Профессиональное
образование
Сильные
стороны (S) |
Слабые
стороны (W) |
1. Имеющийся
потенциал профессионального образования
позволяет решать задачи по созданию системы
непрерывного профессионального образования
населения республики и формированию
конкурентной, социально и профессионально
мобильной личности, способной обеспечивать
повышение качества собственной жизни.
2. Часть
учреждений профессионального образования
всех ступеней имеет опыт участия в реализации
международных и российских научных и
образовательных проектов.
3. Разработана
и внедрена региональная модель социального
партнерства бизнеса и профессионального
образования в сфере подготовки кадров
(ассоциации товаропроизводителей и учреждений
профессионального образования, экспертная
оценка работодателями образовательных
программ, общественно-государственная
аттестация выпускников и аккредитация
учебных заведений, договорная система
подготовки кадров и т.д.).
4. Начат
процесс формирования систем менеджмента
качества образовательных учреждений
в соответствии с международными стандартами.
5. Созданы
центры мониторинга потребностей экономики
в кадрах и независимой (добровольной)
сертификации квалификации рабочих и
специалистов |
1. «Разрыв» между
уровнем подготовки кадров в учреждениях
профессионального образования и уровнем
производственных технологий, особенно
в организациях машиностроения и химического
комплекса, а также в электронном и электротехническом
кластерах.
2. Спрос
населения на рынке образовательных услуг
диктуется не реальной потребностью в
знаниях и квалификациях в отраслях экономики,
а соображениями престижа профессий, специальностей
и учебных заведений.
3. Учебно-материальная
база многих учреждений профессионального
образования не соответствует требованиям
опережающей подготовки кадров, запросам
работодателей.
4. Недостаточная
ориентированность учебных заведений
на удовлетворение индивидуальных заказов
потребителей (дополнительные образовательные
услуги).
5. Низкий
уровень коммерциализации научных разработок.
6. Слабый
выход вузов на международный рынок научно-образовательных
услуг.
7. Старение
педагогических кадров в учреждениях
профессионального образования.
8. Отсутствие
системы независимых рейтингов качества
образования.
9. Неукомплектованность
учреждений начального профессионального
образования педагогическими кадрами.
10. Предоставление
качественных образовательных услуг лицам
с ограниченными возможностями здоровья
в неполном объеме |
Возможности
(O) |
Угрозы (T) |
1. Создание
многоуровневых производственно-научно-образовательных
комплексов по кластерным группам.
2. Формирование
сети образовательных организаций, способных
занять соответствующую нишу в системе
трансграничного образования.
3. Создание
научно-производственно-образовательной
инфраструктуры общего пользования (лаборатории,
полигоны, электронные библиотеки и т.п.)
и организация сетевого взаимодействия
образовательных учреждений разных уровней.
4. Создание
системы целевой подготовки и переподготовки
кадров для всех отраслей экономики.
5. Обеспечение
соответствия системы менеджмента качества
более 90 процентов учреждений профессионального
образования требованиям действующего
международного стандарта в области качества.
6. Интеграция
вузов и создание национального университета
– центра новых идей и прорывных технологий |
1. Отсутствие на
федеральном уровне профессиональных
стандартов.
2. Отсутствие
нормативной базы для организации постоянного
мониторинга текущих и перспективных
потребностей российского и регионального
рынков труда в кадрах различной квалификации
с учетом прогнозируемых структурных
сдвигов экономики, тенденций в изменениях
характера и условий труда.
3. Разница
в оплате и условиях труда может привести
к оттоку научно-педагогических кадров
в другие сферы экономики
|
|
Таким
образом, проведенный анализ подтверждает,
что система образования в Чувашской
Республике имеет все необходимые предпосылки
для дальнейшего развития и превращения
ее в гибкую динамичную систему непрерывного
образования, позволяющую населению получать
качественные образовательные услуги
в соответствии с запросами рынка труда.
Раздел
2. Общая характеристика
менеджмента организации
Организационные
процессы в свою очередь обусловливают
необходимость выработки целей и стратегий
деятельности, выполнение процессов планирования,
мотивации, контроля, учета, анализа, то
есть процессов управления.
Рассматривая Министерство образования
как специфический вид деятельности
и как своеобразную административную
систему можно утверждать, что в отношении
стимулирования каждого работника, действуют
принципы управления по теории административной
школы менеджмента.
Министерство образования обязуется
правильно организовывать труд
работников на закрепленных за ними
рабочих местах, обеспечивая необходимыми
принадлежностями и оргтехникой, создавая
здоровые и безопасные условия труда,
соответствующие правилам по охране труда
(технике безопасности, санитарным нормам,
противопожарным правилам).
Для эффективного использования рабочей
силы управленческого труда в Министерстве
применяется принцип разделения труда.
Данный принцип действительно общепризнан
и повсеместно применяется, не вызывая
каких бы то ни было возражений. Без него
уже немыслимо создание какого- либо промышленного
или иного предприятия или организации.
Необходимость
и значимость дисциплины в министерстве
общепризнанны и никем не оспариваются,
поэтому основным и важнейшим
моментом данного принципа является
определяющая роль руководителя в установлении
и поддержании дисциплины , то есть его
умение составлять четкие, справедливые
соглашения между организацией и работником
и правильно применять санкции в отношении
последнего.
За нарушение трудовой дисциплины
в министерстве применяет следующие
дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение
по соответствующим основаниям.
Увольнение может быть применено
за неоднократное неисполнение
работником без уважительных
причин трудовых обязанностей, если
он имеет дисциплинарное взыскание;
за прогул (отсутствие на рабочем месте
без уважительных причин более 4-х часов
в течение рабочего дня); за появление
на работе в состоянии алкогольного, наркотического
или иного токсического опьянения; за
разглашение охраняемой законом тайны
(коммерческой, служебной и иной), ставшей
известной Работнику в связи с исполнением
им трудовых обязанностей; за совершение
по месту работы хищения (в том числе мелкого)
чужого имущества, растраты, умышленного
его уничтожения или повреждения, установленного
вступившим в законную силу приговором
суда или постановлением органа, уполномоченного
на применение административных взысканий;
за нарушение Работником требований по
охране труда, если оно повлекло за собой
тяжкие последствия либо заведомо создавало
реальную угрозу наступления таких последствий,
а также за совершение виновных действий
работником, непосредственно обслуживающим
денежные или товарные ценности, если
эти действия дают основание для утраты
доверия к нему со стороны Работодателя.
Методы стимулирования труда должны быть
справедливыми и доставлять максимально
возможное удовлетворение сотрудникам
и работодателям.
Поощрение работника за добросовестный
эффективный труд дополнительный
отпуск для муниципальных служащих
за ненормированный рабочий (служебный)
день устанавливается:
- для
высших и главных должностей
муниципальной службы – 6 календарных
дней;
- для
ведущих должностей муниципальной
службы – 5 календарных дней;
- для
старших и младших должностей
муниципальной службы – 3 календарных
дня .
За высокопрофессиональное выполнение
трудовых обязанностей, повышение
производительности труда, продолжительную
и безупречную работу и другие
успехи в труде применяются
следующие меры поощрения работников
Администрации:
- объявление
благодарности;
- поощрение
ценным подарком;
- поощрение
денежной премией;
- награждение
Почетной грамотой;
- награждение
Благодарственным письмом ;
- присвоение
Почетного звания;
-представление
к награждению орденами и медалями
Российской Федерации.
Раздел
3. Анализ системы
планирования на уровне
региона.
Для
определения долгосрочных перспектив
развития образования в Чувашской
Республике в качестве исходного принимается
инновационно активный сценарий преобразования
общества и территории, предусмотренный
в Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года,
утвержденной Законом Чувашской Республики
от 4 июня 2007 г. № 8.
Инновационно
активный сценарий предполагает наряду
с высокими темпами роста привлечения
инвестиций усиление инновационной компоненты
экономического роста на основе ускоренного
развития высокотехнологичных секторов
и экономики знаний, создания новой, более
эффективной технологической базы, которая
бы позволила осуществить технологический
прорыв в ведущих видах деятельности.
Это обеспечит устойчивый рост производительности
труда во всех отраслях экономики, развитие
конкурентоспособных территориально-производственных
кластеров и, как следствие, качественные
сдвиги в уровне жизни населения.
Большая
интенсивность структурных сдвигов в
экономике республики и инновационная
активность, ведущие к постиндустриальному
обществу, интеграции в мировую экономику,
невозможны без опережающего развития
экономики знаний, человеческого потенциала.
Высокий
уровень общей грамотности и культуры
населения, полное соответствие уровня
профессионализма рабочих, специалистов
и ученых требованиям высокотехнологичных
производств – условия, необходимые для
сформирования моделей конкурентоспособной
инновационной экономики и демократического
общества с социальной стабильностью.
Важнейшую роль в этом играет система
образования, обеспечивающая актуальные
и перспективные потребности личности,
общества, государства.
Основными
стратегическими
целями развития образования
в Чувашской Республике
являются:
-формирование
конкурентоспособной, социально и профессионально
мобильной личности, владеющей общечеловеческими
нормами нравственности, культуры, здоровья
и межличностного взаимодействия и способной
обеспечить устойчивое повышение качества
собственной жизни и общества в целом;
-создание
и развитие конкурентоспособной и социально
ориентированной системы непрерывного
образования, обеспечивающего инновационное
развитие экономики Чувашской Республики.
Для
достижения стратегических целей определены
приоритетные задачи и ключевые направления
их реализации.
1)Для дошкольного
образования:
а) Разработка и реализация
комплекса мер по созданию
гибкой сети дошкольных образовательных
учреждений различных типов и видов.
б)
Развитие новых организационно-экономических
механизмов.
в)
Создание институциональных механизмов
ранней диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического
сопровождения детей с учетом их индивидуальных
потребностей, способностей и гендерных
особенностей.
г)
Обновление содержания и повышение
качества дошкольного образования.
2)Для
школьного образования
- Обеспечение
доступности качественного школьного
образования независимо от места жительства
и доходов родителей.
- Достижение
эквивалентного мировым образовательным
стандартам качества школьного образования,
использование в этих целях общепризнанных
международных процедур и инструментов
контроля качества образования.
- Обеспечение
непрерывного медико-психолого-педагогического
сопровождения детей с учетом их индивидуальных
потребностей, способностей и гендерных
особенностей.
- Создание
условий для формирования традиционных
(владение родным и иностранными языками,
информационными технологиями, способности
в области математики и естественных наук)
и трансверсальных компетентностей (умение
учиться и общаться, презентовать себя,
наличие социальных, гражданских компетентностей
и культурной осведомленности, инициативности
и предприимчивости и др.).
- Создание
условий для обеспечения роста самосознания
и гражданского взросления общества путем
воспитания толерантной, поликультурной
личности, с высоким уровнем экологической
культуры, активно участвующей в общественной
жизни, осознающей свой долг перед Отечеством
и малой родиной, уважающей национальные
традиции и культуру народов мира.
- Создание
условий для сохранения и укрепления здоровья
школьников, воспитания культуры здоровья,
здорового образа жизни.
- Обеспечение
всеобщего доступа к образовательным
ресурсам глобальной сети Интернет, широкое
внедрение программ дистанционного обучения,
цифровых и электронных средств обучения
нового поколения.
- Создание
нормативно-правовых и организационных
условий для устройства в семью каждого
ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Разработка
организационно-экономических и нормативно-правовых
механизмов, способствующих формированию
педагогических кадров с квалификацией
мирового уровня, несущих высокую социальную
ответственность за качество результатов
образования, гибко управляющих образовательными
траекториями школьников, населения.
- Внедрение
инновационных организационно-экономических
моделей и механизмов, повышающих экономическую
и социальную эффективность функционирования
школ.
- Развитие
институтов общественного участия в образовательной
деятельности.