Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 01:37, отчет по практике
При прохождении практики планировалось решить следующие задачи:
* изучить особенности будущей профессии;
* получить всестороннюю практическую подготовку для выполнения своих будущих профессиональных обязанностей;
* изучить особенности производственной деятельности организации.
В рамках программы проекта ХОУП «Полезная практика: реальные альтернативы» в 13 пилотных учреждениях начального профессионального образования прошли превентивное обучение 2294 человека. Учащиеся получили навыки безопасного поведения в отношении к наркотикам, ВИЧ/СПИДу, бытовым ситуациям, угрожающим здоровью и безопасности личности. В качестве тьюторов из состава преподавателей обучено 42 человека.
Приобщение обучающихся к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс их социализации, воспитания. В связи с этим большое внимание в учреждениях НПО уделяется совершенствованию организации физического воспитания учащейся молодежи путем привлечения ее к проведению различных массовых мероприятий. К примеру, во Всероссийском дне бега «Кросс наций» и «Лыжне России» в 2007 году приняли участие около 1500 обучающихся. Участниками республиканской спартакиады стали 1800 обучающихся учреждений начального профессионального образования.
В решении вопросов по асоциальному поведению молодежи активно используется ресурс психолого-педагогической службы учебных заведений. На сегодняшний день в учреждениях НПО работают 17 психологов и 6 социальных педагогов. Психолого-педагогические службы проводят коррекционную работу с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Воспитание толерантности, опыта отношения человека к тем или иным жизненным явлениям является основополагающей проблемой системы воспитания в учреждениях начального профессионального образования. Создание Координационного центра толерантности при Доме творчества учащейся молодежи позволило существенным образом повлиять на работу учебных заведений в этом направлении. Однако проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты продолжают иметь место в среде обучающихся.
В связи с этим необходимо активизировать деятельность органов ученического самоуправления, психолого-педагогических служб учреждений образования, общественных организаций, родителей и т.п.
Анализ состояния развития начального профессионального образования позволил выявить следующие проблемы:
несоответствие объемов подготовки рабочих кадров высокой квалификации реальным потребностям республиканского рынка труда;
отставание качества подготовки кадров учреждений начального профессионального образования от требований современного производства;
низкий охват персонала предприятий и организаций учреждениями начального профессионального образования обучением по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
недостаточность
квалифицированных
отставание учебно-производственной базы профессиональных училищ от требований высокотехнологичного производства;
отсутствие учебных программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и др.);
неподготовленность учащихся учреждений образования к активной социальной жизни, несформированность нетерпимости к проявлениям экстремизма, антиобщественным проявлениям.
5.4. Среднее профессиональное образование
В настоящее время на территории республики функционируют 29 (в 2000 году – 28) средних специальных учебных заведений, в том числе 3 структурных подразделения учреждений высшего профессионального образования других регионов и 4 интегрированных образовательных комплекса, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. В них обучается 27,6 (в 2000 году – 22,1) тыс. человек, из них 1,5 тыс. – по программам начального профессионального образования.
Число студентов средних специальных учебных заведений на 10 тыс. населения составляет 189 человек (по Российской Федерации – 168), в 2000 году – 177 (по Российской Федерации – 148).
Рис. 13.
Численность студентов в
на 10 тыс.
населения в 2007 году, человек
В
2007 году по сравнению с показателями
2000 года количество обучающихся в учреждениях
СПО возросло на 24,6 процента (по Российской
Федерации – на 6,5 процента, по Приволжскому
федеральному округу – на 20 процентов).
Рис. 14. Рост численности студентов в учреждениях СПО
по сравнению
с 2000 годом, в процентах
Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования в республике немногочисленны и не оказывают существенного влияния на объемы подготовки специалистов этого уровня. Численность обучающихся в них 1254 человека, или 4,9 процента от общего количества обучающихся, что соответствует значению данного показателя по Российской Федерации (5 процентов) и Приволжскому федеральному округу (5,7 процента).
В
последние годы отмечается увеличение
доли студентов, обучающихся с полным
возмещением затрат, в средних
специальных учебных
Рис. 15. Доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат,
в учреждениях
СПО, в процентах
В 2007 году учреждениями среднего профессионального образования было подготовлено 7215 специалистов. По сравнению с 2000 годом выпуск увеличился на 1300 человек, или на 22 процента, что в целом соответствует средним показателям по Российской Федерации (20 процентов) и Приволжскому федеральному округу (21,6 процента).
Рис. 16. Увеличение численности выпускников учреждений СПО
по сравнению
с 2000 годом, в процентах
В сфере экономики республики 22,2 процента специалистов имеют среднее профессиональное образование, в том числе в машиностроении – 26,3 процента, на транспорте – 24,1 процента, в строительстве – 11,8 процента, в сельском хозяйстве – 12,9 процента, в здравоохранении – 42,2 процента и в сфере финансовой деятельности – 14,7 процента. В то же время доля обучающихся в учреждениях СПО для организаций обрабатывающих отраслей экономики составляет 19,5 процента, транспорта – 10,3 процента, строительства – 8 процентов, сельского хозяйства – 3,6 процента, здравоохранения – 8,3 процента. Наибольший удельный вес в числе обучающихся приходится на экономические специальности (экономика и бухгалтерский учет, финансы и др.), их доля составляет 24 процента.
В связи со сложившимся дисбалансом в структуре подготовки специалистов и потребностями республиканского рынка труда начата реструктуризация сети учебных заведений, объемов и профилей подготовки. За 2000–2007 годы прекращена подготовка по 18 специальностям. В то же время по заявкам работодателей организовано обучение специалистов по 20 новым направлениям.
Идет процесс создания интегрированных учебных заведений. В настоящее время на базе 3 учреждений функционируют учебные комплексы, созданные путем объединения материальных и кадровых ресурсов учреждений начального и среднего профессионального образования, 3 техникума стали структурными подразделениями ведущих вузов России. В 2007 году по заявкам работодателей в г. Шумерле в рамках развития многоуровневой подготовки кадров открыт филиал Чебоксарского машиностроительного техникума.
В системе среднего профессионального образования проводится значительная работа по поддержке талантливой и одаренной молодежи. В последние годы создана многоуровневая система (от учебной группы, учреждения образования до республиканского уровня) по ее развитию путем увеличения числа республиканских олимпиад профессионального мастерства, научно-практических конференций, конкурсов. Вошло в традицию проведение таких мероприятий, как конференция-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», фестиваль художественного творчества «Молодые таланты» и др. Наблюдается устойчивая тенденция активного участия молодых юношей и девушек в конкурсных мероприятиях, способствующих раскрытию их способностей и талантов. По сравнению с 2000 годом рост составляет свыше 30 процентов. Созданная система работы дает свои результаты. За эти годы более 60 студентов стали победителями и призерами всероссийских зональных и финальных олимпиад профессионального мастерства. Хорошие показатели их результативности – это следствие индивидуальной работы преподавателей и мастеров производственного обучения с обучающимися.
Сформирована система мотивации для развития творческого потенциала студенческой молодежи. Ежегодно свыше 120 студентам и молодым преподавателям ссузов республики назначается специальная стипендия Президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность. За 2006–2007 годы премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» удостоены 129 человек из Чувашской Республики, в том числе 31 студент ссуза, что составляет 24 процента от общего числа победителей.
В
основе воспитательных систем учреждений
образования лежит
В
учреждениях среднего профессионального
образования созданы
Во всех ссузах республики функционируют органы студенческого самоуправления. Обмен опытом по формированию лидерских качеств у студентов осуществляется как на республиканском, так и на межрегиональном уровне. К примеру, в рамках проекта «Межрегиональный союз студентов учреждений среднего профессионального образования Поволжья», действующего с 2000 года, ежегодно проходят встречи студентов Чувашии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Нижегородской и Ульяновской областей. В настоящее время ведется работа по созданию Республиканского союза студенческой молодежи учреждений профессионального образования. В последние годы модели студенческого самоуправления, представленные ссузами республики, неоднократно отмечались дипломами на всероссийских конкурсах моделей организации студенческого самоуправления.
Существующий уровень подготовки выпускников во многих учебных заведениях не отвечает требованиям современного производства. По ряду новых профессий и специальностей учреждения не готовят кадры необходимой квалификации.
Ведомственная,
федеральная подчиненность
Сохраняются диспропорции между спросом и предложением на рынке труда. Так, в 2007 году в службах занятости зарегистрированы 265 выпускников учреждений среднего профессионального образования, что составляет 42 процента от общего числа выпускников учреждений профессионального образования.
Недостаточно развиты органы студенческого самоуправления (профсоюзы, студенческие научные общества и клубы, молодежные общественные организации и др.) по осуществлению гуманистического воспитания студентов в духе нетерпимости к проявлениям экстремизма, антиобщественным проявлениям, утверждению взаимной требовательности, ответственности.
5.5. Высшее профессиональное образование
В
России и Чувашии получение высшего
образования приобретает
Таблица
1.Основные показатели
развития
высшего образования
в Чувашской Республике
Информация о работе Отчет по практике в отделе молодежной политики Министерства образования