Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

     Для составления резюме чрезвычайно важно иметь правильное представление о нем. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной странице. Нужно учитывать, что сила концентрации внимания у будущих читателей плана, обычно весьма занятых и деловых людей, на одном из рассматриваемых документов не очень высока – ведь им ежедневно приходится работать с большим количеством деловых бумаг. Следовательно, прочитав одну-две страницы плана, они должны получить общее представление о нем. Резюме –  это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов. [2, с. 1]

     III. История бизнеса

     Этот  раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

     Раздел  должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы  его развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

     Итоги деятельности и достигнутый успех  необходимо связать с намеченными  целями и ориентирами. Лучше, если это будет сделано в количественных показателях. [2, с. 2]

     IV. Анализ положения дел в отрасли

     В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

  • динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
  • тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);
  • всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);
  • характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к различным торговым маркам);
  • определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных «ниш» на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д. [1, с. 334]

     V. Сущность проекта

     В этом разделе излагается основная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению определенной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разделе обычно отражаются:

  • основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение доли на рынке);
  • определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
  • подробное описание изделия, соответствия его параметров требованиям выбранного сегмента рынка;
  • стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
  • характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и недостатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);
  • общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ведению маркетинговых исследований и организации управления.

     Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-плана необходим, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта. [1, с. 334-335]

     VI. План маркетинга

     В разделе в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.

     Маркетинговый план содержит полную информацию о  формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбыта и товарной политике. Раздел составляется на основе маркетинговой программы фирмы, подлежит обязательной корректировке и ежегодно предоставляется инвестору.

     Раздел  должен включать план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению намечаемой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При его разработке должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности продукции, услуг, высококачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность, стабильность и т. п.). [1, с. 335]

     VII. Производственный план

     Раздел  содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие:

  • производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций);
  • весь технологический процесс с выделением охватываемой проектом части, а также операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, условия сотрудничества);
  • объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности по сбыту, с производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: первый год — по кварталам (месяцам); второй год — по полугодиям (кварталам); последующие годы — в целом за год;
  • оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
  • сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);
  • расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);
  • производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
  • расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по всем статьям сметы затрат на производство). [1, с. 337]

     VIII. Организационный план

     Раздел  дает подробное представление инвестору  о фирме и ее менеджменте (не более 3 страниц). В нем указываются:

  • правовое положение фирмы;
  • основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);
  • имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров;
  • резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии;
  • организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании);
  • кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры). [1, с. 338]

     IX. Оценка рисков

     В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

     Раздел  содержит анализ рисков и альтернативные пути снижения степени риска при  достижении поставленной цели. Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные с неожиданной реакцией конкурентов, изменениями во внешней среде, резким изменением рыночной конъюнктуры, отсутствием согласия и профессионализма в управленческой команде.

     Для белорусского предпринимательства особенностью являются нетипичные для западной инвестиционной деятельности риски: нецелевое расходование кредита, несоблюдение запланированного проектного бюджета, отсутствие гарантированных источников финансирования программы в целом, срыв графика разработки продукции (услуг), нестабильное положение основных поставщиков и (или) субпроизводителей. Анализ этих рисков и заблаговременная разработка альтернативных вариантов реализации проекта оптимизируют конечный результат и прибавляют значимость бизнес-плану. [1, с. 338-339]

     X. Финансовый план (и финансовая стратегия)

     Цель  финансового плана — определить эффективность предлагаемого бизнеса. Поэтому задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора этот раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами вложения денежных средств. В полном виде раздел включает следующие финансовые документы:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • баланс денежных расходов и поступлений;
  • прогноз на баланс активов и пассивов (для предприятия);
  • анализ безубыточности;
  • стратегию финансирования.

     Раздел  отвечает на самый важный вопрос для кредитора: как фирма планирует отвечать по своим обязательствам. [1, с. 339]

     XI. Юридический план

     Юридический план как самостоятельный раздел наиболее часто составляется в двух случаях: если фирма большая и  работает длительный срок; если предприниматель начинает новое дело. В первом случае необходимость в таком плане обусловливается большим объемом информации о фирме, значительная часть которой в той или иной мере касается вопросов, регламентируемых действующим законодательством. К ним относятся вопросы ценовой политики фирмы, качества выпускаемой продукции, налогоплатежей, источников финансирования и т.д. Для их правового анализа приглашается юрист.

     Предприниматель, начинающий свое дело, должен хорошо знать  его организационно-правовые основы. При составлении бизнес-плана он должен четко определить статус своего предприятия, вид собственности, лежащей в его основе, правовые рамки будущих производственных и финансовых действий и т.д. Иными словами, весь свой бизнес предпринимателю следует рассматривать через призму действующего законодательства. Это достаточно сложная задача, особенно в условиях частого изменения правовых норм. Предприниматель должен обладать и хорошей интуицией, чтобы предвидеть такие изменения или хотя бы вовремя узнать о них. Начинающий предприниматель должен получить хорошую юридическую консультацию или принять на работу в свою фирму юриста. [3, с. 304]

     Прежде  чем составить бизнес-план, намечают ряд потенциальных инвесторов, выясняют, каким методикам они доверяют или к каким привыкли, какие разделы в бизнес-плане являются для них принципиально важными. [1, с. 339]

     Таким образом, структура бизнес-плана фирмы зависит от конкретных целей его составления. Разделы плана включают коммерческие, производственные, организационные и финансовые аспекты будущей деятельности. Их обоснование должно убедить будущих партнеров по бизнесу в реалистичности, компетентности и продуманности шагов в   развитии фирмы.

     Оформление  и стиль не менее важны для  успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

     Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана  должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не мене 40 страниц – при проведении расчетов в полном объеме. [4, с. 231] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ  ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     2.1 Оценка и анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия

     Целью анализа внутренней структуры предприятия является выявление слабых и сильных сторон в его деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно необходимо знать и слабые места, которые могут усугубить внешние угрозы. Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, позволяет лучше уяснить его цели  и сформулировать миссию. [6, 145]

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку