Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия) 23
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений:
Таблица 3.5 - Набор вероятных продуктовых стратегий
Сегмент Матрицы |
№ продукта |
Стратегические рекомендации |
Дикие кошки |
5 |
Увеличивать долю рынка за счет инвестиций (как собственных средств, так и за счет привлечения кредитов). При этом необходимо учитывать, что:
|
7 |
Необходимо провести дополнительные исследования для определения необходимости дальнейшего производства товара. При этом необходимо учитывать, что для данного продукта:
| |
Звезды
|
1 |
Увеличить долю рынка, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций.
|
3 |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций
| |
8 |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций. Необходимо выявить
| |
Дойные коровы |
4 |
Увеличить объем реализации,
оберегать и укреплять за счет
дополнительных инвестиций (в первую
очередь можно пустить
|
6
|
Необходимо осуществлять дальнейшую поддержку, т.к.:
Избыток денег от сбыта направить на поддержание продуктов № 1, 3, 4,8. | |
Собаки |
9 |
Следует вывести из рынка, т.к.:
поэтому можно убрать продукт из продуктового портфеля. Высвободившиеся средства можно направить на укрепления продукта №7. |
2 |
Уменьшить объем реализации, т.к.:
|
В результате определения возможных стратегий развития продуктов изобразить желаемое перемещение СЗХ в соответствии с выбранными стратегиями, а также указать источники инвестирования ( рисунок 3).
Рисунок 3 - Матрица БКГ с планируемым перемещением СЗХ
Оценку гибкости имеющегося портфеля проводят по:
а) степени концентрации продаж (прибыли) в отдельных СЗХ (считается, что чем больше концентрация доходов (прибыли) в одной или нескольких СЗХ и ниже их уровень в других – тем потенциально ниже гибкость стратегических позиций предприятия).
Например, СЗХ № 6 и 1 образуют 63,7 % выручки от реализации, остальные СЗХ – 36,3 % выручки (рисунок 4).
Следовательно, руководству фирмы нужно обратить внимание на относительно низкую гибкость продуктового портфеля.
Рисунок 4 - Кумулятивная гистограмма доходов от реализации
б) реакции портфеля на воздействие внешней среды.
Факторами потенциального воздействия внешней среды на предприятие могут быть:
Для обеспечения эффективной
деятельности предприятия, стабильного
состояния на рынке или расширения
своей доли на нем, обеспечения
Основное направление
стратегии предприятия –
В результате анализа продуктового портфеля предприятия, были предложены направления по его усовершенствованию:
При этом наибольший запас финансовой прочности имеет продукт №1 (93 %), наименьший – продукт №5 (7%).
Набольший риск для предприятия связан с производством продукта № 5, т.к. уменьшение объема производства на 1 %, приведет к изменению прибыли на 15,17 %.
Предприятие не может существовать долгое время, не обновляя ассортимента выпускаемой продукции. Новинку можно получить, купив ее целиком у стороннего разработчика, либо создав у себя новый вид изделий. Как в одном, так и в другом случае предприятие должно иметь программу выбора и разработки новых изделий. Начальный этап программы связан с исследованиями рынка, на котором предполагается реализация новинки. Эти исследования являются одним из важнейших условий на пути предприятия к успеху. Среди проблем, которые должны быть рассмотрены, можно выделить:
а) определение спроса и возможностей рынка;
б) конкуренцию и другие силы, действующие во внешнем окружении: информацию о возможных покупателях, изменении экономической ситуации в стране и уровне международного сотрудничества, тенденцию развития данного вида продукции, тенденции покупательского спроса и т. д.
Данные, полученные на входе исследований, позволяют наметить стратегические цели развития предприятия и оперативно корректировать его текущую деятельность. Однако следует отметить, что наиболее жизненными оказываются идеи, вытекающие из научно-производственных возможностей предприятия. Именно они позволяют реализовать сильные и скомпенсировать слабые его стороны.
Таким образом, предприятие принимает решение по выпуску новой продукции, учитывая состояние объективных условий, в которых оно существует (например, экономическая ситуация в стране, уровень конкуренции на рынке и т. д.), и внутренние факторы, характеризующие его потенциальные возможности по выпуску продукции (научный, технический, экономический потенциал).
В зависимости от прогноза состояния объективных условий выделяют:
1. Выбор решения в
условиях достоверности, когда
точно известно состояние
2. Выбор решения в
условиях риска, когда
3. Выбор решения в
условиях неопределенности, когда
невозможно оценить
Выбор решения в условиях достоверности — наиболее простой случай. Предприятию точно известны все внешние факторы, в которых оно будет работать. Выбор ограничивается тем вариантом продукции, который обеспечивает получение наилучшего результата (максимальная прибыль или максимальная выручка и пр.).
Выбор решения в условиях
риска предполагает оценку вероятности
возникновения объективных
Мi = Рj * Пij
где Мi — математическое ожидание прибыли по стратегии i; рi — вероятность появления объективного условия j;Пij — прибыль, получаемая предприятием при реализации стратегии Si и состоянии объективных условий Уj.
Исходные данные:
Предприятие разработало
Таблица 4.1. Матрица возможных доходов, млрд. руб.***
Стратегии предприятия по разработке продукции |
Экономическая ситуация | |
не изменится |
улучшится | |
S1 |
13,7 |
77,7 |
S2 |
33,7 |
52,7 |
S3 |
37,7 |
47,7 |
S4 |
57,7 |
15,7 |
Задание:
1) Определить
какой вариант стратегии
2) Определить
вариант производства
3) Используя данные
табл. 4.1, определить, какую стратегию
следует выбрать, если за
4) На основе
графического анализа
5) Предположить,
что данные табл. 4.1 представляют
вместо предполагаемой прибыли
- затраты предприятия.
Решение
Рекомендации к решению:
1. Внесем вероятности возникновения объективных условий в матрицу результатов и подсчитаем математическое ожидание прибыли по каждой стратегии (табл. 4.3).
Таблица 4.3 - Матрица результатов
У1 |
У2 |
Расчет математического ожидания прибыли | |
S1 |
13,7 |
77,7 |
13,7*0,6+77,7*0,4=39,3 |
S2 |
33,7 |
52,7 |
41,3 |
S3 |
37,7 |
47,7 |
41,7 |
S4 |
57,7 |
15,7 |
40,9 |
Вероятность |
0,6 |
0,4 |
Получение максимального результата обеспечивает стратегия S3, т. е. необходимо модернизировать существующую на предприятии продукцию.
3. Как установлено выше, выбор в условиях риска зависит от точности оценки вероятности возникновения объективных условий. Определим оптимальные границы реализации каждой стратегии, т. е. рассчитаем вероятности, при которых каждая стратегия обеспечивает наилучший результат. Для этого воспользуемся графическим методом (рис. 4.1). На левой стороне графика представлена прибыль, которую может получить предприятие, если вероятность возникновения условий У1, равна 100%, на правой стороне — прибыль предприятия при условии, что вероятность У1, равна 0%. Следует учитывать и тот факт, что условия У1 и У2 взаимоисключающие, т. е. р(У1) + р(У2) = I.
Рис. 4.1 - Оптимальные границы реализации стратегий
Прямой линией на графике показана величина прибыли по Si стратегии при различных значениях р(У1). Оптимальной будет стратегия, имеющая наиболее высокое значение прибыли — при данном значении вероятности р(У1).