Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель настоящего дипломного исследования – осмысление существующих проблем в области формирования оргкультуры га предприятии.
Основные задачи, стоящие в рамках достижения цели настоящей дипломной работы, определяются следующим образом:
- во-первых, осветить основные теоретические аспекты понятия организационной культуры, необходимые для данного исследования, а именно сформулировать термины, определения, влияние оргкультуры на эффективность деятельности предприятия, а также обозначить наиболее типичные проблемы в области в области формирования оргкультуры предприятия;
Введение 6
Глава1. Организационная культура предприятия: теоретические подходы 8
1.1. Понятие организационной культуры и характеристика ее основных структурных элементов 8
1.2. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия 14
1.3. Основные проблемы в области формирования организационной культуры 16
1.4. Национальный стиль управления или особенности национальной корпоративной культуры 21
1.5. Культура производства и культура труда в СССР 27
Глава 2. Организационная культура Рудничного теплового хозяйства 35
2.1.История Рудничного теплового хозяйства 35
2.2. Управление корпоративной культурой на предприятии РТХ 44
2.2.1. Кадровая политика 47
2.2.2. Обряды и церемонии 71
2.2.3. Традиции 75
2.3. Проблемы организационной культуры на МУП РТХ
и пути их решения 79
Заключение 87
Библиографический список
высокую оценку.
Церемонии (начала нового года, начала службы служащего и т.п.), спортивные встречи, [14,с.48] сплачивают персонал предприятия, его моральный дух и приверженность организации.
Обряды и церемонии направлены на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны со стержневыми ценностями предприятий, эпохальными событиями в деятельности предприятий, его рабочих и служащих. Именно церемонии и обряды являются метафорой предприимчивости. Благодаря обрядам и церемониям приобретает конкретные очертания и осмысляется всем персоналом организации все то ценное, что происходит в трудовой, производственной и исследовательской среде. И чем теснее преобладающие организационные ценности будут связаны с индивидуальными интересами, потребностями и установками, тем больше шансов у организации действовать на рынке эффективно, гибко и целенаправленно.
2.2.3. Традиции
Видимыми проявлениями корпоративной культуры выступают традиции.
Традиции это образы действий, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее без изменений [14, с. 95]. Это то, что перешло от одного поколения к другому, обычай, установившийся порядок. Они служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентации организации и призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, следование которым ожидается от них организацией.
Рассмотрим традиции, сложившиеся на предприятии РТХ и наиболее почитаемые работниками предприятия.
Празднование 9 мая. Традиционное праздничное мероприятие проходит в актовом зале. Множество работников предприятия, ветераны войны и труда собираются в этот день. Праздник открывает председатель профкома рудничного теплового хозяйства. Руководители предприятия произносят слова благодарности ветеранам.
Эта традиция демонстрирует признательность ныне живущих поколений тем, кто принес победу Советскому Союзу в Великой Отечественной войне -ветеранам и труженикам тыла.
После приветственных речей, вручения почетных грамот победителям, пришедшие на праздник имеют возможность посмотреть концерт, подготовленный в их честь.
Так же исполняются всем залом песни военных лет напоминающие ветеранам о днях боевой молодости. Важный момент торжества - это минута молчания в честь воинов, павших смертью храбрых на полях сражения. В заключение праздника все участники Великой Отечественной войны и труженики тыла Рудничного теплового хозяйства получают «фронтовые» 100 г и подарочные кружки с юбилейной надписью. Все ветераны с большой благодарностью и теплом в сердце покидают этот незабываемый праздник.
Эта традиция показывает ветеранам, труженикам тыла, что об их
заслугах предприятие помнит.
Чествование победителей соревнования. Это мероприятие проходит в актовом зале, где собираются представители всех трудовых кoллективов, ветераны комбината. На сцену поднимаются лучшие рабочие своей профессии, лучшие начальники смен и мастера. Генеральный директор поздравляет всех, горячо благодарит за труд. Затем выходят на сцену главные виновники торжества - победители производственных соревнований представители цехов. Для всех находятся, особые теплые слова, характеризующие каждый коллектив, и конечно, завершает вечер концертные номера художественной самодеятельности.
Эта традиция возбуждает дух товарищеского соперничества, стремление постоянно добиваться лучших результатов в труде.
Наставничество. Одной из форм проявления заботы о воспитании молодых рабочих, их скорейшей профессиональной и социальной адаптации в коллективе является движение наставничества. Взяв шефство над молодым рабочим, наставник заботится о том, чтобы тот не только приобрел практический опыт и знания, но, прежде всего, проникся уважением к своей профессии, почувствовал интерес к ней и осознал свое место в коллективе.
Молодежь находит свое место на предприятии и получает поддержку, в желании реализовать свои возможности повысить квалификацию. Поддержание этого обычая означает, что традиции живы и со временем становятся только крепче.
Спортивный праздник ко дню коммунальщиков. Перед профессиональным праздником проводятся футбольные турниры среди команд, которые имеют отношение к этому празднику. Игрокам команды-победительницы вручают
индивидуальные ценные призы.
Цель поддержания таких традиций воспитание интереса к организации и пробуждение чувства гордости за нее, уважение к коллегам, стремление к личностному и профессиональному росту.
Производственные соревнования на предприятии РТХ. На предприятии в целях повышения эффективности производства, роста производительности труда, улучшения качества работы проводятся производственные соревнования коллективов и трудящихся. Коллективам-победителям трудового соревнования вручаются почетные грамоты, дипломы, и другие знаки отличия. Итоги соревнования в подразделениях подводятся на расширенном заседании профсоюзного комитета и руководителей с участием мастеров и бригадиров. Руководители подразделений, председатели профсоюзных комитетов контролируют ход соревнования, обеспечивают гласность и широко используют средства наглядной агитации в ходе соревнования.
Соревнования среди цехов. Коллективам-победителям, занявшим 1 место, вручается Почетная грамота и денежная премия на каждого работающего в цехе. Коллективам цехов, занявшим второе место, выплачивается денежная премия в половинном размере.
Внутрицеховое соревнование. Для организации внутрицехового соревнования среди коллективов бригад, участков подразделений выделяются денежные средства, которые распределяются равномерно ежемесячно или ежеквартально в течение года согласно разработанных в подразделениях условий соревнования.
Соревнования среди трудящихся. Соревнования организуются среди трудящихся комбината за присвоение званий: «Лучший рабочий своей профессии», «Лучший мастер и начальник смены», за право быть занесенным на Доску Почета. Среди рабочих ведущих профессий итоги соревнования подводятся по результатам работы за квартал. Лучшим по профессии присваивается звание «Лучший рабочий своей профессии» и выдается свидетельство и денежная премия в размере 10% от оклада. Победителю соревнования среди мастеров и начальников смен присваивается звание «Лучший мастер» (начальник смены), вручается свидетельство и денежная премия в размере 13% от оклада. Итоги соревнования подводятся ежеквартально. Звание «Самый интеллектуальный мастер» присваивается высококвалифицированным рабочим и мастерам, имеющим стаж непрерывной работы на предприятии не менее 10 лет и в совершенстве овладевшим своей профессией, активно участвующим в рационализаторстве и изобретательстве, во внедрении передовой техники и технологии, передающим свой опыт и знания молодым рабочим. Удостоенным такого звания « вручается диплом и денежная премия в размере 20% от оклада. Присвоение звания производится один раз в год ко дню Коммунальщика. Трудящиеся, внесшие наибольший вклад в выполнение производственного плана, имеют право помещения портретов на Доску Почета. Трудящимся, чьи портреты занесены на Доску Почета, вручаются дипломы и денежная премия в размере 20% от оклада. На Доску Почета помещаются портреты передовиков производства один раз в год ко дню Коммунальщиков.
Все происходит достаточно узко - в рамках одного предприятия. Но в отношении самих работников к производственным соревнованиям про слеживается положительная тенденция. Люди хотят соревноваться, доказывать, что они лучшие, показывать высокие трудовые результаты. Да, победители соревнования получают солидное материальное вознаграждение.
Но есть здесь еще и другой момент. Соревнование дает каждому почувствовать его сопричастность с коллективом, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Также соревнования формируют у сотрудников предприятия чувство общности, гордости за принадлежность к коллективу предприятия, стимулируют реализацию их сил и способностей.
В связи с этим, использование соревнований в качестве одного из
способов поддержания культуры предприятия представляется полезным.
Кроме всего этого на предприятии есть своя команда КВН «Чуть тепленькие», которая играет вот уже 5 лет. Образовалась она в 2002 году и состоит из 15 человек. Каждый год команда участвует в играх КВН и почти всегда выигрывает, об этом свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы.(Приложение№3)
2.3. Проблемы организационной культуры на МУП РТХ
и пути их решения
Даже благополучные компании, казалось бы, успешно осуществляющие свою деятельность, испытывают проблемы, связанные с несовершенством такого сложного механизма, как организационная культура. Данное предприятие является не исключением.
Изучение действующих на предприятии обрядов и церемоний должно быть направлено на определение того, какое влияние они оказывают на рабочее поведение персонала и в какой мере они поддерживают выработанную руководством стратегию организационного развития.
Имидж организационной культуры предприятия повысится, если руководство начнет активно выстраивать, формировать, выращивать новую систему правил, отвечающую целям развития организации.
Можно привести ряд мероприятий, которые помогут в этом:
- спортивные мероприятие, в которых могут быть задействованы все члены семьи эти мероприятия могут носить название «Мама, папа, я спортивная семья. Это может поспособствовать не только укреплению отношений внутри коллектива, но и укреплению отношений в семье;
- также можно уделять большое внимание молодежи и молодым семьям так например, молодым семьям, у которых нет собственного жилья можно предоставить беспроцентный займ сроком до 15 лет. На предприятии можно также организовать комнату отдыха, где сотрудники смогут, например, в обеденный перерыв отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать газеты или просто пообщаться между собой.
Также привлекать к общественной жизни можно и ветеранов предприятия их можно задействовать в общественной жизни организации. Например, устраивать те же соревнования, только среди ветеранов. В свою очередь, это покажет всему персоналу, что они впоследствии тоже будут востребованы.
Еще одним важным моментом в развитии оргкультуры может явиться создание на предприятии единой униформы. Работник данного предприятия будет отличаться от сотрудников других организаций, и этот факт поспособствует тому, что лишний раз будет напоминать, что сотрудник работает на данном предприятии. В создании единого стиля одежды могут принимать участие и сами работники они могут создавать собственные модели,но в то же время одежда должна быть выполнена из высококачественного материала, быть удобной. Так, у каждого отдела, каждого цеха может быть одежда разных цветов. На мой взгляд, эта мера может быть очень эффективной, так как еще больше может сплотить коллектив, и в то же время работники почувствуют еще большую принадлежность к данной организации.
Так же важным элементом формирования оргкультуры может быть то, что предприятие возьмет под свое шефство один из интернатов. Этот шаг может поспособствовать и повышению ответственности детей так, например предприятие может устроить конкурс «Умники и умницы». Те дети, которые закончат учебный год на «отлично» или «хорошо» будут трудоустроены в летний период на предприятие, а в дальнейшем на постоянное место работы.
Так как на предприятии нет своего логотипа, то его тоже можно создать, тем более это может послужить еще одним фактором формирования более эффективной оргкультуры.
Фирменный логотип – это знак, символ, рисунок или сочетание рисунков, который требуется для того,чтобы, легко можно было отличать товары и услуги, предлагаемые фирмой, от других товаров и услуг, а также безошибочно узнавать, кем производится или предлагаемый товар, или услуга. Логотип должен обязательно содержать название организации, должен быть оригинальным, не похожим на знаки и символы конкурентов.
Необходимо предварительно определить поощрительные меры для сотрудника, предложившего лучший фирменный логотип. Это могут быть денежная премия, дополнительные выходные дни, какие-либо материальные призы с учетом интересов победителя конкурса.
Обсуждение лучшего варианта из всех предложенных обязательно должно проходить во время общего собрания коллектива, также как церемония награждения победителя. День утверждения фирменного логотипа может быть совмещен с очередным днем рождения фирмы и в дальнейшем должен стать памятным днем для всех сотрудников.
Так же руководитель для дополнительной мотивации сотрудников может сформулировать предположительный список заключений, отражающих базовые ценности в отношении работников:
- необходимо уважать каждого сотрудника, как личность, отмечать его достоинства и заслуги, каждый сотрудник должен чувствовать себя уверенно, вознаграждение должно быть справедливым и соразмерным, условия труда должны обеспечивать чистоту, порядок, безопасность;
- каждый может выступать с предложениями и жалобами. Все имеют равные права на получение работы, повышение квалификации, продвижение по службе;
- мы обязаны стремиться к внедрению новых идей, использовать передовую технику и технологию;
- только единые стандарты коммуникаций и поведения гарантируют стабильное положение на рынке и положительный имидж организации;
- любой сотрудник, пришедший в компанию на любую должность, имеет возможность пройти все ступени карьерного роста вплоть до самых высот.
Информация о работе Организационная культура Рудничного теплового хозяйства