Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная  разработка

     Из  таблицы видно, что на филиале 62,4% всех машин и оборудования имеет срок службы более 10 лет, из них 31,2 % - более 20 лет.

     На  предприятиях передовых индустриальных государств срок службы оборудования составляет менее 10 лет. Другими словами за это время на западе аналогичные предприятия обновили свои активные фонды в 2-3 раза. Отставание если не угрожающее, то бесперспективное в плане исправления. Коэффициент обновления основных средств за 2005 г. составил 0,6 %. И это при том обстоятельстве, что условия функционирования в 2005 г. были гораздо благоприятнее, чем в 2004 году по части размера получения прибыли и темпов инфляции. Анализ выполнения планов технического перевооружения за 2005 год показывает, что его можно характеризовать как недостаточное. [7]

     На  протяжении 2006 г. планируется эту  ситуацию исправить, а коэффициент обновления основных средств довести до 16,7 %.

    • Анализ ассортимента и структуры производства

     РУПП  «Гроднохлебпром» филиал Волковысский  хлебозавод производит продукты питания, такие как хлебобулочные, сухарные, бараночные, кондитерские (мягкие и пряничные) изделия.

     Основной  ассортимент выпускается по трехстадийной технологии, а так же ведется выпуск хлеба по сложной технологии.

     Ежедневный  выпуск сдобных, булочных изделий составляет в среднем пятнадцать – шестнадцать наименований, в том числе пять наименований мелкоштучных сдобных изделий.

     Тестоведение  производится ускоренным методом с частичным внесением опары в количестве 20 %. Для  улучшения вкусовых качеств и предотвращение «картофельной» болезни пшеничных хлебов и булочных изделий применяется мезофильная закваска.

     Хлебобулочные  изделия выпускаются  с различными видами посыпок, которые включают в  себя семя подсолнечника, кунжут, тмин, овсяные хлопья, кориандр, мак, драже нонпарелле.

     Группа  продуктов питания лечебно-профилактического  назначения включает в себя в среднем  пять – шесть наименований. Это  диетические и диабетические хлебобулочные изделия. Ассортимент выпускаемых изделий лечебно-профилактического направления постоянно расширяется.

     Филиал  Волковысский хлебозавод производит выпуск сушек и сухарей по традиционной технологии с внесением в тесто  мака, изюма, ядра арахиса дробленого. Налажены выпуск и реализация сухарей  меньшего размера (не менее 90 штук в 1 кг.).

     В кондитерском цеху филиала производится выпуск широкого ассортимента пряничных изделий и овсяного печенья. Пряники выпускаются в количестве  четырнадцать наименований сырцовыми и заварными. При  выпуске пряников и печенья используются широкий ассортимент сырья: курага, чернослив, орех, мак, овсяные хлопья, зародышевые хлопья пшеницы, какао, ржаная мука.

     Ассортимент выпускаемых ежедневно мягких кондитерских изделий в среднем составляет 49 наименований, включая торта, пирожные, рулеты, кексы, шербет, коврижки, бисквиты, пончики.

     Для потребителя важными показателями является внешний вид изделий, удобная и красивая упаковка, этикированная и, следовательно, содержащая всю необходимую информацию о составе продукта, о его пищевой и энергетической ценности. При выпуске продукции учитываются требования, предъявляемые национальными стандартами к качеству используемых сырья и вспомогательных материалов. Выпускаемая продукция соответствует по показателям качества действующим СТБ, РСТ, ГОСТам. Для контроля за качеством поступающего сырья, за правильным ведением технологического процесса при производстве продукции, за качеством готовой продукции функционирует производственно-технологическая лаборатория.

     Персонал

     Анализ  опыта работы как процветающих фирм, так и фирм-банкротов показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях.

     От  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависит объём и своевременность выполнения работ, эффективность использования основных производственных фондов и как результат – объём производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

     В настоящее время на предприятии  работает 166 человек, в том числе  ППП – 154 (рабочие основного производства – 61, рабочие вспомогательного производства – 93), непромышленный персонал – 12 (охрана – 2, торговля – 10 человек). [7]

     Проанализируем  качественный состав трудовых ресурсов филиала Волковысский хлебозавод по возрасту, полу, образованию, стажу работы, квалификации.

Таблица 4. Качественный состав трудовых ресурсов предприятия

Показатель Численность рабочих на 2005 год Удельный  вес, %
Группы  рабочих:    
по  возрасту, лет:    
     до 20 3 1,8
     от 20 до 30 29 17,5
     от 30 до 40 37 22,3
     от 40 до 50 64 38,5
     от 50 до 60 30 18,1
     старше 60 3 1,8
Итого: 166 100
по  полу:    
     мужчины 35 21,1
     женщины 131 78,9
Итого: 166 100

Продолжение таблицы 4. Качественный состав трудовых ресурсов предприятия

1 2 3
по  образованию:    
     общее базовое 3 1,8
     общее среднее 55 33,1
     профессионально- 

     техническое

41 24,7
     средне-специальное 49 29,6
     высшее 18 10,8
Итого: 166 100
по  трудовому стажу, лет:    
     до 5 15 9
     от 5 до 20 71 42,8
     свыше 20 80 48,2
Итого: 166 100

Примечание. Источник: собственная  разработка

     Как видно из таблицы, персонал в своем  большинстве представлен людьми старших возрастов. Как известно, для таких людей характерны консерватизм, основательность в поведении, меньшая склонность к переменам, повышенная требовательность к окружающим людям. Молодежи наоборот свойственны подвижность, обостренное чувство нового, нетерпимость к недостаткам, прагматизм. Поэтому нередко причиной трудностей и недостатков на предприятии является его неблагоприятная половозрастная структура.

     Персонал  преимущественно женский. Замечено, что однополый персонал менее эффективен разнополого.

     В общей численности персонала доля работников с высшим образованием составляет всего 10,8 %.

     Предприятию необходимо уделять должное внимание формированию социальной структуры персонала путем ее изучения и проведения службами управления персоналом и руководством  соответствующей кадровой политики.

     На  современном этапе развития производительных сил одной из главных задач является ускорение темпа роста производительности труда. Это особенно важно в связи с ограниченными возможностями привлечения новых рабочих в сферу производства. 

     2.2 Оценка и анализ внешней среды предприятия

     Любая фирма находится и функционирует  в определенной среде. Каждое действие всех без исключения хозяйствующих  субъектов возможно только в том  случае, если среда допускает его. Внешняя среда является источником, питающим фирму ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала. Поэтому для формирования и реализации эффективной стратегии предприятия высшее руководство должно иметь представление о внешней среде и тенденциях ее развития. При этом внешняя среда исследуется для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении. [6, с. 134]

     Анализ  внешней среды осуществляется для  того, чтобы:

     1) выявить изменения, которые воздействуют на различные аспекты стратегии;

     2) определить, какие факторы внешней  среды могут представлять угрозу  для предприятия;

     3) оценить, какие факторы внешней  среды можно использовать для  достижения стратегической цели. Это позволяет направлять усилия предприятия в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.

     Внешнее окружение рассматривается как  совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения.

     Макроокружение создает общие условия существования предприятия. Выделяют следующие его области:

     1) экономика;

     2) политика;

     3) рынок;

     4) технология;

     5) конкуренция;

     6) международное положение;

     7) социальные условия.

     Анализ  непосредственного окружения предусматривает исследование компонентов внешней среды, с которыми предприятие непосредственно контактирует в процессе хозяйственной деятельности.

     Это:

     1) конкуренты;

     2) поставщики;

     3) покупатели продукции и услуг  предприятия;

     4) рынок рабочей силы.

     Возможность влиять на макроокружение со стороны  предприятия минимальна. Что же касается непосредственного окружения, то предприятие может оказывать существенное влияние на его характер и содержание, предотвращать появление угроз и создавать некоторые преимущества.

     Поэтому для оценки внешней среды, в которой  находится и функционирует филиал Волковысский хлебозавод, проанализируем лишь его непосредственное окружение. А именно, главные его составляющие: конкурентов и поставщиков.

     Конкуренты

Таблица 5. Информация о конкурентах филиала Волковысский хлебозавод

Наименование  организации Производство  х/б изделий, т Удельный  вес, %
Филиал  Волковысский хлебозавод 5186 83,1
СП  «Данком» 360 5,8
СПК «Агро-Лозы» 48 0,8
РУСП  «Заря» 216 3,5
ОАО «Аэлита  Люкс» 126 2
Гродненский хлебозавод 300 4,8
Итого: 6236 100,0

Примечание. Источник: собственная разработка

      Основными конкурентами в Волковысском районе по производству и реализации хлеба являются СП «Данком» (удельный вес продукции которого составляет 5,8 %), Гродненский хлебозавод и РУСП «Заря».

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку