Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 20:30, курсовая работа
Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики российских предприятий, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОТБОРА, ПРИЕМА И НАЙМА ПЕРСОНАЛА. 6
1.1 Сущность и цели отбора, найма и приема персонала и их роль в управлении персоналом. 6
1.2 Система управления отбором, наймом и приемом персонала, ее состав. 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОТБОРА, НАЙМА И ПРЕМА ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ООО «ТЕХНОФЛОТ».
2.1. Общая характеристика компании ООО «Технофлот». 18
2.2. Оценка количественного и качественного состава персонала. 24
2.3. Оценка управления приемом, отбором и наймом персонала в компании «Технофлот». 27
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ НАЙМА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ООО «ТЕХНОФЛОТ»
3.1. Разработка рекомендаций по эффективности системы отбора персонала ООО «Технофлот». 35
3.2. Оценка экономической и социальной эффективности системы и технологии управления персоналом в области найма, отбора и приема. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРатуры 53
ПриложениЯ
Наиболее важной составной частью найма является профессиональный отбор, который строится следующим образом: вначале идет поиск нескольких претендентов, из них в результате отбирается 2–5 человек наиболее подходящих с учетом соответствия их специальности, квалификации, личных качеств и способности характеру деятельности, интересам организации и их самих. Они представляются руководству предприятия (структурного подразделения) для окончательного решения.
В настоящее время процедура отбора кандидатов включает в себя предварительное собеседование с начальником отдела кадров и собеседование с руководителем подразделения. И решение принимается исходя из результатов собеседования с руководителем подразделения или руководителем службы.
В результате
процедур отбора происходит отсев значительного
числа кандидатов, что требует
значительного количества времени
на собеседования и говорит о
необходимости более
Процесс отбора не должен носить субъективный характер, необходима формализация критериев отбора. Для того чтобы процедура отбора была эффективной, необходимо сделать ее многоступенчатой, состоящей из анкетирования, интервью, тестирования, оценки состояния здоровья, испытательного срока. 3
Анкетирование позволяет больше узнать о предыдущем опыте работы, профессиональных склонностях, интересах, о личных увлечениях (хобби). Анкета может содержать следующие вопросы:
Оценка анкетных данных позволяет получить более широкую информацию о претенденте на соответствие требованиям, предъявляемым к исполнителю, выявить вопросы для более детального исследования на последующих этапах.
Выбор претендента закрепляется контрактом о приеме на работу, но этому должна предшествовать стажировка (испытательный срок). В период испытательного срока, продолжительность которого может составлять 2–4 месяца, кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако может быть уволен по окончании срока без каких-либо последствий для организации. В течение испытательного срока руководитель подразделения должен уделять особое внимание кандидату и оценивать его потенциальные возможности. Для получения более объективных результатов руководителю подразделения и кандидату рекомендуется совместно определить цели последнему и оценить их выполнение в конце испытательного периода. Это станет основой для окончательного решения руководителя – принять или не принять кандидата на постоянную работу. Кандидат же, в свою очередь тоже имеет возможность определиться: устраивает ли его данная работа или нет. Тем самым снижается количество решений об уходе в первые месяцы работы, вызванные неудовлетворенностью работника, «обманутыми» ожиданиями.
При положительной
оценке деятельности работника, принимается
окончательное решение о
Отбор и найм персонала.
Отбор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и все специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников, а наем на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата.
Кадровые
службы должны добиваться повышения
эффективности отбора персонала, что
предполагает учет таких факторов,
как рынок рабочей силы, требования
профсоюзов, особенности местоположения
организации и параметры
Эффективный
отбор персонала основывается на
заранее выработанных критериях, в
которые чаще всего включаются данные
о требуемом образовании, опыте
кандидата, физических, медицинских
и психологических
Процедура отбора персонала имеет определенную структуру: предварительная отборочная беседа, заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты, беседа по найму, тестирование кандидатов, проверки рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр, принятие решения.
Наем персонала, в свою очередь, подразделяется на четыре этапа: описание требований к кандидату, поиск кандидата, отбор, выход человека на работу.
Отбор и наем – процедуры, требующие финансовых затрат. Затраты определяются такими характеристиками, как стоимость, время и качество осуществления всех необходимых процедур. 4
В настоящее
время наиболее распространена контрактная
форма найма персонала. Контракты
с работниками могут
В современных условиях средние и крупные организации для отбора и найма персонала все чаще прибегают к услугам фирм, специализирующимся на консалтинге в области отбора персонала. Такие фирмы помогают руководству организаций анализировать и решать задачи, стоящие перед ней, а также использовать опыт других.
Эффективным методом отбора персонала является тестирование претендентов на должность. В настоящее время наибольшее распространение получило компьютерное тестирование.
Отбор и наем персонала – не одноразовая компания, а непрерывный, систематический процесс.
Важным фактором, обеспечивающим такую непрерывность, является процедура формирования кадрового резерва, который представляет собой часть персонала, проходящего планомерную подготовку для занятия смежных рабочих мест более высокой квалификации.
Отбор персонала является второй ступенью набора персонала, и представляет собой процесс рационального выбора на основе изучения и оценки профессиональных и личностных качеств претендентов.
Цели отбора:
На отбор влияют потребность организации в кадрах и ситуация на рынке. Он требует изучения должности (рабочего места) и определения требуемых личностных и деловых качеств работников.
Принципы отбора персонала:
Критерии отбора персонала должны быть:
Первичный отбор.
Первичный
отбор начинается с анализа списка
кандидатов с точки зрения их соответствия
требованиям организации к
Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространенными в настоящее время методами являются – анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза почерка.
Методы отбора персонала.
Общий контроль
над политикой в сфере
На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации.
Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в контексте работы всей организации.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору кадров, являются:
Обычно при отборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов. Комплексная система отбора может включать в себя методы, приведенные в табл. 1.
Таблица 1. Методы комплексной системы отбора персонала.
Качества личности |
Методы отбора персонала | ||||
Стандартная форма «Сведения о кандидате» |
Интервью |
Тестирование |
Проверка рекомендаций |
Медицинское обследование | |
Интеллект |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Образование |
+ |
+ |
+ |
||
Профессиональный опыт |
+ |
+ |
+ |
||
Состояние здоровья |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Личностные характеристики |
+ |
+ |
+ |
||
Мотивация, отношение к работе |
+ |
+ |
+ |
||
Коммуникативные качества |
+ |
+ |
+ |
||
Наличие противопоказаний к работе |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Моральные качества (честность, трудовая этика, ответственность и т.д.) |
+ |
+ |
Конечно, вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.
Чтобы проявить возможность совершенствования системы управления персоналом проводится интервью или собеседование, которое проходит еще при приеме кандидатов в разных формах от стрессового (жесткого) до контактного (доверительного) разговора. При таких собеседованиях, как правило, выявляются как характерные принимаемому человеку психологические, так и его профессиональные качества, что в дальнейшем помогает при мотивировании данного сотрудника.
Прием на работу.