Организационная культура Рудничного теплового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:18, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего дипломного исследования – осмысление существующих проблем в области формирования оргкультуры га предприятии.
Основные задачи, стоящие в рамках достижения цели настоящей дипломной работы, определяются следующим образом:
- во-первых, осветить основные теоретические аспекты понятия организационной культуры, необходимые для данного исследования, а именно сформулировать термины, определения, влияние оргкультуры на эффективность деятельности предприятия, а также обозначить наиболее типичные проблемы в области в области формирования оргкультуры предприятия;

Содержание

Введение 6
Глава1. Организационная культура предприятия: теоретические подходы 8
1.1. Понятие организационной культуры и характеристика ее основных структурных элементов 8
1.2. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 14
1.3. Основные проблемы в области формирования организационной культуры 16
1.4. Национальный стиль управления или особенности национальной корпоративной культуры 21
1.5. Культура производства и культура труда в СССР 27
Глава 2. Организационная культура Рудничного теплового хозяйства 35
2.1.История Рудничного теплового хозяйства 35
2.2. Управление корпоративной культурой на предприятии РТХ 44
2.2.1. Кадровая политика 47
2.2.2. Обряды и церемонии 71
2.2.3. Традиции 75
2.3. Проблемы организационной культуры на МУП РТХ
и пути их решения 79
Заключение 87
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Диплом Любин.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также еще одним основным элементом организационной культуры является присвоение и изменение разряда работнику предприятия.

Председателем квалификационной комиссии назначается главный инженер; членами комиссии: заместитель директора по производству, главный энергетик, начальник ТТО, начальник отдела кадров, инженер ТБ, председатель профкома.

Основанием для возможности присвоения и изменения разряда являются ЕТКС и технологические особенности предприятия. Понижением разряда работникам производится вследствие обнаружившегося несоответствия рабочего требованиям ЕТКС при проведении плановой аттестации работников.

Тарифно-квалификационная комиссия назначается директором, соответствующим приказом, численностью не менее 7 человек из числа специалистов.

Повышение квалификационного разряда рабочему производится не по степени сложности работ, а по сложности выполнения тех работ, которые он мог бы выполнить самостоятельно. Присвоение квалификационных разрядов рабочим, на которых возложено наряду с основной работой по профессии также выполнение функций по руководству бригадой, производится на общих основаниях.

На основании заявления рабочего отработавшего не менее 3 месяцев на данном предприятии начальником соответствующего подразделения представляется производственная характеристика. Заявление обязательно подлежит регистрации. Журнал регистрации заявлений ведется в произвольной форме, однако, в нем отмечается: фамилия заявителя, профессия, дата поступления заявления. Отделом кадров выдается справка о стаже работы по данной профессии. Плановый отдел ознакамливает рабочего с требованиями по соответствующему разделу данной профессии согласно ЕТКС.

Рабочему подавшему заявление на повышение разряда представляется один месяц на подготовку, а затем происходит сдача экзаменов квалификационной комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины состава. На заседании комиссии ведется протокол, в котором кратко фиксируются вопросы, связанные с рассмотрением изменения квалификации.

Комиссия принимает решение большинством голосов, присутствующих на заседании членов.

б) Социальная защита персонала.

Исключительно важным элементом корпоративной культуры является обеспечение социальной защиты персонала предприятия, реализация идей социальной справедливости в рамках организации, удовлетворение более широкого круга потребностей персонала, чем просто материальное обеспечение. Социальная защита персонала позволяет организации представить себя как коллективного члена общества, продемонстрировать понимание нужд своих работников, стремление гибко реагировать на разные потребности работников и тем самым обеспечивать со своей стороны  атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, являющуюся залогом эффективного взаимодействия в организации [7,с.307].

Невзирая на имеющиеся различия в интересах, основу взаимоотношений организации и персонала составляют социальное партнерство в достижении совместных целей, сотрудничество и взаимопонимание.

Содержанием социального партнерства являются наиболее существенные для трудящихся экономические реформы, положения в обществе, вопросы труда, его оплаты, занятости и другие социально-экономические проблемы. Формами социального партнерства являются

взаимные консультации, переговоры, достижение согласия и заключение коллективных договоров, соглашений [7,с.308].

Социальное партнерство одновременно и метод согласования различных социально-групповых интересов, урегулирования конфликтов между ними, и система институтов, процедур такого согласования, и цель этой системы.

Основными направлениями социального партнерства являются:

      заключение коллективных договоров и соглашений;

 

      участие в управлении, определяемое как законами и иными государственными актами, так и соглашениями (производственная демократия); финансовое участие, то есть участие в собственности и доходах (экономическая демократия);

 

      осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров [7,с.309].

В программу социальной защиты персонала входит предоставление социальных благ и социальных гарантий, которые определяются законодательством, закрепляются в коллективных договорах и соглашениях разного уровня: генеральных, отраслевых, территориальных, коллективных. Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии. Соглашение - правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории (Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Далее следует анализ тех статей коллективного договора Рудничного теплового хозяйства, в которых говорится о социальной защите персонала предприятия.

Перечень социальных благ определяется ежегодно на общем собрании организации и зависит от доходов и финансового состояния организации. Минимальный перечень социальных благ, одинаковых для всех сотрудников, записывается в коллективном договоре и включает в себя:

      получение материальной помощи для приобретения путевки в дом отдыха или денежной компенсации в размере должностного оклада;

      оплату командировочных и представительских расходов по нормам, действующим в организации;

      подарки к дням рождения и юбилейным датам;

      оплату детских учреждений и выплату пособий малоимущим семьям;

      оплату возможного улучшения жилищных условий (беспроцентный кредит, жилищный заем и т.д.).

Социальные гарантии, предоставляемые работникам предприятия, выполняются в строгом соответствии с законодательством РФ. Каждому работнику гарантируются следующие социальные права:

      ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней;

      оплачиваемый дополнительный отпуск за условия труда, отличающиеся от нормальных до 24 рабочих дней;

      оплата больничных листов в случае временной нетрудоспособности или травм в установленном Кодексом о труде размере;

      страхование жизни сотрудников;

      дополнительная пенсия по желанию сотрудника (перечисление части его зарплаты в негосударственный пенсионный фонд);

      выплата единовременного пособия в размере 2-месячного должностного оклада в случае увольнения или сокращения штатов по инициативе администрации;

      платная медицинская помощь в случае полученной производственной травмы или временной трудоспособности.

Социальная защита персонала является важной составляющей корпоративной культуры предприятия, так как представляет собой гарантию стабильности для трудящихся, основу устойчивости и незыблемости традиций.

2.2.2. Обряды и церемонии

 

Символы организации, обрядность, многие верования и ценности,лежащие в основе культуры организации, выражаются через различные, обряды, церемонии и традиции [5,с. 145].

Обряд играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социологического воспитания индивидов, приобщение их к коллективным нормам жизни. Развитие правильных норм, системы нравственного представления, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняют обряд на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол) [26, с.15,20 ].

Обряды - это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, про водимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Обряд выражает основные ценности любой организации. В повседневной жизни предприятия обряды могут играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушевывания истинного смысла совершаемых действий - ослаблять. В сочетании с выдающимися событиями обряды прямо и косвенно высвечивают образ предприятия

Обряды и церемонии являются подлинным воплощением красивых и наиболее значимых моментов, которые символизируют корпоративных дух и единство всего персонала, сближение всех членов трудовой общности, демонстрируют им новые и еще неизвестные страницы прошлого и настоящего организации, приобщают всех участников обряда к основным организационным ценностям и традициям.

Важные для организации обряды часто становятся праздником, своеобразным перерывом в сером потоке будней, который знакомит персонал организации с ценностями, особенно важными для организации.

Неизменность, преемственность, долговечность ,прочность, устойчивость являются качествами, которые всегда внушали людям большое уважение именно в силу внутренне присущей им принадлежности к обрядами церемониям.

Во время обрядовой церемонии прагматизм, чисто рациональные установки и конкретные цели на некоторое время отступают перед магическим воздействием обрядной символики [9, с. 79].

Для работников и служащих нового типа только та вера способна внушить уважение, которая связана со смыслом их конкретной работы,имиджем и престижем организации.

Событийный повод является наиболее важной частью системы, структуры и конкретной формы организационных обрядов и церемоний. Именно конкретный повод, как основа предмета и объекта обрядного действия, в максимальной степени диктует и предопределяет отдельные стороны, пространственные и временные характеристики обряда.

Обряды, строго установленные стереотипные формы и определенная техника общения' в повседневной деятельности той ли иной организации, могут совершаться автоматически [12, с. 36].

Если потребность в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение по отношению к «нераспознающему» вас человеку. Обряд призван снять агрессию и удовлетворить необходимость в признании хотя бы на минимальном уровне.

Обряды, характеризующие поступление на работу, так называемые посвятительные обряды, проводящиеся при приеме новичков, обязательно включают обучающий момент знакомство новичка с историей и традициями организации, с основными ценностями, выработанными на предприятии РТХ, с наиболее существенными особенностями организационного управления. Эти обряды призваны привить чувство причастности новых работников к большому коллективу организации и тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы.

Организационные (открывающие) обряды чаще всего имеют цель дополнительно подчеркнуть важность того или иного события в жизни Рудничного теплового хозяйства и ее членов с помощью торжественных вечеров, праздничных обедов, посвященных знаменательному событию в жизни предприятия, специальных церемоний награждения какого-нибудь сотрудника или отдела за достигнутые успехи.

Интегрирующие обряды направлены на достижение еще большей сплоченности персонала и созданию благоприятной, дружеской морально­психологической атмосферы в РТХ. С помощью таких обрядов сотрудники лучше узнают друг друга, что способствует созданию корпоративного духа и отношениям солидарности ,между сотрудниками.

Обряды, связанные с отдыхом и восстановлением, помогают людям

полноценно отдохнуть и восстановить свои силы. Здесь стоит вопрос не только о возможностях, которыми располагает Рудничное тепловое хозяйство- детский лагерь «Солнышко, база отдыха, но и об эргономичных критериях, которые прилагаются ко всякому офис -оборудованию и вообще к внутриорганизационному дизайну, что способствует созданию благоприятной и функциональной рабочей среды.

Нередко на предприятии совершаются обряды перехода, через которые отмечаются изменения статусной позиции индивидов. Это быстрая и скромная церемония, которая может заключаться в представлении  вышестоящим начальником человека, переведенного на новую должность своему коллективу, визиты вежливости коллег.

На предприятии систематически раз в месяц, раз в неделю проводятся совместные обеды, в которых чаще всего принимают участие высшее руководство организации и специально приглашенные рабочие и служащие. Основная цель таких мероприятий ­символизировать общность, единство всех звеньев иерархии предприятия, представить предприятие как некую тождественную структуру.

Церемония это установленный торжественный обряд, порядок, совершения чего-нибудь.

Для организации торжественной церемонии используются такие удобные поводы, как, «юбилей работника или предприятия». Эти обряды создают уникальные возможности привлечения к себе всеобщего внимания и приобщения людей к какому-то имени, ценности, системе. Практика показывает, что особенно удачными и продуктивными являются церемонии, которые связаны с чем-то глубоко личным, сентиментальным и неформальным, касающимся участников данного обряда. Этот личный момент, персональное уважение и конкретное адресное внимание при вручении подарка или награды придает дополнительную ценность всей церемонии и усиливает ее уникальность и неповторимость [7,с.124]. Ценности, обряды и церемонии в жизни РТХ являются самыми представительными компонентами, формирующими ее культуру и стратегию.

Большая роль в воспитании преданности организации отводится церемонии проводов на заслуженный отдых ветеранов предприятия. Проводы всегда сопровождаются торжественными речами и подарками. Во время этого обряда всячески подчеркивается, что верность предприятию, добросовестный труд на ее благо не остается незамеченным и получает свою

Информация о работе Организационная культура Рудничного теплового хозяйства