Организационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:58, реферат

Описание работы

Внутренняя организованность предприятия имеет значение для:
• обеспечения эффективной экономической работы предприятия и оптимального использования ресурсов;
• консолидации деятельности подразделений и работников;
• построения эффективного менеджмента;
• достижения стабильности деятельности и надежности предприятия;
• создания условий для гибкого реагирования предприятия на ситуативные перемены во внутренней и внешней среде;
• удовлетворения социальных потребностей работников.

Содержание

Введение
3


Организационная культура: понятие, функции, составляющие, история, виды
4


Взаимосвязь внешней и внутренней сред предприятия и организационной культуры

22


Влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия
27


Управление организационной культурой
31


Национальные особенности организационных культур
36


Заключение
43


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент ОК.doc

— 598.50 Кб (Скачать)
align:justify">Те, кто воспринимает время линеарно (немцы, англичане, скандинавы), обычно демонстрируют большую пунктуальность и вообще придерживаются дисциплины часов. Полихронисты же (итальянцы, испанцы, французы, русские) воспринимают время хаотически, свободно переносят встречи, охотно опаздывают сами и прощают опоздания другим».

 

Знание особенностей влияния национальных культур на ОК полезно не только для построения взаимоотношений с иностранными партнёрами, но и для правильного построения ОК на своём предприятии.

Рассмотрим особенности российской национальной ОК.

Тысячелетняя история России неразрывно связана с возникновением и развитием экономики и предпринимательства — основой ее силы, развития, авторитета, могущества, славных дел и побед.

Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайловиче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж XI в. показался большой деревней, а англичанин Р. Ченслер отмечал в 1554 г., что Москва по своим размерам превосходит Лондон. Именно города всегда и везде были опло­том развития предпринимательства, центрами торговли и распространения товаров по стране и за рубежом. Кроме того, вокруг городов складывались промысловые поселения, в которых развивались ремесла и сходились пути «гостьбы» — купцов, бобровников, бортников, звероловов, смолокуров, лыкодеров и других тогдашних «промышленников».

44

После принятия и распространения христианства в этих местах начали строиться церкви, в их подвалах хранились товары и заключаемые торговые договора, а вблизи развертывались ярмарки.

Купцы и предприниматели Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Но уже в XI—XII вв. русское законодательство дорожит жизнью купца, и за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простолюдина. В средневековую эпоху, для которой было характерно господство натурального хозяйства и территориальная ограниченность рыночных отношений, существовали только предпосылки для развития предпринимательства.

Настоящее предпринимательство возникает в России лишь с возникновением в XVI в. капиталистического хозяйствования, сочетавшего вначале торговый и промышленный капитал. Рубежное значение имели революционные преобразования Петра I. Он сделал ставку на  отечественных предпринимателей,  создал условия для проявления своих талантов способными людьми, невзирая на их сословное происхождение.

Большая часть предпринимателей вышла из трудовых низов крестьян и посадских людей, тогда как в западноевропейских странах — из дворян. Они прошли первоначальную подготовку на народных ремесленно-кустарных промыслах, а наиболее талантливых посылали для учебы за границу. Эти люди проявляли в делах инициативность, смекалку, изобретательность, деловую хватку, настойчивость, самоотверженность и творили свои дела в интересах России.

Огромное значение в развитии российского предпринимательства сыграла отмена крепостного права Александром II в 1861 г. С этого времени и по 1913 г. экономика России развивалась бурно, со средним показателем выше 9% в год. Объем промышленного производства за это время вырос в 10—12 раз, выплавка стали — в 2234 раза, добыча нефти — в 1469 раза, добыча угля — в 694 раза, производство химической продукции в 48 раз. Показательно, что в начале XX в. общий объем зарубежных вложений в промышленность России составлял 9—14% всех капиталов (не больше, чем в основных западноевропейских странах).

История развития предпринимательства в России, его успехи и особенности свидетельствуют о его национальных особенностях, имевших связь с формированием профессионального самосознания, психологии и менталитета российского купечества и предпринимателей, их отношением к отечественным культурным ценностям, их сохранению и укреплению.

Менталитет россиян — специфический комплекс психологических особенностей, устойчиво присущий российскому народу и типу россиянина, имеющий глубокие корни в особенностях всей предшествующей истории и представляющий нравственно-психологический стержень (нить) их жизни.

 

44

Основываясь на совпадающих данных, представленных в работах разных авторов, в менталитете россиян можно выделить ряд особенностей, имеющих значение для благополучия экономики и успешной практики менеджмента:

1. Духовность. Она считается стержневой особенностью, придающей всем другим своеобразные черты. Благодаря известной гибкости православия (восприятие языческих элементов, веротерпимость к другим конфессиям и др.) система православных ценностей, безусловный приоритет духовного над материальным вошли в сознание поколений русских людей.

2.              Душевность. Это чуткое восприятие душевной жизни другого человека, бережное и доброжелательное отношение к другим людям как носителям «души», стремление по-душевному, по-братски считаться с их верованиями, убеждениями, интересами, достоинством, индивидуальностью.

3.              Общинность. Возникла на основе соборности, под которой понималось единство верующих на основе общей любви к Богу, к правде Божьей, объединявшей их вокруг церкви, сплачивавшей и направлявшей на выполнение общих богоугодных дел. Эти исторические предпосылки способствовали интенсивному развитию коллективистских чувств и отношений в трудовых коллективах в советское время.

4.              Национальная и религиозная толерантность. История много­векового сосуществования народов многонациональной России побуждала ее граждан к национальной и религиозной толерантности.

5.              Свободомыслие и равенство. Исторический опыт учит, что рос­сиянам присуща любовь к свободе и высшее выражение ее — свобода духа. Она выражается в стремлении подвергать испытанию любую ценность не только мыслью, но даже и на опыте.

6.              Максимализм. Характерен для россиян и порожден высокими помыслами, стремлением к добру и совершенству, заложенными первоначально глубокой верой в правоту и реальность идеалов жизни.

7.              Даровитость. Постоянные усилия в достижении высоких целей, поиск наилучших путей, изобретательность в этом, большие трудности, которые пришлось преодолевать россиянам в разные исторические эпохи, развили в них теоретический и практический ум, сметку в делах, живое воображение, творческие способности, любовь к красоте и утонченно-эмоциональное восприятие ее, эстетические, музыкальные, песенные и художественные дарования.

8.              Широта натуры. Объясняя эту особенность национального менталитета россиян, исследователи связывают ее возникновение с огромными пространствами России, обилием земли и природных ресурсов.

9.              Евразийность. Такой термин не употребляется в научной ли­тературе при характеристике российского многонационального менталитета, но сама особенность выделяется, даже когда говорят только о русском менталитете. Однако российский менталитет, складывавшийся веками, в равной степени усвоил и западный, и восточный опыт, культуру и не противопоставляет их.

 

44

Россиянин, в равной степени понимая особенности стран с западным и восточным менталитетом, стремится строить нормальные отношения со всеми.

        Исследователи считают, что негативные проявления отдельных особенностей менталитета не первичны, а обнаруживаются как оборотная сторона медали (часть недостатков любого человека вообще нередко является продолжением его достоинств).

Так, общинность россиянина нередко проявляется в иждивенчестве, ори­ентации на помощь других, в слабом стремлении к самодостаточности и мнении, что другие виновны в его проблемах, недостаток самодисциплины — в свободолюбии и др. Потому такие черты часто называют диполями — соединением достоинств и недостатков. Отмечается, однако, что отрицательное проявляется реже, чем положительное. Кроме того, конкретный человек, заметив у себя отрицательное и осудив его, стремится преодолеть его. Противоречивость проявления описанных черт народного характера и служит, вероятно, основанием для утверждений о «загадочности русской души».

В тысячелетней истории российского    предпринимательства    прослеживаются сквозные, идущие через века особенности, воспринимаемые и совершенствуемые следующими поколениями. Это его традиционные черты (традиции), к основным из которых относятся:

• самобытность — наличие заметных отличий от западноевропейского предпринимательства, стремление не подражать западническим амбициям и не преклоняться перед всем западным;

• национальный характер — обусловленность менталитетом и психологией российского народа; стремление сохранять свои национальные черты и не терять связи с народом; понимание того, что каждый предприниматель имеет корни в народе и неразрывно связан с ним;

• патриотизм — любовь к России, сочетание предпринимательства с пользой для отечества, желание ни при каких обстоятельствах не наносить ему вреда;

• духовность — ведение предпринимательских дел при постоянном согласовании их с национально-православными предписаниями, ценностями российского народа;

• деловитость — чувство времени и рынка, энергичность, решительность и смелость в реализации деловых намерений и планов, деловая хватка и оперативное использование обнаруживаемых возможностей для улучшения дела;

• порядочность — стремление действовать со строгим соблюдением негласных норм, выработанных практикой предпринимательского сообщества, и с учетом интересов других; использование правомерных способов и средств в конкурентной борьбе;

• гражданственность — порицание накопления богатства ради богатства; рассмотрение его как ценности для себя и других; личная умеренность в его использовании; стремление к использованию части капитала с общественной пользой; поддержка прогрессивных партий и общественных движений, способствующих укреплению России и благоприятствующих жизни народа;

44

• общественная активность — бескорыстное личное участие в деятельности государственных и общественных организаций, решающих различные социальные проблемы жизни россиян и ее улучшения; материальная поддержка их деятельности;

• меценатство и благотворительность — обязательные направления использования своего богатства предпринимателем;

• просветительство — участие в сохранении и повышении культурных богатств российского народа; поддержка образования, искусства, народных промыслов, традиций и обычаев.

Эти традиции, представляющие собой социально-психологические феномены, нельзя не оценить как положительные, и мы не можем не гордиться своими предками, которые создали их и были верны им. Они заслуживают и ныне следования им, а также позитивного развития современным поколением предпринимателей.

При действиях на внутреннем рынке, осуществлении маркетинга и коммерческой деятельности необходимо считаться с большой вероятностью проявления описанных интегральных особенностей у разных субъектов рынка, а также национальных вариаций его у отдельных субъектов.

Можно заключить, что у предпринимателей проявлялось лучшее, что есть в российском менталитете, преодолевались и предупреждались негативные проявления их «диполей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные в начале 80-х гг. исследования показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации.

В нашей стране актуальность социально-психологических исследований ОК определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, меняющийся на характер отношений между организацией и человеком.

Культура дает членам организации чувство организационной идентичности и порождает в их душах преданность более высоким ценностям и убеждениям.

Как правило, культура создается основателем или первым руководителем, который декларирует и вносит в организацию такие отличительные идеи и ценности, как взгляд на мир, философия и стратегия ведения дела.

Современный взгляд сформировался на организационную культуру к концу XX века. Она базируется на господстве стоимостных отношений, поэтому руководство и персонал ориентируются главным образом на рентабельность.

Ориентация на результат, прибыльность, конкурентоспособность предполагает довольно агрессивное поведение компаний, высокую динамичность, уважение к клиенту. Она подразумевает обязательное внедрение в трудовой коллектив психологии победителя, а также высоких этических норм ведения бизнеса; способствует реализации стратегии организации, а потому является частью процесса стратегического управления.

Все чаще управленцы и консультанты, как за рубежом, так и у нас, говорят о диагностике и формировании корпоративной (организационной) культуры, корпоративного духа, системы корпоративных ценностей. Разные (в основном западные) фирмы осуществляют программы развития или изменения корпоративной культуры. Т.к. Правильно построенная ОК повышает эффективность работы всего предприятия в целом.

Информация о работе Организационная культура