскими компаниями на отечественном фондовом рынке в основном решена. Однако возможности совершенствования законодательного регулирования процедуры первичного размещения акций далеко еще полностью не исчерпаны. В данном направлении должен быть сделан еще целый ряд шагов. И только после этого законодательная регламентация IPO в России будет в полной мере соответствовать практике регулирования этой процедуры, принятой в странах, обладающих развитыми фондовыми рынками.

3.2. Этапы первичного публичного размещения акций.

    Решение об IPO принимается собранием акционеров, которое вправе принимать, контролировать ключевые решения руководства компании по данному вопросу. Оно же утверждает конечный вариант проекта, предложенный андеррайтером, и все существенные условия сделки, такие как цена, объем, площадку.

     IPO - мероприятие не только затратное,  но и весьма продолжительное  по времени, требующее высокого  уровня подготовки. Анализируя временной аспект первичного размещения акций, целесообразно выделить три основных этапа:

     - подготовительный;

     - этап размещения;

     -  работу с инвесторами после  размещения;

     Подготовительный  этап внутренне неоднороден, и в  нем можно выделить четыре отдельные стадии на основе специфики раскрытия информации. На первой - компания, решившая стать публичной, проводит определенные внутренние мероприятия, направленные на повышение транспарентности юридической структуры и финансовой отчетности компании и совершенствование эффективности управления. Компания должна создать имидж благонадежного заемщика. Многие компании перед проведением IPO осуществляют программы облигационных размещений, тем самым подготавливая и саму компанию, и круг потенциальных инвесторов к будущей эмиссии акций. Эти внутренние изменения начинают проводиться за несколько лет перед размещением. Менеджменту надлежит оценить стоимость компании и выделить наиболее привлекательные для инвесторов направления деятельности. Реструктуризация может стать одним из главных путей к успешному размещению, прямо влияя на стоимость акций. В случае отказа от реструктуризации или при выходе на рынок с недореструктуризированной собственностью существует большая вероятность получить серьезный дисконт в цене акций. За год до размещения эмитент должен определиться с организаторами IPO, для чего, как правило, проводится тендер. Вместе с андеррайтером определяются существенные условия размещения: цена, площадка, количество акций (price, place, percentage), затем начинается разработка основных документов, необходимых для размещения, в частности бизнес-плана, информационного меморандума и других, а также проведение необходимых оценочных мероприятий и экспертиз. Составляется и издается предварительный проспект эмиссии.

Информация о работе Первичное публичное размещение ценных бумаг и практика его реализации на Российском рынке