Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:42, аттестационная работа
Цель данной работы показать, что выход на IPO –– один из наиболее эффективных механизмов привлечения средств, позволяющий получить инвестиции для развития бизнеса.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы фондового рынка в целом;
- проанализирована нормативная база размещения ценных бумаг;
- показаны основные механизмы первичного публичного размещения;
- рассмотрен опыт крупнейших российских компаний по проведению IPO.
Введение 3
I. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг. 8
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг 8
1.2. Основы функционирования фондового рынка 13
II. Экономическая сущность и функциональные составляющие механизма первичного публичного размещения акций 17
2.1. Сущность и особенности первичного рынка ценных бумаг 17
Анализируя правовое регулирование отечественных и зарубежных финансовых рынков, можно отметить, что наметилась тенденция смешения различных механизмов публичной продажи ценных бумаг. Я думаю, что будущее за гибридным методом. 19
2.2. Понятие первичного публичного размещения ценных бумаг 19
2.2. Основные цели и элементы осуществления первичного публичного размещения акций 20
III. Реализация первичного публичного размещения акций на российском фондовом рынке 30
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру эмиссии ценных бумаг в России. 30
3.2. Этапы первичного публичного размещения акций. 37
3.3. Оценка стоимости акций при IPO и основные издержки размещения ценных бумаг. 46
3.4. Эволюция российских публичных размещений. 50
3.5. Результаты первичных публичных размещений акций на примере следующих российских компаний: «Роснефть», «ВТБ». 56
3.6. Основные причины, препятствующие развитию рынка IPO в России и тенденции развития современного мирового рынка первичных размещений акций. 62
Заключение 69
Список использованной литературы 71
-
По целому ряду ценных бумаг
предусмотрено льготное
Основным
-
привлечение временно
-
направление инвестиционных
- обслуживание государственного долга;
- перераспределение прав собственности на средства производства;
Любой фондовый рынок делится на первичный и вторичный.
- Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение.
- Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки.
Кроме того, фондовые рынки можно
классифицировать по другим
Первичный рынок – это эмиссия (выпуск) и продажа новых и повторных выпусков ценных бумаг первым владельцем.
Первичный рынок ценных бумаг можно определить как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Рынок первичных публичных размещений акций выполняет в экономике важнейшие функции: позволяет стимулировать экономический рост, посредством привлечения капитала в экономику; способствует структурной перестройке экономики; является индикатором деловой активности и состояния экономики, то есть несет в себе информационную функцию; выполняет функцию ограничения инфляции; способствует повышению капитализации фондового рынка и увеличению оборота торгов.
Важнейшей
чертой первичного рынка является полное
раскрытие информации для инвесторов,
позволяющее сделать
Существует следующие методы публичной продажи акций (табл.1):
Таблица 1
Методы публичной продажи акций
Аукционный метод | Метод фиксированной цены | Книжный метод |
Преимущества | ||
Демократия доступа инвесторов к покупке акций | Отсутствие дискриминации – продажа акций всем по единой цене | Свобода усмотрения андеррайтера в определении круга инвесторов, размера и цены продажи им акций |
Интернет может использоваться | Прозрачность процесса публичной продажи акций | Раскрытие информации инвесторами о своих планах относительно периода держания акций, желаемой цене и др. |
Максимальная цена за акции может быть получена | Компенсация инвесторов за расходы по оценке акций | |
Недостатки | ||
Случайность результата по размещению акций | Недифференцированность относительно потребностей и возможностей разных сегментов фондового рынка | Произвол со стороны андеррайтера при распределении акций |
Неточность определения цены на акции | Инвесторы не могут быть стимулированы к раскрытию информации | Непрозрачность процесса публичной продажи акций |
Не компенсируется сбор инвесторами информации об эмитенте акций | Отсутствие усмотрения лишает возможности продать акции стратегическим инвесторам | Справедливый шанс отсутствует у значительной части инвесторов фондового рынка |
Применение | ||
Данный метод применяется при продаже акций розничным инвесторам, а также в случае использования Интернета | Характерно для небольших рынков, продажи акций эмитентов на рынке с невысокой активностью | Чаще всего используется для крупных выпусков. Рассчитан на институциональных инвесторов, сопровождается более высокими прямыми расходами и низкими косвенными издержками. |
Существуют разные взгляды на определение первичного публичного размещения акций, которое часто путают с первичным публичным предложением и, порой, под ними понимается одно и тоже. На самом же деле термин “публичное предложение” гораздо более емкий.
Некоторые авторы трактуют термин IPO именно как “первичное публичное предложение” и дают ему следующее определение: первичное публичное предложение акций (IPO) – это процесс размещения обыкновенных или привилегированных акций на открытом биржевом рынке, впервые предпринимаемый компанией, с целью привлечения дополнительных инвестиций в акционерный капитал компании (14, с.17). При этом происходит смена организационно-правового статуса компании, и она из частной компании закрытого типа преобразуется в открытую и публичную. Участниками этого процесса являются эмитенты, инвесторы, посредники и фондовая биржа.
Другие авторы считают, что термин IPO следует понимать именно как “первичное публичное размещение” акций, которое представляет собой одновременно и канал для получения молодыми компаниями нового капитала, и способ для первоначальных инвесторов выйти из участия в капитале и реализовать прибыли на свои инвестиции (23, с.21).
В международной практике IPO не имеет четкого юридического определения. Как правило, под IPO понимается первичное (на публичном рынке акции компании на момент размещения не обращаются) публичное (среди большого числа (тысяч) институциональных и частных инвесторов) размещение акций. Вместе с тем понятие "IPO" не эквивалентно понятию первичного рынка (primary market - продажа эмитентом вновь выпущенных акций). Первичным IPO является не с точки зрения первичности продажи акций, а с точки зрения первичности выхода компании на публичный рынок и возникновения в связи с этим совокупности обязательств, в том числе по раскрытию информации. Хотя основная стадия IPO - публичное размещение акций андеррайтером среди первичных инвесторов - уже относится к вторичному рынку (secondary market).
Наряду с IPO на рынках осуществляются публичные доразмещения акций, уже представленных на рынке (follow-ons), публичные продажи акций действующими акционерами (secondary offering - SPO), а также частные размещения среди ограниченного круга инвесторов (private placement). Признаками IPO является установление рыночной цены и рыночной капитализации частной компании, которых она раньше не имела. В процессе IPO компания меняет статус с частной на публичную. Размещаемые акции могут быть либо выпущены вновь, либо продаваться существующими акционерами.
Автор предлагает следующее развернутое определение первичного публичного размещения.
IPO - первое и все последующие размещения эмиссионных ценных бумаг определённого эмитента, адресованные неограниченному кругу лиц, и осуществляемые в процессе выпуска ценных бумаг путем открытой подписки или в процессе их публичного обращения на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке.
Хотя термин IPO может охватывать первичное размещение или обращение любых эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, паев и депозитарных расписок), на практике термин IPO применяется преимущественно в отношении акций.
Основной целью IPO является получение бессрочных инвестиций с одновременным формированием публичного рынка акций компании и повышением узнаваемости и статуса компании. При этом существующие собственники и, как правило, высшие менеджеры остаются у руля.
Цели, ставящие перед собой компании, проводящие IPO, представлены в таблице 2.
Размещения на публичном рынке выгодны для компаний. Публичный рынок обычно платит определенную премию к сумме, которую готовы заплатить за долю в компании стратегические инвесторы. Премия может достигать 20 - 30%. Средний дисконт частных компаний по отношению к публичным, на американском рынке составляет 27%.
Таблица 2
Цели, ставящие перед собой компании, проводящие IPO
Цели | % |
Привлечение
капитала |
70 |
Повышение узнаваемости и имиджа компании | 11 |
Выход венчурных инвесторов из бизнеса | 10 |
Инструмент
для будущих слияний и |
5 |
Создание системы поощрения персонала через опционы | 4 |
Рыночная оценка стоимости акций позволяет использовать их в качестве инструмента слияний и поглощений, а также вводить на их основе дополнительные формы стимуляции и вознаграждения сотрудников. Примерно треть эмитентов IPO вновь выходит на рынок в течение пяти лет, причем размер повторных размещений возрастает в среднем втрое по отношению к объему IPO.
Вместе
с тем публичное размещение налагает
на компанию ряд серьезных ограничений.
Это и раскрытие значительного
массива внутрикорпоративных
Публичное
размещение - это неизбежное снижение
доли собственности и доли в будущих
доходах действующих
Кроме всего прочего, публичное размещение требует существенных затрат. Например, при размещении ADS "Мечела" на фондовом рынке США комиссия андеррайтеров составила 17,6 млн долл., регистрационные и комиссионные платежи регулятору, бирже и национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам, а также прочие затраты - 7,5 млн долл. В совокупности затраты "Мечела" составили около 8% от объема привлеченных средств (24).
Проведение IPO считается одной из самых сложных операций на финансовом рынке. Основная проблема состоит в привлечении инвесторов к новой компании и определении ее рыночной стоимости, особенно в случае отсутствия аналогичных компаний на рынке. Считается, что проведение первичных публичных размещений акций сродни скорее искусству, чем финансовой науке и технологиям.
Существует множество схем проведения первичных размещений, которые заметно различаются в различных юрисдикциях. К примеру, в правилах Лондонской фондовой биржи предусмотрено (для целей отчетности) семь схем размещения эмитентом акций среди первичных инвесторов. Как правило, размещение акций при IPO проводится при содействии андеррайтеров путем предварительного сбора заявок (подписки) на акции (bookbuilding) и их последующего распределения после разрешения регулятора.