Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия) 23
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
1. Коэффициент
эффективности
Кэ=Рп/Зу,
где Рп – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления;
Зу – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещения, преображение и ремонт средств оргтехники, прием и передачу управленческой информации).
Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен.
В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.
Можно рассчитать соответствие
звеньев проектируемой
2. Коэффициент звенности:
Кзв=Пзвф/Пзво,
где Пзвф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзво – оптимальное количество звеньев оргструктуры.
3. Коэффициент территориальной концентрации:
Ктк= Ппрф/П,
где Ппрф – количество организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации;
П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа.
Кд= Коз/Кн,
где Коз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;
Кн – количество работ по утвержденным положениям (нормативам).
5. Коэффициент надежности системы управления:
Кнад=1-Кн/Кобщ,
где Кн – количество нереализованных решений;
Кобщ – общее количество решений, принятых в подразделении.
6. Степень централизации функций:
Ку= Рфц/Рф,
где Рфц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;
Рф – общее число принятых решений на всех уровнях управления.
7. Коэффициент
эффективности использования
Кэи= Iэисп/Iвход,
где Iэисп – количество случаев эффективного использования документа (показателя);
Iвход – информация на входе.
8. Интегральный
коэффициент эффективности
Кэфу= (1-Зу*Чп)/ФВ*Фо,
где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника;
Чп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих;
ФВ – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего);
Фо – фондоотдача (продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).
В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации. К данным направлениям по совершенствования оргструктуры относятся:
Портфолио-анализ является мощным инструментом стратегического планирования. Зная фактическое (текущее) состояние той или иной СЗХ, можно разработать стратегию ее развития на ближайшую перспективу. В конце планового периода сравнить полученный результат с тем, который ожидали получить на стадии планирования. Расхождение в фактическом и планируемом состоянии объекта управления свидетельствует и наличии проблем. Проанализировав причины возникновения проблем и учитывая их, приступают к планированию на очередной плановый отрезок времени и т.д.
Упрощенный подход для выбора ключевой продуктовой стратегии предложен Бостонской консультативной группой (БКГ). Суть его в матрице БКГ
РР
(рост рынка)
высокий
средний
низкий |
«дикие кошки»
|
«звезды» |
«собаки» |
«дойные коровы»
| |
|
0 низкая средняя высокая ОДР
ОДР – относительная доля рынка.
Рисунок 1 - Матрица БКГ
Эта матрица применяется в основном для анализа вариантов инвестиций и основана на позиционировании рыночного присутствия товаров (подразделений) фирмы. Например, если какая-то продукция по состоянию на текущий год занимает большую долю рынка и характеризуется высоким темпом роста реализации (позиция «звезда»), - то в отношении нее следует избрать стратегию роста и соответственно не жалеть инвестиций (например, на модернизацию оборудования, на рекламу и т.д.). С другой стороны, если доля рынка низка и темп роста также ниже среднего (позиция «собака»), то обычно в отношении этого продукта избирают стратегию сокращения, например, в виде «отсечения лишнего».
Постановка задачи
На предприятии выделены 9-ть потенциальных стратегических зон хозяйствования (СЗХ) или видов продукции (видов бизнеса). Предприятие специализируется на производстве изделий из ДСП.
Исходные данные
1)***При формировании набора
исходных данных те, чьи последние
цифры номера зачетной книжки
(цифры номера варианта) являются
четными числами, все значения
четных строк за 2012 год увеличивают
на процент, соответствующий
2)Основные виды продукции и потребители, а также объемы реализации в ДЕ представлены в таблице 3.1. Экономические показатели по СЗХ сведены в таблицу 3.2.
3)Постоянные накладные
Таблица 3.1. Исходные данные для позиционирования в матрице БКГ
№ СЗХ |
Виды продукции (СЗХ) |
Объем реализации млн. ДЕ |
Доля рынка в % к текущему году | ||
2011год |
2012 год |
фирмы |
главного конкурента | ||
Окна для жилых домов |
1424,5 |
2405 |
11 |
9 | |
Окна для ограждения лоджий |
980 |
686 |
16 |
16 | |
Окна для дач, коттеджей (с коробкой) |
215,6 |
448 |
15 |
10 | |
Двери филенчатые внутр. |
590 |
649 |
33 |
21 | |
Двери высококач. наружные |
69,3 |
130 |
5 |
7 | |
Двери ДСП без покрытия |
2600 |
2500 |
34 |
17 | |
Покрытие для ДСП |
46,2 |
134 |
1 |
7 | |
Мебель для дач |
250 |
348 |
40 |
18 | |
Мебель для кухонь |
693 |
400 |
2 |
4 | |
Итого: |
6868,6 |
7700 |
- |
- |
Таблица 3.2 - Экономическая характеристика СЗХ на 2011год (для всех вариантов)
СЗХ
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Норма маржинального дохода по СЗХ (Нмд) |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
0,2 |
0,7 |
0,4 |
0,33 |
Задание
– убрать из продуктового портфеля продукт;
- увеличить объем
реализации, изменяя структуру
-изменить относительную долю на рынке;
-увеличить инвестирование;
-ввести жесткий контроль
за инвестициями и
Решение
Таблица 3.3. Расчетные данные по 23-му варианту для построения матрицы БКГ:
№ продукции
показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1.Темпы роста рынка (РР) тек./прош. году по об. реализ. |
1,69 |
0,70 |
2,08 |
1,10 |
1,88 |
0,96 |
2,90 |
1,39 |
0,58 |
|
2.Относительная доля рынка (ОДР) Доля фирмы / доля гл. конку-рента |
1,22 |
1,00 |
1,50 |
1,57 |
0,71 |
2,00 |
0,14 |
2,22 |
0,50 |
min = =0,14 max = =2,22 |
3.Доля продук-ции в общем |
31,23 |
8,91 |
5,82 |
8,43 |
1,69 |
32,47 |
1,74 |
4,52 |
5,19 |
|
Выражает собой масштаб (величину пятна в матрице) | ||||||||||
4.Норма маржинального дохода по СЗХ (Нмд) |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,7 |
0,2 |
0,7 |
0,4 |
0,33 |
|
5.ВР, млн. ДЕ |
2405,0 |
686,0 |
448,0 |
649,0 |
130,0 |
2500,0 |
134,0 |
348,0 |
400,0 |
|
6.Покрытие затрат (маржинальный доход, МД), млн. ДЕ (МДi=ВРi* Нмдi) |
1202,5 |
274,4 |
134,4 |
259,6 |
91,0 |
500,0 |
93,8 |
139,2 |
132,0 |
|
7.Критический объем продаж (точка безубыточности) Nbepi= Зпост/Нмдi(млн.ДЕ) |
170,0 |
212,5 |
283,3 |
212,5 |
121,4 |
425,0 |
121,4 |
212,5 |
257,6 |
|
8.Прибыль (Пi=МДi-Спостi), млн. ДЕ |
1117,5 |
189,4 |
49,4 |
174,6 |
6,0 |
415,0 |
8,8 |
54,2 |
47,0 |
|
9.Коэффициент запаса Кзап. фин.пр= Вр-Qp(Пр=0)/Qp |
0,93 |
0,69 |
0,37 |
0,67 |
0,07 |
0,83 |
0,09 |
0,39 |
0,36 |
|
1+( Спост/Пр) |
1,08 |
1,45 |
2,72 |
1,49 |
15,17 |
1,20 |
10,66 |
2,57 |
2,81 |
Построение матрицы БКГ.
Центр значений оси РР равен среднему индексу темпов роста рынка. В данном случае это =1,12, т.е. общий объем продаж постоянен, т.е.изменения РР не наблюдается, т.е. объем продаж предшествующего года был равен объему продаж планового года.
Для оси ОДР центр значений – это средняя величина между min и max ОДР. В данном случае это = 1,18 1,2.
Рисунок 2 – Матрица БКГ
По результатам построения матрицы распределить продукты по хозяйственным зонам в виде таблицы.
Таблица 3.4. - Результаты распределения СЗХ по зонам матрицы БКГ
«Собаки» |
«Дикие кошки» |
«Звезды» |
«Дойные коровы» |
№2 _Окна для ограждения лоджий (8,91 %) №9 _ Мебель для кухонь (5,19 %)
|
№5_ Двери высококач.наружные (1,69 %) №7_ Покрытие для ДСП (1,74 %- выходят за рамки диких кошек) |
№1_ Окна для жилых домов (31,23 %) №3_ Окна для дач, коттеджей (с коробкой) (5,82 %) №8_ Мебель для дач (4, 52 %) |
№4_ Двери филенчатые внутр. (8,43 % - находится на границе между звездами о дойными коровами) №6_ Двери ДСП без покрытия (32,47 %) |
Основное направление
стратегии предприятия –
Следует иметь в виду, что «дойные коровы», как правило, имеют большую долю на рынке, занимают большую долю в общем объеме реализации и за счет этого формируют положительные денежные потоки, которые могут быть направлены на развитие перспективных СЗХ. На поддержание своего развития они не требуют больших инвестиций.
«Звезды», образуя положительные финансовые потоки, требуют больших инвестиций в свое развитие. Таким образом, избытка финансовых средств у них, как правило, нет.
«Дикие кошки» требуют к себе пристального внимания, т.к. нет однозначного ответа на вопрос, следует ли их поддерживать и развивать. Вполне возможно, что более целесообразно вывести их с рынка. Если принимается решение об их поддержке, то следует определить источники и размеры инвестиций.
«Собака» часто имеют
отрицательные финансовые потоки, поэтому
следует внимательно