Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:58, реферат
Внутренняя организованность предприятия имеет значение для:
• обеспечения эффективной экономической работы предприятия и оптимального использования ресурсов;
• консолидации деятельности подразделений и работников;
• построения эффективного менеджмента;
• достижения стабильности деятельности и надежности предприятия;
• создания условий для гибкого реагирования предприятия на ситуативные перемены во внутренней и внешней среде;
• удовлетворения социальных потребностей работников.
Введение
3
Организационная культура: понятие, функции, составляющие, история, виды
4
Взаимосвязь внешней и внутренней сред предприятия и организационной культуры
22
Влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия
27
Управление организационной культурой
31
Национальные особенности организационных культур
36
Заключение
43
Список литературы
44
3. История понятия «организационная культура»
Изучение ОК — сравнительно новое направление в организационной психологии и менеджменте, пришедшее на смену традиционным исследованиям социально-психологического климата организации.
Хотя первые работы, в которых понятия «организационная культура» или «культура фабрики» появились в начале 50-хтг. XX века, проблема природы и содержания ОК привлекла внимание исследователей только в конце 70-х. С начала 80-х она становится «горячей темой» книг, журналов и газет для ученых и управленцев. Первой серьезной теоретической работой по проблеме считается книга известного американского специалиста в области организационной психологии Э. Шейна «Организационная культура и лидерство» (1985г.). В настоящее время организационно-культурный подход — одно из наиболее популярных направлений в изучении организации и управления.
Относительно содержания понятия «организационная культура» среди исследователей нет единого мнения. Существует несколько подходов к рассмотрению культуры организации. В самом общем виде можно выделить два способа использования данного понятия:
в первом случае культура рассматривается как одна из организационных подсистем (наряду с технологической, административной и т. д.), выполняющая функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников. В этом смысле термин «организационная культура» описывает свойство группы и представляет собой совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта. Определяемая таким образом культура может быть использована в исследованиях как внешняя независимая переменная (как влияние, например национальной культуры на организацию) или как внутренняя переменная, характеризующая ценности или стиль одной или более организаций. Таким образом, организации обладают различными культурами.
другой подход к использованию данного термина состоит в том, что «культура» — это то, чем организация является. С этих позиций организации понимаются и анализируются главным образом не в экономических или материальных терминах, а в терминах экспрессивных, мыслительных или символических аспектов. Главная отправная точка этого подхода — человек, его эмоции, мысли и действия; взаимосвязь организации и человека как взаимопроникающих систем.
Оба подхода анализируют способы функционирования культуры как системы управления. В подавляющем большинстве авторы рассматривают организационные феномены как социально сконструированные в ходе взаимодействия членов организации. Такими конструкциями могут быть мифы, ритуалы, сплетни, рассказы, символы, фантастические цели и т. д. — все, что создает основу разделяемых организационных ценностей и значений.
44
К настоящему времени в литературе по ОК доминируют три основных теоретических подхода к ее изучению: символический; когнитивный; систематический (целостный).
Символический подход. Б. Вильперт, автор обзора исследований в области «организационного поведения»[1], отмечал, что символическое направление в изучении организаций пользуется широкой популярностью по обе стороны Атлантики. Проблема так называемого «организационного символизма», или «символического менеджмента» анализируется в работах с конца 70-х гг. Основные посылки данного подхода:
1) смысл или интерпретации происходящего в организации важнее того, что происходит в действительности;
2) нестабильность и неопределенность, широко распространенные в большинстве организаций, препятствуют рациональному решению проблем и принятию решений;
3) люди используют символы для уменьшения неопределенности и установления ориентиров поведения при столкновении с нестабильностью.
В качестве символов могут выступать эмблемы, флаги, мифы, анекдоты, клички, привычки, обычаи и т. п. Руководители посредством символов могут поддерживать идеологию организации и ориентировать сотрудников в сложном мире. Символы имеют смысл и приносят пользу только тогда, когда члены организации понимают их значение одинаково, что определяется в первую очередь существующими культурными ценностями. Исследователи обычно рассматривают «символическое управление» как течение внутри организационно-культурного подхода.
Когнитивный подход. Как отмечается в литературе, исследование когнитивных и символических аспектов деятельности организации, рассматриваемых при этом как коллективные формы сознания, чрезвычайно важно при анализе современных организационных культур. Многие исследователи указывают на возрастающую необходимость рассмотрения организаций как систем сознательно координируемых коллективных действий, в ходе которых их участники вовлечены в непрерывный, интерактивный и творческий процесс порождения смысла существования в целом и смысла труда в частности.
Однако в контексте когнитивного подхода основной акцент делается на таких аспектах культуры, как коллективное сознание, когнитивные схемы или общая система знаний, верований и правил, определяющих соответствующие формы поведения.
Понимаемая таким образом ОК представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, выполняющих репрезентативные, директивные и аффективные функции и способных создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности.
44
Предполагается, что даже хаотичное и кажущееся бессмысленным поведение порождается относительно четкими правилами, определяемыми базовыми когнитивными структурами.
Этот подход предполагает изучение организационного поведения как системы субъективных значений, которые разделяются членами конкретной организации и являются для внешнего наблюдателя определенными правилами, выполняемыми данной организацией.
Систематический подход. Есть два главных подхода к определению культуры:
1) это наблюдаемые образцы поведения членов сообщества, речь и способы использования материальных объектов;
2) это то, что распространено в умах членов сообщества, т. е. верования, ценности и идеи, объединяющие людей.
Систематический (или целостный) подход имеет свои истоки в рассмотрении климата организации как основной характеристики ее среды. Понимание социально-психологического климата как глобальной характеристики организации объединило в себе концепции климата как набора объективных свойств организации (ее объем, формальная структура, стиль руководства, цели организации и др.), с одной стороны, и как психологической среды (субъективные впечатления, восприятие организации со стороны ее работников), с другой.
П. Харрис и Р. Моран, в концепции которых целостный подход находит современное воплощение, включают в содержание ОК следующие десять характеристик:
1) осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество выражаются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);
2) коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации и открытость коммуникации разнятся от группы к группе, от организации к организации; жаргон, используемые аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);
3) внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, степень опрятности, применение косметики, прически и т. п. отражают наличие множества микрокультур);
4) что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; наличие дотации на питание; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.);
5) осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников: соблюдение временного распорядка и поощрение за это; способ использования времени);
44
6) взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);
7) ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются;
8) вера во что-то и отношение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам и т. п.; влияние религии и морали);
9) процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; подходы к объяснению причин и т. п.);
10) трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; оценка работы и вознаграждение; продвижение по работе и т. д.).
Наиболее популярен подход, развитый Э, Шейном на основе концепции культурологов Ф. Р. Клакхон и Ф. Л. Стродбека: организационную культуру можно охарактеризовать как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность. Эти правила и приемы — отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
ОК обладает также определенной структурой. Э. Шейн предложил рассматривать ее по трем уровням:
первый — «поверхностный» или «символический» — включает такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т. п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах ОК.
на втором — «подповерхностном» —изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит более осознанный характер и зависит от желания людей. Как отмечает Э. Шейн, исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем возникают почти непреодолимые сложности.
третий — «глубинный» — включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредото-
44
чения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей в организации, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие ОК.
Соответственно тому, на каком из указанных уровней сосредоточено внимание исследователя, говорят о делении ОК на субъективные и объективные.
Субъективная ОК проистекает из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов. Субъективная ОК служит основой формирования управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. На этом основано различие между схожими на вид ОК.
Объективную ОК обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в какой-то степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта ОК важны при анализе организаций, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения специфики конкретных организаций.
Описанные выше подходы к изучению организационной культуры основаны на таких теоритических работах клсассиков менеджмента как Г. Хопфа (сторонник концепции административного управления. Суть его работ: необходимо при развитие предприятия искать равновесие между размерами преприятия, себестоимостью и человеческими способностями), Оливера Шелдона (также представитель административного управления. Суть работ: этическая сторона управления) и Фредерика Херцберга (представитель концепции человеческих ресурсов в управлении. Суть работ: для реализации работниками своих возможностей рещающую роль имеет мотивация).
На основе изложенных подходов и сформировался современный взгляд на организационную культуру к концу XX века. Она базируется на господстве стоимостных отношений, поэтому руководство и персонал ориентируются главным образом на рентабельность. Ориентация на результат, прибыльность, конкурентоспособность предполагает довольно агрессивное поведение компаний, высокую динамичность, уважение к клиенту. Она подразумевает обязательное внедрение в трудовой коллектив психологии победителя, а также высоких этических норм ведения бизнеса; способствует реализации стратегии организации, а потому является частью процесса стратегического управления. Сама ОК представляет собой механизм управления, но «контекстного», в результате которого на основе разделения общих ценностей, наличия определенной