Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Анализ факторов проектирования организации 4
1.1. Оценка окружения и стратегический выбор 4
1.1.1. Внешняя среда 4
1.1.2. Стратегический выбор 6
1.2. Элементы проектирования организации 9
1.2.1. Разделение труда и специализация 10
1.2.2. Департаментизация и кооперация 10
1.2.3. Связи в организации и координация 10
1.2.4. Масштаб управляемости и контроля 11
1.2.5. Иерархия в организации и ее звенность 11
1.2.6. Распределение прав и ответственности 11
1.2.7. Централизация и децентрализация 11
1.2.8. Дифференциация и интеграция 12
2. Основные типы организационных структур 13
2.1. Особенности типовых организационных структур 13
2.1.1. Бюрократические структуры управления 13
2.1.2. Адаптивные структуры управления 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации (предприятия) 23
2.3. Оценка существующей оргструктуры предприятия 31
3. Совершенствование механизмов проектирования современных оргструктур предприятия 37
3.1. Методы и процесс проектирования организационных структур управления предприятием 37
3.2. Показатели эффективности проектирования организации в современных условиях 40
3.2. Основные направления совершенствования проектирования организации 41
4. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 42
5. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Рисунок 3 - Влияние ориентации на потребителя на проектирование организации
Влияние стратегий на дизайн организации может быть проиллюстрировано следующей схемой (рисунок 4).
Рисунок 4 - Влияние стратегий на организационную эволюцию
(по Гелбрейту и Нотансону)
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации. В данном параграфе, в основном, будут рассмотрены решения, касающиеся таких элементов, как:
Проектирование организации
можно сравнить со
Рисунок 5 - Элементы построения «организационного здания»
При проектировании организационного здания руководителям полезно помнить слова С. Паркинсона: «Наука доказала, что административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок».
Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:
Линейная департаментизация
предполагает относительную автономность
в работе. Данный тип департаментизации
характеризуется в целом
При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов.
При департаментизации по
потребителю группирование
Матричная департаментизация максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата.
В организации координация действий выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.
Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерарахии или статусу частями или членами организации. Их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем.
Факторы, влияющие на определение масштаба управляемости:
Другая группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:
Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:
Иерархия в организации это просто структура власти, или звенность.
Уровнем управления в организации
считается та ее часть, в рамках которой
и в отношении которой могут
приниматься самостоятельные
Системы распределения прав
и ответственности или
Централизация - это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организаци. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация - это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях измеряются с помощью переменных:
Дифференциация - это деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном сопрокосновении с организацией.
Интеграция означает уровень
сотрудничества, существующего между
частями организации и
Организационная структура менеджмента – совокупность взаимосвязанных подразделений, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
Звено управления – структурное подразделение (бюро нормирования труда; сектор по учету основных средств; плановый отдел, бухгалтерия, отдел гл. механика и пр.) или специалисты (главный инженер, начальник производства), выполняющие соответствующие функции. Звенья бывают ниже- , вышестоящие, равнозначные.
Уровень (ступень) управления - совокупность равнозначных звеньев, относящихся к одному уровню иерархии.
Количество ступеней определяет тип структуры с точки ее сложности. Структура может быть двух-, трех-, и четырехступенчатой.
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:
Характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
Бюрократию часто называют также классической, или традиционной, организационной структурой.
Это одна из простейших организационных
структур управления. Она характеризуется
тем, что во главе каждого структурного
подразделения находится
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Схема линейной организационной структуры управления
Как видно из рисунка 6, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).