Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия) 23
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Оглавление
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Управленческая деятельность
– один из важнейших факторов функционирования
и развития промышленных предприятий
в условиях рыночной экономики. Эта
деятельность постоянно совершенствуется
в соответствии с объективными требованиями
производства и реализации продукции,
усложнением хозяйственных
Организационная структура
управления - важное звено в научном
теоретическом менеджменте. На практике
применение основных типовых структур
– это не только необходимость, но
и неизбежность. Невозможно установить
долговременные связи с персоналом
на предприятии «методом хаоса». Все
требует упорядоченности и
Изменение условий производственной
деятельности, необходимость адекватного
приспособления к ней системы
управления сказывается не только на
совершенствовании её организации,
но и на перераспределении функций
управления по уровням ответственности,
формам их взаимодействий и т.д. Речь
идёт прежде всего о такой системе
управления (принципах, функциях, методах,
организационной структуре), которая
порождена объективной
Цель курсовой работы изучить не только основные типы организационных структур управления, но и показать их видимые преимущества и недостатки, показать наглядно с помощью схем формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой, а также изучить этапы все чаще применяемого на практике способа их проектирования.
Согласно поставленной цели задачами работы будут:
Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер.
Выделяется четыре группы ситуационных факторов:
• внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию;
• технология работы в организации;
• стратегический выбор
руководства организации в
• поведение работников.
Нередко отличие одной организации от другой объясняется различием среды, в которой им приходится функционировать. Внешняя по отношению к организации среда состоит из двух уровней:
Руководители должны постоянно
анализировать текущую и, желательно,
будущую расстановку сил в
общем окружении и требования,
которые предъявляют к развитию
отдельных частей или подразделений
организации институты
Институты внешней среды,
входящие с организацией в непосредственное
соприкосновение, являются или организациями,
или группами индивидов. Для конкретной
анализируемой организации они
выполняют роль посредников между
силами общего окружения и частями
или подразделениями
Следующим шагом является оценка характеристик этих институтов и их относительной важности для организации. Внешнюю среду характеризуют сложность и динамизм.
Двухмерная классификация факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса. Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью (квадрант 1 на рисунке 1), является наиболее благоприятной для руководства организации.
Рисунок 1 - Основные типы ситуаций в зависимости от характера
факторов внешней среды
В этом случае можно ожидать,
что внешняя среда не будет
преподносить много «сюрпризов», и
работники будут определенно
следовать принятым в организации
политике и процедурам. От самих
руководителей не требуется высокого
уровня подготовки, длительного обучения,
большого опыта для того, чтобы
успешно действовать в
Ситуация, характеризуемая умеренной неопределенностью (квадрант 2 на рисунке 1), является уже более напряженной для руководства организации. Высокая степень сложности внешнего окружения вносит элемент значительного риска в процесс принятия решения. Повышенный риск подталкивает руководство организации к большей альтернативности в действиях. Чтобы эффективно управлять, руководители в данной ситуации нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта. Например, нефтеперерабатывающее предприятие имеет дело со многими несхожими между собой институтами внешней среды: охрана окружающей среды, поставщики, потребители, зарубежные конкуренты и прочее. Однако это взаимодействие происходит в рамках достаточно стабильных процедур и не претерпевает частых серьезных изменений.
Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью (квадрант 3 на рисунке 1), требует от руководства и самой организации достаточной гибкости. Это необходимо в силу частого изменения характера взаимодействия с факторами внешней среды. Однако схожесть факторов позволяет руководителям справляться с ситуацией, имея достаточный уровень подготовки и мотивации. Большим подспорьем руководителю в данной ситуации является система электронной обработки данных, позволяющая отслеживать изменения, происходящие во внешней среде.
Ситуация, характеризуемая высокой неопределенностью (квадрант 4 на рисунке 1), представляет собой наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций. Эффективное взаимодействие организации и ее частей с институтами внешнего окружения требует от руководителей высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции. Оценки специалистов свидетельствуют, что только 20% факторов в бизнесе поддается контролю со стороны руководителя, а остальные 80% — неконтролируемы. Среди последних, в основном, факторы внешней среды.
Каждая из рассмотренных выше ситуаций требует своего специфического подхода к проектированию организации и ее частей. Очевидно производство электронной техники высокого качества возможно только в рамках сложно устроенных организаций. С другой стороны, такая сложность вряд ли понадобится солеваренному производству.
В 1962 г. А.Чандлер сформулировал принцип, согласно которому проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Им был сделан вывод о том, что со сменой стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектированием новой организационной системы для фирмы. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что фирма оказывается не в состоянии достичь принятых ею целей.
Позже, в 1977 г. Дж. Гелбрейт со своими коллегами определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние стратегии на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации (рисунок 2).
Выбор высшим руководством
той или иной стратегии оказывает
непосредственное воздействие на многие
решения в отношении
Вторая область
Переход организации от стратегии,
ориентированной на изготовление продукции,
к стратегии, ориентированной на
удовлетворение потребностей клиентов,
требует от нее радикального перепроектирования
и изменения основ своей
Третье в стратегическом
выборе — это рынки сбыта и
территориальное размещение производства.
Выход компании с целью размещения
производства или продажи продукции
за рамки национальных границ потребует
учета при проектировании ее организационной
системы, учета фактора