Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия) 23
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1).
Таблица 1 – Преимущества и недостатки линейной структуры управления
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональное управление
осуществляется некоторой совокупностью
подразделений, специализированных на
выполнении конкретных видов работ,
необходимых для принятия решений
в системе линейного
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.
Рисунок 7 - Схема функциональной организационной структуры управления
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как видно из рисунка 7, вместо универсальных менеджеров (см. рисунок 6), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2).
Таблица 2 – Преимущества и недостатки функциональной структуры
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Недостатки как линейной, так и функциональной структуры управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Рисунок 8 - Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (таблица 3).
Таблица 3 – Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделение), структура управления — наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления) (рисунок 9).
Каждое отраслевое отделение
представляет собой независимое
производственно-хозяйственное
Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества, но здесь есть свои недостатки (таблица 4).
Рисунок 9 - Дивизиональная структура управления
Таблица 4 – Преимущества и недостатки дивизиональной структуры
Преимущества |
Недостатки |
|
|
С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.
Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.
Структуры органического типа целесообразны, когда имеется сложное и динамичное внешнее окружение (например, организация по разработке и производству телевизионной техники). К структурам органического типа относятся проектные структуры управления, бригадные, матричные и ряд других.
Проектная организационная структура управления — структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.). Все полномочия и права распорядительства интеллектуальными, материальными и трудовыми ресурсами по проекту сосредоточиваются у одного лица — руководителя проекта. Такая структура позволяет реализовывать преимущества единства организации работ и единоначалия.
Проектная структура —
это временный орган
Рисунок 11 - Проектная организационная структура управления
Бригадная организационная структура управления является одной из разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет бригадная форма организации труда и производства, получившая в последнее время наиболее полное использование благодаря следующим факторам:
Рисунок 12 - Бригадная организационная структура управления
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ (рисунок 13).