Отчет по практике в отделе молодежной политики Министерства образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 01:37, отчет по практике

Описание работы

При прохождении практики планировалось решить следующие задачи:
* изучить особенности будущей профессии;
* получить всестороннюю практическую подготовку для выполнения своих будущих профессиональных обязанностей;
* изучить особенности производственной деятельности организации.

Работа содержит 1 файл

osnovnoe.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

 

Рис. 4. Профильное обучение 

     В современные образовательные центры в сельской местности ежедневно  подвозятся более 11 тыс. детей почти из 800 деревень на 277 школьных автобусах.

     В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и  талантливых детей. Сеть инновационных  образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, в том числе в дистанционной форме, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований – все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. В 2008 году каждый третий старшеклассник участвовал в различных интеллектуальных состязаниях, 28 учащихся стали победителями и призерами по 14 предметам (в 2007 году – 18, в 2005 году – 10).

     Значительное  внимание уделяется созданию условий  для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (77 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Для обеспечения 6–8-часовой двигательной активности ежедневно в школах проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников Чувашии стали реальностью. Ежегодно проводится более 300 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются Спартакиада школьников на Кубок Президента Чувашской Республики, которая включает самые популярные и доступные виды спорта, республиканская олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников «Малышиада», республиканские конкурсы «Самый спортивный класс», «Самая спортивная школа».

     Реализация  приоритетного национального проекта  «Образование» и других проектов и программ в области информатизации образования способствовала значительному росту информационной культуры участников образовательного процесса. Все школы республики подключены к широкополосному каналу Интернет, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием: численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 17,5, у всех средних общеобразовательных учреждений есть собственные сайты. Созданы Республиканский центр дистанционного обучения, межшкольные методические центры. Существующая база используется для организации дистанционных форм непрерывного методического и организационного сопровождения деятельности педагогов и управленцев, проведения интеллектуальных игр, олимпиад и др. Педагоги активно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, включая в этот процесс учащихся старших классов, что стимулирует их к дальнейшему овладению интернет-технологиями. 

 

Рис. 5. Информационная образовательная среда 

     В республике идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех образовательных учреждениях созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учителей Чувашской Республики, совет директоров школ, руководителей учреждений профессионального образования. Активизации общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта «Образование». В конкурсных процедурах приоритетного национального проекта «Образование» в качестве гражданских экспертных организаций участвовало более 10 общественных объединений: Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Ассоциация врачей, общественная организация «Чувашский республиканский совет женщин», межрегиональная общественная организация «Чувашский национальный конгресс» и др.

     Проделана значительная работа по развитию этнокультурного (национального) образования. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих в Чувашской Республике. В этих целях школы обеспечиваются современной учебной литературой, в том числе электронными учебными пособиями. Число изданной учебной литературы по родному языку, культуре в расчете на одного учащегося в 2007 году увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами.

     Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствует развитию языков и культур народов, проживающих в республике, создает условия для повышения их общей культуры и гармонизации отношений граждан разных национальностей. В настоящее время в республике насчитывается 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских национальных школ, в 4 общеобразовательных учреждениях учащиеся изучают мордовский язык. Существующая сеть позволяет удовлетворять запросы детей в получении качественного образования в условиях поликультурного пространства.

     В соответствии с республиканскими целевыми программами ведется комплексная работа по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основными направлениями являются предупреждение социального сиротства, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     В настоящее время в республике функционируют 20 интернатных учреждений, в том числе 5 – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 9 – коррекционного типа, 1 – специализированная школа закрытого типа, 1 – санаторного типа, 2 – дома ребенка, 1 – для необучаемых детей, 1 учреждение находится в процессе реорганизации. Общее количество воспитанников этих учреждений составляет 1748 человек, в том числе около тысячи – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодное увеличение финансовых средств на содержание воспитанников школ-интернатов позволяет создавать необходимые условия для их жизни и обучения.

     Приоритетным  направлением государственной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы является развитие семейной формы устройства. Активизации этой работы в значительной степени способствует существенная государственная поддержка. Сегодня около 80 процентов детей от общего количества выявленных устраиваются на воспитание в семьи опекунов, усыновителей, приемных родителей. Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. В 2009 году в приемные семьи передано детей больше, чем в целом за предыдущие пять лет (в 2002–2006 годах – 237 детей, в 2009 году – 247). Всего по республике в 295 приемных семьях воспитываются 484 ребенка. Главным социальным эффектом этой работы является ежегодное сокращение числа детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах.  

 

Рис. 7. Развитие форм семейного устройства детей-сирот  и детей,

оставшихся  без попечения родителей 

     Дополнительное  образование детей организовано в 171 учреждении различной ведомственной направленности (учреждения образования, физической культуры и спорта, культуры и др.). Широкие возможности для его получения предоставляют и школы, и профессиональные учебные заведения (кружки, студии, секции и др.). Всего дополнительным образованием охвачено более 83 процентов школьников.

     Ежегодно  в республике проводится около 700 крупных  мероприятий различного уровня, в которых участвует более 120 тыс. школьников и студентов. Большую роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время действует более 650 детских и молодежных общественных объединений, членами которых являются 60 процентов школьников в возрасте 10–15 лет и 8,5 процента молодежи.

     Разработаны и внедряются в практику различные  проекты по организации воспитательной работы. За 2007–2008 годы проведено более 15 конкурсов на лучшие инновационные  проекты в области воспитания. Каждый четвертый классный руководитель стал их участником. Создана базовая сеть образовательных учреждений – пилотных площадок по распространению лучших воспитательных практик. Перестроена система повышения квалификации классных руководителей, ее основой стала модульная технология по актуальным проблемам развития личности в современных условиях, успешной адаптации и социализации. За последние два года одна треть классных руководителей обучена современным методикам организации воспитательной работы. Благодаря реализации комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами, наметилась тенденция к снижению преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2007 год, по сравнению с 2006 годом сократилось на 14 процентов.

          В Чувашской Республике ведется  активная работа по определению  специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующая сеть специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов, специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях всех видов позволяет реализовать право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: 1730 детей школьного возраста, 4,0 тыс. дошкольников получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. На надомной модели образования находятся 402 ребенка.

     Функционирующие в республике психолого-медико-педагогические комиссии на основании комплексной диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья определяют характер и продолжительность коррекционно-развивающей помощи каждому ребенку, содействуют в организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных его индивидуальным особенностям.

     С целью внедрения инновационных  моделей обучения, повышения адресности и расширения сферы образовательных услуг, организации профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Чувашской Республики апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм обучения.

         Несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе.

     Так, до сегодняшнего дня в качестве основного  образовательного результата школы на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Школьники, имея хорошие предметные знания, не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации. Школа крайне медленно переходит к образованию, ориентированному на компетентностный подход.

     В системе школьного образования  недостаточно развиты инновационные  формы получения образования (экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.). Не в полной мере используется потенциал школ, они не являются круглогодичными образовательно-информационными центрами для всего населения.

     Недостаточно  активно внедряются инновационные  индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого школьника, особенно по развитию одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Все еще не создана целостная система  интегрированного (инклюзивного) школьного  образования, консультационного и  информационного сопровождения  родителей. Значительная часть детей  с ограниченными возможностями здоровья, особенно проживающих в сельской местности, остается пока не охваченной инновационными моделями обучения и воспитания. Необходимо внедрить стандарты специального образования для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Для организации повышения качества образовательных услуг, внедрения  модели непрерывного образования и  повышения квалификации для всего  социума вне зависимости от места проживания неэффективно используются информационные и коммуникационные технологии.

     Не  создано эффективное взаимодействие органов управления, институтов гражданского общества по профилактике социального  сиротства, формированию современной  системы профессионального сопровождения  приемных семей.

     Недостаточно  развиты самоуправляющиеся ассоциации участников образовательной деятельности (профессиональные ассоциации педагогов, органы ученического и родительского самоуправления всех уровней), общественные органы управления образованием, в которых представлены все слои населения.

Информация о работе Отчет по практике в отделе молодежной политики Министерства образования