Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

     Кондитерские  изделия (пряники, пряники «Потешки») поставляет в Волковысский район Могилев и Молодечно. [7]

     Таким образом, у завода есть резерв для  увеличения реализации хлебобулочной  и кондитерской продукции за счет вытеснения со своих рынков посторонних производителей. Основной козырь по их вытеснению лежит в области ценообразования и улучшения качества выпускаемой продукции.

     Так, основной стратегической задачей маркетинга в 2006 году является закрепление основных тенденций по реализации кондитерских изделий (пряники, печенье) в городе Гродно. При этом следует особое внимание уделить тому, что Гродненский хлебозавод осуществляет выпуск пряников и является серьёзнейшим конкурентом в данном вопросе. По кондитерским изделиям планируется увеличить количество торговых точек в деле реализации данной продукции в городах Сморгонь, Лида, Гродно, Слоним и т.д.

     По  реализации хлебобулочных изделий  основной задачей маркетинга является вытеснение конкурентов с рынка  Волковысского района. Для этой цели завод как никогда имеет твердую  базу. С вводом новой печи по производству подовых сортов хлеба будет потеснен основной конкурент – Гродненский хлебозавод, и ВЗАО «Данком». Вместе с тем имея качественную и конкурентоспособную продукцию реально рассмотреть зону реализации её за счет близлежащих районов. Поэтому будет уделено серьёзное внимание по реализации хлебобулочной продукции в радиусе 50-60 км от хлебозавода.

     Поставщики

     Как уже отмечалось выше, производство филиала Волковысский хлебозавод является сырьезависимым.

     В сырьевую зону входит шесть районов: Скидельский, Лидский, Ошмянский, Минский, Пружанский, Кареличский.

Таблица 6. Основные поставщики сырья для филиала Волковысский хлебозавод

Район Предприятия–  поставщики
Ошмянский Ошмянский дрожжевой  завод
Минский РУПП «Беларуськалий», УП «Агропродукт», ОДО «Ван-97», УП «Альфа-микс», СПОО «Белсайд», ТЧУП «Барса- плюс», ОДО «Сага», СООО «Ароматик», ОАО «Стар-Маз», РУП «Минск кристал», ЗАО «Манхеттонплюс», УП «Унтехпром БГУ»,
Волковысский  РУСПП «Берестовицкая птицефабрика», ОАО «Беллакт»

Продолжение таблицы 6. Основные поставщики сырья для филиала Волковысский хлебозавод

1 2
Кареличи  РУПП «Вороновский спиртовой завод»
Гродненский ООО «Кристал»
Слонимский  ОАО «Альбертн»
Сморгонский ОАО «Сморгоньский  комбикормовый завод»
Пружанский  Пружанский  консервный завод

Примечание. Источник: собственная разработка

     Заключение  договоров на поставку товаров осуществляется и проводится на тендерной основе.

     Постоянными партнерами филиала Волковысский хлебозавод являются: «Лидахлебопродукт», «Гроднохлебопродукт», Скидельский сахарный завод.

     С поставщиками работает по предоплате или по факту отгрузки.

     На  базе филиала имеется пять грузовых автомобилей, трактор МТЗ-80, и две  служебные машины ГАЗ-3110, ВАЗ-21063.

     ГАЗ-3307 – специализированная хлебная, УАЗ-3303 – специализированная под мягкие кондитерские изделия, УАЗ-330362- специализированная под пряники и печенье.

     Мука  доставляется на предприятие специализированным транспортом поставщика, сырье – самовывозом по мере надобности. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 SWOT анализ среды предприятия

     Как показал анализ факторов, воздействующих на предприятие, среду обитания предприятия условно можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Между этими частями должен постоянно поддерживаться баланс.

     Применяемый для анализа среды метод SWOT (S – сила, W – слабость, O – возможности, T – угрозы) позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Этот метод дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями. Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения стратегии предприятия.

Таблица 7. Данные для проведения SWOT-анализа деятельности филиала Волковысский хлебозавод

Сильные стороны

предприятия

Вес для отрасли

(5 баллов)

Вес для пр-ия

(10 баллов)

Слабые  стороны

предприятия

Вес для отрасли

(5 баллов)

Вес для пр-ия

(10 баллов)

1)обеспечено  всеми   видами энергоресурсов 2 8 1)высокий уровень конкуренции 5 8
2) имеет бестарное хранение муки, газифицировано 1 7 2)низкий уровень  использования производствен-ных  мощностей 4 7
3)высоквалифици-

  рованные  кадры рабочих и специалистов 

3 8 3) оборудование  морально и физически устарело 3 9
4)выгодное расположение 5 10 4)отсутствие  собственных оборотных средств  на тех. перевооружение 2 9
5)низкая  текучесть кадров 4 9 5) недостаточная  мощность оборудования по упаковке  и нарезке х/б изделий 1 5
Is = 9     Iw = 8    
 

Продолжение таблицы 7. Данные для проведения SWOT-анализа деятельности филиала Волковысский хлебозавод

1 2 3 4 5 6
Возможности Вес для отрасли

(5 баллов)

Вес для пр-ия

(10 баллов)

Угрозы Вес для отрасли

(5 баллов)

Вес для пр-ия

(10 баллов)

1) снижение  цен на сырье 2 9 1)появление  новых конкурентов 1 9
2) выход  на новые рынки 4 9 2)высокие налоговые  и неналоговые изъятия ден.  ср-в 2 5
3) более  благопри-ятная политика государства 1 9 3)дефицит поставок  сырья 5 10
4) уход  конкурен-тов с рынка 3 10 4) адм. вмеша-

тельство  в ценообразование

3 8
5)появление  нового оборудова-ния и технологий 5 10 5)низкая платежеспособ-ность  потребителей х/б изделий 4 8
Io = 10     It = 8    

Примечание. Источник: собственная  разработка

     Расчет  индивидуальных индексов осуществляется по формуле:    

     I = ∑ni=1(ai ∙ bi) / ∑ ni=1ai, где

     ai – вес каждого из элементов, входящих в категорию (определяется методом обратного ранжирования: вес 5 – наиболее значимый, вес 1 – самый незначительный);

     bi – оценка каждого из элементов, входящих в категорию (осуществляется по 10-балльной системе на основе мнений экспертов).

     Is = (16+7+24+50+36) / 15 = 9;

     Iw = (40+28+27+18+5) / 15 = 8;

     Io = (18+36+9+30+50) / 15 = 10;

     It = (9+10+50+24+32) / 15 = 8.

     Результаты  проведенного  SWOT-анализа показали:

     – индекс возможностей (Io) превышает индекс угроз (It), что свидетельствует о благоприятной ситуации на рынке хлебобулочных изделий;

     – значение индекса возможностей (Io) превышает значение индекса сильных сторон (Is). Это значит, что предприятие не полностью использует в своей деятельности возможности внешней среды;

     – значение индекса слабых сторон (Iw) равно значению индекса угроз (It), что свидетельствует о неспособности предприятия приспособиться к угрозам со стороны внешней среды и об отсутствии гибкости в управлении его деятельностью.

     На  основе проведенных расчетов определим  конкурентную стратегию филиала Волковысский хлебозавод.

     Стратегический  индекс рыночной ситуации (А):

     А = Io – It = 10 – 8 = 2.

     Индекс  собственных возможностей (В):

     В = Is – Iw = 9 – 8 = 1.

     На  основании полученных индексов построим матрицу конкурентных стратегий предприятия.

Рис. 2. Матрица конкурентной стратегии филиала Волковысский хлебозавод 

Примечание. Источник: собственная  разработка

      Из  рис. 2 видно, что предприятие расположено в первой системе координат, а следовательно имеет тяготение к конкурентной стратегии С1 (стратегии снижения себестоимости продукции).

     Для данной стратегии характерно:

     1) достаточная рыночная доля;

     2) невысокая рыночная активность;

     3) низкий уровень неопределенности.

     Значительное влияние на величину себестоимости производства продукции на филиале Волковысский хлебозавод оказывает статья «сырье и основные материалы», удельный вес которой в полной себестоимости составляет 60%.

      Значительного сокращения затрат материальных ресурсов можно добиться путем внедрения новой техники и прогрессивной технологии, ликвидации технологических потерь, внедрения заменителей и улучшителей, роста объема производства, освоения новых видов продукции, совершенствования структуры ассортимента и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ  РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

     3.1 Планирование производственной  программы предприятия

     Исходными данными для разработки плана  производства на филиале Волковысский хлебозавод служат:

  • заказы потребителей;
  • план продаж;
  • коэффициент использования производственных мощностей;
  • обеспечение сырьевыми ресурсами.

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку