Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:58, реферат
Внутренняя организованность предприятия имеет значение для:
• обеспечения эффективной экономической работы предприятия и оптимального использования ресурсов;
• консолидации деятельности подразделений и работников;
• построения эффективного менеджмента;
• достижения стабильности деятельности и надежности предприятия;
• создания условий для гибкого реагирования предприятия на ситуативные перемены во внутренней и внешней среде;
• удовлетворения социальных потребностей работников.
Введение
3
Организационная культура: понятие, функции, составляющие, история, виды
4
Взаимосвязь внешней и внутренней сред предприятия и организационной культуры
22
Влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия
27
Управление организационной культурой
31
Национальные особенности организационных культур
36
Заключение
43
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Менеджмент в книжном деле» на тему:
«Организационная культура»
Работу выполнила:
Шаповалова Н.А.,
студентка гр. ЗИД-514
Работу проверил:
Офицеров В.В.
Омск — 2009
СОДЕРЖАНИЕ: | |
|
|
Введение | 3 |
|
|
Организационная культура: понятие, функции, составляющие, история, виды | 4 |
|
|
Взаимосвязь внешней и внутренней сред предприятия и организационной культуры |
22 |
|
|
Влияние организационной культуры на эффективность работы предприятия | 27 |
|
|
Управление организационной культурой | 31 |
|
|
Национальные особенности организационных культур | 36 |
|
|
Заключение | 43 |
|
|
Список литературы | 44 |
44
ВВЕДЕНИЕ
В последние 20 лет сильно возрос интерес к культуре организаций. Это связано с осознанием того влияния, которое организационная культура (ОК) оказывает на успехи и эффективность организации.
Проведенные в начале 80-х гг. исследования показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации.
В нашей стране актуальность социально-психологических исследований ОК определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, меняющийся на характер отношений между организацией и человеком.
Внутренняя организованность предприятия имеет значение для:
• обеспечения эффективной экономической работы предприятия и оптимального использования ресурсов;
• консолидации деятельности подразделений и работников;
• построения эффективного менеджмента;
• достижения стабильности деятельности и надежности предприятия;
• создания условий для гибкого реагирования предприятия на ситуативные перемены во внутренней и внешней среде;
• удовлетворения социальных потребностей работников.
Все чаще управленцы и консультанты, как за рубежом, так и у нас, говорят о диагностике и формировании корпоративной (организационной) культуры, корпоративного духа, системы корпоративных ценностей. Разные (в основном западные) фирмы осуществляют программы развития или изменения корпоративной культуры.
Популярность этой темы наводит на ряд вопросов.
Как идентифицировать культуру?
Можно ли создать культуру, соответствующую стратегии?
Как управлять культурой и как изменить ее?
Отвечая на эти вопросы, лучше всего начать с определения культуры и исследования признаков, по которым ее можно обнаружить в организации.
44
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:
понятие, функции, составляющие, история, виды
1. Понятие организационной культуры и её функции
Прежде чем дать определение организационной культуры, хотелось бы понять, что есть сама организация (предприятие, фирма, корпорация) в самом обобщённом смысле?
Организация — это общественное объединение, государственное учреждение или коммерческая фирма, все члены которых преследуют достижение общих целей в том или ином объёме для получения собственной выгоды и прибыли через коллективную.
Т.е. существует определённая общность людей, для которых процессы понимания окружающего мира и его освоения являются схожими, а следовательно профессиональная деятельность порождает ещё одну общность — пространство межличностного общения, складывающееся из их профессиональных интересов, причём как интересов и особенностей больших коллективов (всех учителей, энергетиков, политиков, коммерсантов и т.п.), так и одной организации, объединяющих людей разных профессий в одно целое. Именно этот феномен в своё время и послужил отправной точкой в исследованиях так называемой корпоративной или организационной культуры.
Что такое культура вообще и культура организации в целом? Почему произошло это расслоение? Какие функции выполняет ОК?
Культура — это система и совокупность процессов познания, освоения, объяснения и преобразования окружающего мира людьми.
Развитие процессов разделения труда привело к дифференциации форм духовной деятельности (нравственность, наука, искусство, религия, идеология, политика, различные формы деятельности и т. п.) и к приобретению ими статусов институтов культуры.
В этом смысле культура корпорации — самостоятельный институт культуры, системный по сути, связанный с другими формами и институтами культуры, обладающий присущими системе свойствами и качествами.
Современные ученые отмечают полифункциональность культуры, т. е. множественность функций культуры, среди которых можно установить наличие как полезных функций (с точки зрения повышения уровня адаптации индивида или общества к среде), так и вредных, препятствующих адаптации, как явных, так и скрытых.
Назовем некоторые общие функции культуры:
продуцирование и накопление духовных ценностей;
оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека с нормами культурного поведения, с идеалами мы даем оценку, говорим о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, изящных и грубых, прогрессивных и консервативных);
отсюда — регламентирующая и регулирующая функции культуры;
44
познавательная функция (познание имеет формы научного познания, обыденного познания, познания через искусство, религиозного познания);
смыслообразующая функция — участие культуры в определении человеком и социумом смысла жизни, смысла своего существования (в организации такую смыслообразующую функцию принято определять в миссий);
коммуникационная функция — через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;
функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта человечества;
рекреативная функция — восстановление духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность.
Эти функции на уровне организаци выполняет и ОК:
воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование
новых ценностей и их накопление;
оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения
человека, группы, корпорации с нашими нормами культурного поведения,
с идеалами мы говорим о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, изящных и грубых, прогрессивных и консервативных);
отсюда — регламентирующая и регулирующая функции культуры, т. е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
коммуникационная функция — через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие;
функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
рекреативная функция — восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.
Исходя из функций ОК, можно дать несколько её определений:
Организационная культура – это:
1. совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний и служит в маркетинге для формирования и удержания контингента постоянной клиентуры, для целей брендинга и др.;
44
2. есть набор приемов и правил решения задач внешней адаптации и внутренней интеграции работников — правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем (америк. ученый-культуролог Э. Шайн);
3. набор ценностей, убеждений и способов мышления и понимания окружающего мира, который является общим для всех членов организации и преподается новым членам как правильный;
4. не регламентированная и не материальная, но хорошо ощущаемая сторона деятельности организации;
5. разделяемые всеми верования, установки и ценности, которые существуют в организации, иными словами, это то, как мы здесь работаем (Фурнхам и Гунтер).
Очень часто понятия ОК или корпоративной культуры (КК) отождествляют с понятием «климата организации», что не совсем правильно.
Существует много разногласий по вопросу разделения этих двух понятий. На основе анализа данной проблемы предложили считать, что культура связана с глубинным уровнем организации, укоренившись в ценностях, убеждениях и предположениях, разделяемых ее членами, а климат, скорее, описывает восприятие. Восприятие - это совокупность ощущений, накопленных человеком. Описание - это способ вербализации человеком этих ощущений.
Климат организации – это «достаточно устойчивая совокупность мнений членов организации по поводу характеристик и качества культуры. Поэтому принято различать фактические ситуации (т.е. культуру) и ее восприятие (климат).
Но вернёмся к вопросу понятия ОК.
Из определений ОК видно, что она включает в себя субъективный аспект жизни организации. Она связана с абстрактными понятиями, такими, как ценности и нормы, которые пронизывают всю организацию или ее часть. Эти понятия часто не поддаются определению, не обсуждаются или просто не ощущаются. Однако именно они и являются состовляющими ОК.
2. Составляющие организационной культуры
Система корпоративных ценностей обычно формулируется в кредо организации и выстраивается из ряда факторов: