Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:42, аттестационная работа
Цель данной работы показать, что выход на IPO –– один из наиболее эффективных механизмов привлечения средств, позволяющий получить инвестиции для развития бизнеса.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы фондового рынка в целом;
- проанализирована нормативная база размещения ценных бумаг;
- показаны основные механизмы первичного публичного размещения;
- рассмотрен опыт крупнейших российских компаний по проведению IPO.
Введение 3
I. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг. 8
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг 8
1.2. Основы функционирования фондового рынка 13
II. Экономическая сущность и функциональные составляющие механизма первичного публичного размещения акций 17
2.1. Сущность и особенности первичного рынка ценных бумаг 17
Анализируя правовое регулирование отечественных и зарубежных финансовых рынков, можно отметить, что наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг. Я думаю, что будущее за гибридным методом. 19
2.2. Понятие первичного публичного размещения ценных бумаг 19
2.2. Основные цели и элементы осуществления первичного публичного размещения акций 20
III. Реализация первичного публичного размещения акций на российском фондовом рынке 30
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру эмиссии ценных бумаг в России. 30
3.2. Этапы первичного публичного размещения акций. 37
3.3. Оценка стоимости акций при IPO и основные издержки размещения ценных бумаг. 46
3.4. Эволюция российских публичных размещений. 50
3.5. Результаты первичных публичных размещений акций на примере следующих российских компаний: «Роснефть», «ВТБ». 56
3.6. Основные причины, препятствующие развитию рынка IPO в России и тенденции развития современного мирового рынка первичных размещений акций. 62
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Таким образом, в Группу ВТБ сегодня входят пять банков в России, четыре банка в СНГ, шесть банков в Западной Европе и один банк в Африке. Кроме того, в Группу ВТБ входят компании, специализирующиеся на небанковских финансовых услугах, в том числе управлении активами, лизинге и страховании.
В октябре 2006 г. для банков и компаний, входящих в Группу ВТБ, был проведен ребрэндинг. Большинство финансовых организаций, входящих в Группу, теперь имеют в своем названии аббревиатуру «ВТБ» и указание на страну присутствия или сферу деятельности. Общая численность сотрудников Группы ВТБ на конец 2006 года составила более 25 тыс. человек. Решая задачу обеспечения населения России качественными банковскими продуктами и услугами, ВТБ за 2002-2006 гг. практически утроил размеры своей региональной сети внутри страны. У Группы ВТБ в России сегодня 524 офисов продаж в 67 из 86 регионов страны. С учётом количества размещаемых акций и высоких темпов роста российского банковского сектора уже сейчас можно говорить о значительном интересе инвесторов к этому первичному размещению. Кроме того, особенностью IPO «Внешторгбанка» должна стать его ориентация именно на частных инвесторов.
11
мая на LSE стартовали условные биржевые
торги по ценным бумагам ВТБ. Банк ВТБ
почти завершил размещение своих акций
на бирже - осталось только дождаться официального
начала торгов. Все остальные положенные
процедуры уже выполнены - цена за каждую
акцию была объявлена в 13,6 копейки, а сам
банк оценили в 35 с половиной миллиарда
долларов. ВТБ собрал заявки от 131 тысячи
частных инвесторов. Все заявки будут
удовлетворены. При первичном публичном
размещении инвесторам будет предложено
около 22% обыкновенных акций «Внешторгбанка»,
причём половина этих ценных бумаг будет
размещаться в России, а половина — на
зарубежных финансовых рынках. По предварительным
оценкам аналитиков, цена размещения может
составить 0,071-0,085 рублей.
Параметры IPO | ||||||||||||||||
|
По предварительным оценкам, «Внешторгбанк» может привлечь от 90 до 120 млрд. руб. в результате IPO, причём, по словам Г. Грефа, около 70% привлечённых средств, планируется направить на долгосрочное кредитование, т.е. на дальнейшее развитие собственного бизнеса. Всего финансовая организация продала 22,5 процента своих акций. Значительная часть из них досталась частным инвесторам, то есть простым россиянам, которые оставляли заявки в офисах ВТБ. Банк принял таких заявок больше 130 тысяч - граждан не остановило даже то, что купить долю в ВТБ можно было не меньше чем за 15 тысяч рублей. Для сравнения, "Роснефть" смогла привлечь к своему размещению 115 тысяч человек при минимальном объеме заявки в 30 тысяч рублей, а Сбербанк - 46 тысяч инвесторов при минимальном объеме в 89 тысяч рублей.
Книги заявок ВТБ, по утверждению самого банка, были переполнены. Однако руководство финансовой организации все-таки решило размещать ценные бумаги не по верхней границе заявленного диапазона в 11,3-13,9 копейки. Вероятно, в ВТБ решили избежать риска падения акций в первые дни торгов. Именно так случилось при IPO "Роснефти" - компания решилась размещать ценные бумаги даже чуть-чуть выше озвученного организаторами размещения диапазона. Это привело к тому, что в течение нескольких недель инвесторы не слишком активно покупали акции компании - объем торгов был небольшим, а ценные бумаги "Роснефти" чуть-чуть подешевели. Это смазало общее впечатление от неплохо проведенного IPO.
На IPO ВТБ заработал восемь миллиардов долларов. Куда пойдут эти средства, пока не очень ясно. Возможно, финансовая организация, как и Сбербанк, объявит о снижении ставок по кредитам. Тогда финансировать увеличение кредитов можно будет за счет привлеченных средств. Кроме того, глава банка Андрей Костин в начале весны пообещал президенту России Владимиру Путину с 2008 года открывать каждый день по одному новому отделению.
Возможно, часть средств пойдет и на покупки за рубежом - после ребрендинга и смены названия с Внешторгбанка на ВТБ финансовая организация стала позиционировать себя как международная группа.
Размещение «Внешторгбанка» станет отнюдь не единственным интересным событием в секторе IPO в 2007 году. Например, первичные публичные размещения акций планируют генерирующие компании (ОГК и ТГК), возникшие в результате реформирования электроэнергетики. Средства, полученные от IPO, генерирующие компании планируют направить на строительство новых генерирующих мощностей.
Судя по всему, в 2007 году отечественный рынок ценных бумаг ждёт настоящий бум первичных публичных размещений: по крайней мере, многие российские компании заявляли о своих планах по размещению акций на фондовом рынке.
К объективным причинам нежелания "размещаться" относятся сомнения в конкурентной среде фондового рынка страны и, как следствие, возможности получения справедливой оценки бизнеса. Основные факторы, препятствующие развитию рынка IPO в России представлены на рис.6. Крупные компании все чаще и чаще предпочитают выходить на мировые финансовые рынки, а не привлекать средства внутри страны. Неразвитость фондового рынка и отсутствие необходимого количества финансовых ресурсов определенного качества - вот главные препятствия развитию рынка IPO. Решение проблемы слабости институциональных инвесторов может способствовать усилению конкурентных преимуществ российских бирж. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: ВЭБ допущен на рынок корпоративных ЦБ, а ВТБ готовится разрешить инвестирование пенсионных накоплений в фондовый рынок. Одновременно с этим мешает и искусственно создаваемый ФСФР временной лаг между распределением акций и началом торгов до полутора месяцев. С другой стороны, ФСФР пытается постепенно упрощать регулирование эмиссии, в частности планируется введение регистрации отчета об эмиссии организатором торговли с уведомлением федеральной службы, создание центрального депозитария, создание института "квалифицированных инвесторов" и прочее.
Факторы, ограничивающие выход российских компаний на отечественный рынок первичных публичных размещений акций |
Рис.
6. Факторы, ограничивающие
выход российских компаний
на отечественный рынок
первичных публичных
размещений акций
Но какими бы сложными не были препятствия, IPO способно принести компании ощутимые выгоды уже в самом ближайшем будущем после размещения:
-
получение эффективного
-
повышение финансовой
- повышение престижа при работе с контрагентами;
-
возможность использования
- усиление лоббистского потенциала за счет включения влиятельных финансовых институтов в состав акционеров;
-
повышение международного
И главное, что обеспечивает IPO, - привлечение капитала для дальнейшего развития компании и расширения бизнеса.
Согласно исследованию компании "Ernst SYoung", проведенному совместно с Гарвардским университетом, основополагающим фактором, определяющим успех IPO, является уровень его подготовки. Статистический анализ IPO показывает, что в случае успешного размещения (а успешное размещение предполагает, во-первых, реализацию всех выпущенных акций и, во-вторых, стабильность котировок после выхода на биржу) стоимость компании в среднем за три года удваивается. В России, с ее "недооцененным" рынком, компании показывают и более впечатляющий рост капитализации. Так, рыночная стоимость РБК с момента размещения в мае 2002 г. выросла со 100 млн долл. до 650 млн долл. на конец 2005 г. Российские компании демонстрируют уверенный рост капитализации после размещения акций на открытом рынке, при этом потенциал роста также очень велик.
Безусловно, все те качественные изменения и преобразования в компании, которые касаются прозрачности управления, достоверности финансовой отчетности, структуризации активов, делают возможным в будущем привлекать капитал на более выгодных условиях.
На IPO выходят компании разных отраслей, в том числе и финансовые институты. На российских биржах торгуются акции только нескольких банков. ЦБ РФ предлагает российским банкам выход на IPO с целью повышения капитальной базы, недостаток которой является, бесспорно, главной проблемой российской банковской системы, во многом сдерживает развитие экономики в целом. Бум IPO в 2006 - 2007 гг. способен заложить основы современной экономики России. Модернизация производства, повышение его глобальной конкурентоспособности, внедрение современных технологий (IPO) открывают бизнесу новые горизонты, создают новые возможности, которыми необходимо лишь правильно воспользоваться.
Совершенствование
механизма первичного публичного размещения
акций требует понимания
Важнейшей и устойчивой тенденцией развития мирового рынка первичных размещений акций является занижение цены предложения акций при проведении IPO, выражающееся в высоких положительных начальных доходностях акций. Многочисленные исследования по всему миру устанавливают факт наличия положительной первоначальной доходности. Занижение цен при новых выпусках акций имеет место в большинстве стран, хотя степень занижения цены варьируется от страны к стране.
Вторая тенденция развития мирового рынка IPO заключается в его цикличности и тесной взаимосвязи между национальными рынками. Для подтверждения данного утверждения была рассмотрена динамика развития американского, азиатского и европейского рынка IPO за последние годы.
Следующей тенденцией развития мирового рынка IPO является лидерство азиатского рынка по количеству проведенных размещений за прошедшие 5 лет.
Четвертой тенденцией развития современного мирового рынка первичных размещений акций является преобладание на нем компаний высоких технологий. В глобальном масштабе IPO в секторе высоких технологий составили более одной пятой всего количества IPO в мире.
Заключительной тенденцией развития мирового рынка IPO за последние семь лет является преобладание на нем американских инвестиционных банков. Преобладание американских инвестиционных банков на рынке услуг по первичному публичному размещению акций объясняется тем, что крупнейшие компании при размещении своих акций стремятся не экономить на затратах публичности и из соображений престижа обращаются к инвестиционным банкам с мировым именем.
Российские аналитики предлагают различные прогнозы развития внутреннего российского рынка первичных публичных размещений акций: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (27, стр. 44-46).
Рассмотрим
три наиболее вероятных сценария
развития рынка IPO в России, они представлены
в таблицах - 10, 11, 12.
Пессимистичный прогноз развития рынка IPO в России
Показатель | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
ВВП, млрд.долл.(в ценах 2005г. | 766,0 | 808,9 | 852,6 | 896,9 | 941,8 | 987,0 |
Реальный темп роста ВВП, в % | 6,4 | 5,6 | 5,4 | 5,2 | 5,0 | 4,8 |
Венчурные инвестиции за год, млрд.долл. | 10,35 | 11,07 | 12,15 | 13,63 | 16,1 | 17,81 |
Стоимость инвестиций с учетом прироста стоимости, млрд.долл. | 12,22 | 12,95 | 14,21 | 15,95 | 18,84 | 20,84 |
Доля стоимости, продаваемая через IPO, % | 21,7 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Величина рынка IPO новых компаний, млрд.долл. | 0,294241 | 0,65 | 0,71 | 0,80 | 0,94 | 1,04 |
Доля новых компаний в рынке IPO, % | 100 | 85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
Совокупная величина рынка IPO, млрд.долл. | 0,294241 | 0,76 | 0,84 | 0,94 | 1,11 | 1,23 |
Стоимость публичных компаний при IPO, млрд.долл. | 1,35764 | 15,23 | 16,72 | 18,77 | 22,17 | 24,52 |