Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 01:37, отчет по практике
При прохождении практики планировалось решить следующие задачи:
* изучить особенности будущей профессии;
* получить всестороннюю практическую подготовку для выполнения своих будущих профессиональных обязанностей;
* изучить особенности производственной деятельности организации.
Малоэффективна работа по повышению престижа и социальной значимости изучения чувашского языка, недостаточно исследовано влияние родного языка на формирование толерантной личности и сохранение исторического наследия.
5.3. Начальное профессиональное образование
Республиканская система начального профессионального
образования (НПО) сформировалась в условиях
сложной социальной трансформации. Новая
сеть учреждений НПО представлена 20 учебными
заведениями. В настоящее время в них насчитывается
11 тыс. учащихся, обучение осуществляется
по
46 базовым профессиям. Кроме того, в профессиональных
училищах ежегодно более 5 тыс. человек
проходят переподготовку и повышение
квалификации.
Рис. 9. Число учреждений начального профессионального образования
и численность
обучающихся в них, человек
За последние годы в структуре подготовки рабочих кадров произошли заметные изменения. Доля обучающихся по профессиям для предприятий обрабатывающей отрасли республики составляет около 34 процентов. При этом обрабатывающая отрасль для республики является доминирующей. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года прогнозируется 6-кратный рост объема отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения. Увеличивается количество подготовленных кадров для сферы услуг, и в общем объеме подготовки доля данного сектора составляет 22,4 процента. Такая тенденция соответствует экспертным оценкам, доля этого сектора в общем объеме услуг к 2040 году достигнет 64,5 процента (в 2007 году – 41,6 процента).
В процессе реализации приоритетных мер по развитию жилищного строительства и модернизации транспортной инфраструктуры возрос объем подготовки рабочих строительного профиля. В то же время снизился объем подготовки кадров для организаций сельскохозяйственного профиля, что коррелируется с ожидаемым сокращением доли первичного сектора экономики до 9 процентов к 2040 году.
В учебных заведениях внедряются гибкие формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с потребностями республиканского рынка труда. Этому способствовала структурная и институциональная перестройка системы начального профессионального образования. Устанавливаются партнерские связи между бизнесом и профессиональным образованием, что является особо важной задачей инновационного развития экономики и переориентации его вектора от экспортно-сырьевого к наукоемкой и высокотехнологичной. Более 800 предприятий и организаций различных форм собственности заключили договоры с профессиональными училищами о сотрудничестве в области подготовки кадров. Анализ потребностей работодателей позволил определить перечень особо востребованных профессий, ликвидировать подготовку по ряду направлений, не востребованных рынком труда. По заявкам бизнес-структур в последние годы организовано обучение рабочих по 10 новым профессиям.
С
2006 года учебные заведения переходят
на систему договорной подготовки рабочих
кадров. В настоящее время более 76 процентов
учащихся обучаются на основании заявок,
полученных от работодателей. Увеличилась
доля трудоустроенных по специальности
выпускников (в 2007 году – 76,9 процента от
общего числа выпускников, в 2006 году –
69,4 процента). 11,7 процента выпускников
учреждений НПО продолжили обучение в
вузах и ссузах, 8,8 процента призваны в
ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рис. 10. Количество выпускников учреждений НПО (человек) и
доля
трудоустроенных по полученным профессиям
(процентов)
Вместе с тем наметилась тенденция снижения доли учащихся общеобразовательных школ, желающих продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования. Численность обучающихся в учреждениях НПО на начало 2008 года по сравнению с 2000 годом снизилась на 30 процентов (по Российской Федерации – на 15,6 процента, по Приволжскому федеральному округу – на 17 процентов).
Рис. 11. Прием и выпуск учащихся в учреждениях НПО
по дневной
форме обучения по состоянию на конец
календарного года, человек
Изменилась
структура поступающих в
Кроме
того, в 2007 году число выпускников, окончивших
среднюю (полную) общеобразовательную
школу, по сравнению с 2000 годом сократилось
на 16,6 процента. При этом остается актуальной
тема максимального использования имеющихся
внутренних демографических резервов,
связанная с повышением занятости инвалидов.
Рис. 12. Количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов,
обучающихся в учреждениях НПО,
человек
Образовательные услуги для этих категорий граждан оказывают все учебные заведения профессионального образования. Ежегодно около 150 детей с ограниченными возможностями здоровья продолжают выстраивать свою образовательную карьеру в учреждениях начального профессионального образования. В республике функционируют два специализированных ресурсных центра: профессиональное училище № 23 г. Чебоксары (в соответствии с приказом Минобразования России определено окружным учебно-методическим центром по обучению детей-инвалидов) и профессиональное училище № 11 г. Мариинский Посад. В этих учебных заведениях дети имеют возможности овладевать 7 профессиями начального профессионального образования. В них созданы необходимые условия для нормальной организации образовательного процесса. Занятия проходят в специализированных учебных кабинетах и мастерских, имеются современные компьютерные классы. В рамках проекта «Реформа системы образования» оба учреждения получили специальное спортивное и медицинское оборудование, предназначенное для оздоровления инвалидов. Им оказывается специализированная психологическая помощь в процессе адаптации к условиям современной жизни. Практикуется совместное обучение с другой категорией детей. По статистическим данным, в среднем 86 процентов выпускников ежегодно трудоустраиваются по полученной профессии.
Однако принятых мер явно недостаточно для решения проблемы социализации и полноценной трудовой реабилитации этих учащихся. Первостепенной задачей учреждений профессионального образования в работе с указанной категорией детей является повышение потенциала их личностной и профессиональной адаптации. Необходимо приступить к разработке программ индивидуального сопровождения процесса ресоциализации обучающихся, обеспечить создание безбарьерной среды и условий для формирования коммуникативного опыта, практиковать применение дистанционных технологий, начать подготовку специалистов, владеющих специализированными методиками обучения инвалидов.
Модернизация
производственных мощностей, применение
новой техники и оборудования,
внедрение современных
Это потребовало проведения оптимизации сети и обновления учебно-материальной базы учебных заведений.
В рамках реализации проекта «Реформа системы образования» по приоритетным направлениям экономики созданы 11 ресурсных центров. На модернизацию учебно-материальной базы профессиональных училищ было направлено 125 млн. рублей. Активное участие в других федеральных проектах и программах в значительной мере содействовало развитию инфраструктуры и материальной базы учебных заведений – дополнительно привлечено более 12 млн. рублей. Продолжено строительство учебного корпуса профессионального училища № 5 г. Цивильск, на эти цели из бюджетов разных уровней выделено 46 млн. рублей.
Возросло
доверие крупного бизнеса к системе
подготовки кадров.
В 2006 году заключен договор о сотрудничестве
и взаимодействии между Кабинетом Министров
Чувашской Республики и открытым акционерным
обществом «Северо-западные магистральные
нефтепроводы» о подготовке работников
квалифицированного труда. В 2007 году за
счет средств акционеров на базе профессионального
училища № 22 г. Канаш создан центр по подготовке
рабочих по ряду пользующихся спросом
на рынке труда профессий. В течение года
в реконструкцию учебного заведения акционерным
обществом проинвестировано
368 млн. рублей. Кроме того, учреждению
образования передано технологическое
оборудование на сумму около 4 млн. рублей.
В феврале 2008 года Концерн «Тракторные заводы» и Чебоксарский электромеханический колледж заключили подобное соглашение о подготовке и переподготовке рабочих и специалистов для предприятий Концерна.
Для организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования имеются 214 кабинетов по общеобразовательным предметам, 215 кабинетов по предметам профессионального цикла, 61 лаборатория и 183 учебно-производственные мастерские, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. В училищах оборудованы 46 кабинетов информатики и вычислительной техники, которые оснащены 1111 современными компьютерами, электронными учебными изданиями. Все учреждения имеют электронную почту и выход в Интернет, на 10 учащихся приходится 1 компьютер.
В то же время в профессиональных училищах № 2 г. Канаш, № 6 г. Шумерля, № 7 с. Батырево, № 27 пгт Кугеси и № 28 г. Мариинский Посад износ основных фондов составляет 80 процентов. Очевидное отставание учебно-производственного оборудования данных профессиональных училищ от требований производства ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. В связи с этим учебные заведения не могут стать привлекательным местом для обучения в глазах потенциальных абитуриентов – учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатель приема.
В
республике продолжается процесс создания
интегрированных учебных
г. Новочебоксарск. В ресурсных центрах
и интегрированных учебных заведениях
республики по состоянию на 1 января 2008
г. обучается 58 процентов будущих рабочих.
Чрезвычайно
актуальной задачей в последние
годы в системе начального профессионального
образования было внедрение в
учебный процесс новых
50 процентов преподавателей профессиональных
училищ успешно внедряют современные
технологии обучения, в том числе информационно-
Качественные
изменения в сфере подготовки
рабочих, заинтересованность предприятий
в конкурентоспособных
4,8 процента).
Вместе с тем существующий уровень подготовки выпускников во многих учебных заведениях не отвечает требованиям современного производства. По ряду новых профессий учреждения не могут готовить кадры необходимой квалификации. Лишь 25 процентов выпускников получают 4–5 квалификационные разряды, 50 процентов владеют смежными профессиями, заявленными работодателями.
Процесс воспитания в системе начального профессионального образования направлен на развитие инновационных воспитательных систем, создание условий для профессионального развития личности, повышения ее социальной активности, толерантности, раскрытия творческих способностей.
Во
всех профессиональных училищах и лицеях
реализуются программы
Росту
престижа рабочих профессий, развитию
профессиональной корпоративной культуры
способствует ежегодное проведение республиканских
олимпиад профессионального мастерства
более чем по 10 профессиям. Количество
участников олимпиад составляет 30 процентов
от общего числа обучающихся
(в 2000 году – 15,5 процента). За последние
три года пять победителей республиканских
олимпиад продемонстрировали высокий
уровень подготовки и на всероссийских
олимпиадах, а 26 – на мероприятиях межрегионального
уровня. В течение 2005–2007 годов 162 учащихся
профессиональных училищ стали победителями
республиканских фестивалей, конференций,
соревнований и т.д.
Реализация программы «Арт-Профи-форум» также позволяет раскрыть способности будущих рабочих и сформировать их профессиональные компетенции. В номинациях этой программы ежегодно участвует более 1000 учащихся профессиональных училищ.
В профессиональных училищах и лицеях функционируют органы ученического самоуправления. 14,8 процента (в 2000 году – 9,6 процента) обучающихся задействованы в их работе. В 2007 году восемь ученических советов учреждений начального профессионального образования представили свои программы на республиканский конкурс программ развития органов ученического и студенческого самоуправления. Победителем в трех номинациях стало профессиональное училище № 6 г. Шумерля, получившее от Минобразования Чувашии грант на совместную реализацию в 2008 году республиканской программы по совершенствованию системы ученического и студенческого самоуправления.
Информация о работе Отчет по практике в отделе молодежной политики Министерства образования