Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 01:37, отчет по практике
При прохождении практики планировалось решить следующие задачи:
* изучить особенности будущей профессии;
* получить всестороннюю практическую подготовку для выполнения своих будущих профессиональных обязанностей;
* изучить особенности производственной деятельности организации.
(на начало
учебного года)
2000/01 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | |
Число высших учебных заведений (включая филиалы) | 15 | 20 | 21 | 22 | 21 | 22 |
в том числе: | ||||||
государственных | 10 | 15 | 16 | 16 | 15 | 15 |
|
4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
негосударственных | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 |
|
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Количество студентов, человек | 42460 | 61110 | 63915 | 71449 | 71174 | 72425 |
в том числе в учебных заведениях: | ||||||
государственных | 40825 | 57712 | 60448 | 63797 | 64471 | 66844 |
негосударственных | 1635 | 3398 | 3467 | 7652 | 6703 | 5581 |
на 10000 человек населения, студентов | 320 | 446 | 492 | 553 | 553 | 563 |
В
2007 году число студентов на 10 тыс.
человек населения составило
563 человека, в 2006 году – 553 человека, в
1980 году – 132 человека (в Российской Федерации
в 2006 году – 514 человек, в 1980 году – 219 человек).
Увеличение количества людей, получающих высшее образование, происходит не только в России. В 2002 году численность обучающихся по программам высшего образования в странах – участниках организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 10 тыс. человек населения составляла: в США – 543 человека, Финляндии – 501 человек, Норвегии – 404 человека. В России и Чувашии – 410 человек и 446 человек соответственно. С 1960 по 1980 год в развитых странах Европы число студентов в среднем увеличилось в 3–4 раза, в Германии, Ирландии и Греции – в 4–5 раз, в Финляндии, Исландии, Швеции и Италии – в 5–7 раз, а в Испании и Норвегии – в 7–9 раз.
Это
обусловлено стремительным
В Чувашии и в целом по России маркетинговые стратегии вузов, скорее, направлены на запрос со стороны родителей и абитуриентов, которые, выбирая специальность и место обучения, ориентируются не на ситуацию на рынке труда, а на социальные стереотипы, в том числе престижность высшего образования.
Возможность риска данной тенденции заключается в том, что десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг постоянно возрастает. Вузы, ориентируясь в основном на спрос семей, будут поставлять на рынок труда необходимых специалистов с опозданием на 5–8 лет. Кроме того, существующая ресурсная база – материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, образовательная инфраструктура и т.д. – не позволяет повышать качество образовательных услуг при резком увеличении числа их потребителей.
Риск подобной тенденции связан и с возможной механической «перекачкой» постоянно уменьшающегося числа выпускников школ, училищ и техникумов в вузовский сегмент. В перспективе складывающаяся ситуация может вызвать глубокие диспропорции рынка труда, когда дефицит работников со средней и начальной профессиональной подготовкой потребует либо существенного увеличения им заработной платы, либо широкого привлечения на такие рабочие места мигрантов. В то же время специалисты с высшим образованием вынуждены будут все чаще трудоустраиваться на рабочие места с низкой квалификацией труда, а часть их – пополнять ряды безработных.
Еще
одна специфическая черта российского
высшего профессионального образования
состоит в отсутствии конкурентной борьбы
за клиентов и финансовые ресурсы. Так,
по результатам исследования, проведенного
государственным
учреждением Высшая школа экономики, только
24 процента учреждений
высшего профессионального образования
испытывают острую конкуренцию,
58 процентов характеризуют конкурентную
среду как умеренную, а 18 процентов вообще
не испытывают конкуренции. В западных
странах упомянутый процесс разворачивался
на фоне укрепления и институционализации
других форматов предоставления образовательных
услуг и работы с человеческим капиталом.
На рынке образовательных услуг появились
новые игроки: виртуальные университеты,
лицензионные (франчайзинговые) университеты,
корпоративные университеты, библиотеки,
музеи и иные заведения, учрежденные средствами
массовой информации. В сферу образования
оказались втянутыми производители программного
обеспечения, издательства, предприятия
индустрии развлечений, стремящиеся извлечь
свою выгоду из потенциала международного
рынка образовательных услуг.
Массовость высшего образования заключает не только риски. Она имеет несомненный положительный эффект для российского общества, становится базой для демократизации общества, создает основу для социальной мобильности: благодаря полученному образованию человек может претендовать на более высокое положение в социальной иерархии. Кроме того, демографы и социологи приводят многочисленные данные о том, что уровень образования влияет на экономическую активность, личный доход, занятость и т.д.
Доля лиц, имеющих высшее образование, в структуре безработных (по уровню профессионального образования) в республике остается самой низкой. По прогнозам Государственной службы занятости населения Чувашской Республики, в численности зарегистрированных безработных граждан доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, к концу 2020 года снизится до 11,4 процента. В составе безработных граждан определится тенденция к уменьшению численности и доли специалистов высшего и среднего уровней квалификации и росту численности и доли неквалифицированных работников.
Потребности новой экономики – экономики, основанной на знаниях, – вынуждают высшие учебные заведения республики отказываться от узкой специализации. Рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурных средах и т.д. При переходе от традиционного индустриального общества к постиндустриальному высшее образование отреагировало на эти изменения увеличением количества специальностей, ростом гибких междисциплинарных и интердисциплинарных форм обучения, а главное – переходом от квалификаций к компетенциям. Основной задачей высшего образования становится не передача традиционных знаний, а подготовка к практической деятельности, основанной на трансверсальных знаниях, формирование важных профессиональных способностей и навыков: умение принимать решения и работать в коллективе (команде), способность быстро наращивать компетенции, получать необходимые для работы знания и навыки.
Многие вузы республики вышли на рынок дополнительного образования, чтобы обеспечить непрерывность профессиональной подготовки и обратную связь с экономическими субъектами. Кроме того, современные образовательные технологии постепенно смещаются в зону краткосрочных образовательных программ. Действующая инфраструктура высшего профессионального образования по имеющемуся потенциалу может обеспечить к 2010 году прохождение специализированных курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистами всех отраслей экономики.
Проблема академической мобильности для вузов Чувашии заключается в неплановом характере этой деятельности, низком уровне лингвистической подготовки студентов и преподавателей, неэффективности механизмов академического обмена. Сегодня всего 123 студента из зарубежных стран и 2633 студента из других регионов Российской Федерации обучаются в вузах республики, и лишь единичные студенты из Чувашии учатся в зарубежных вузах.
На
современном этапе модернизации
российского образования
Цель Болонского процесса – расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности, повышение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на европейский рынок труда.
Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и двухступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 110 направлениям подготовки высшего профессионального образования.
С 1992 года Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова приступил к обучению бакалавров и магистров. В настоящее время многоуровневая подготовка специалистов в соответствии с основными требованиями Болонского процесса ведется в трех вузах.
В республике подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется по 136 направлениям и специальностям, из которых 105 являются наиболее востребованными на рынке труда. За период с 2000 по 2007 год в вузах открыто 63 новые специальности, в 2007 году по заявкам предприятий и организаций – 24 специальности в области строительства, машиностроения, электроэнергетики, химической промышленности.
Наблюдается
тенденция к росту объемов
подготовки инженерно-технических
специалистов, особенно в области
металлургии, машиностроении и материалообработке,
транспортных средств, информатики и вычислительной
техники. Выпуск по этим специальностям
в 2007 году составил 889 человек
(в 2004 году – 354 человека).
Для приведения содержания профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда введено в практику проведение экспертизы учебных программ представителями работодателей, что способствует повышению вариативности и практической направленности образовательного процесса.
На базе крупных промышленных предприятий республики (ОАО «Промтрактор», ОАО «Химпром», ОАО «Научно-производственный комплекс «Элара» им. Г.А. Ильенко», «Всероссийский научно-исследовательский институт релестроения» (ВНИИР), ОАО «Чувашкабель», «Бреслер», ГУП Чувашской Республики «Чувашавтодор», ОАО «Чувашэнерго», ОАО «Дорисс» и др.) функционируют 46 «стажерских площадок» для прохождения практики студентами, из них 7 созданы в 2007 году.
Принятые меры по трудоустройству выпускников вузов (создание вузовских центров по трудоустройству, договорная подготовка) позволили снизить долю выпускников, состоящих на учете в службах занятости в качестве безработных (в 2007 году процент выпускников, поставленных на учет в качестве безработных, составил 4,7 процента, в 2006 году – 10,1 процента).
Осуществлена комплексная информатизация учреждений высшего профессионального образования, в среднем на 8 студентов приходится один компьютер. Создаются точки беспроводного доступа (WiFi), которые позволяют выходить в Интернет с ноутбуков и смартфонов. Все учреждения профессионального образования имеют собственные сайты. В ведущих вузах сайты преобразованы в образовательные интерактивные порталы, которые объединяют сайты структурных подразделений и индивидуальные страницы студентов, аспирантов и преподавателей. Библиотеки пяти вузов являются членами Ассоциации региональных библиотечных консорциумов, объединяющей ресурсы более 150 библиотек из 54 регионов России. Студентам и сотрудникам открыт доступ к ресурсам крупнейших библиотек мира: Библиотеки Конгресса США, Французской национальной библиотеки, Немецкой национальной библиотеки, Национальной библиотеки Австралии и т.д.
Информация о работе Отчет по практике в отделе молодежной политики Министерства образования