Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа
Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки
Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план – это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося белорусского бизнеса уже работающие предприятия и люди, еще недавно далекие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможности применения своих сил в экономике.
В последние годы в Республике Беларусь бизнес-планирование приобретает значительную популярность. [1, с. 326]
Бизнес-план представляет собой краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Такой план позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.
Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.
Бизнес-план может использоваться:
а) для получения кредита;
б) при приватизации;
в) для привлечения инвесторов;
г) при выходе на новые рынки;
д) при перепрофилировании фирмы;
е) по новым проектам (инновациям). [1, с. 326]
Бизнес-план помогает фирме решить следующие основные задачи:
Бизнес-план характеризуется тем, что он:
9) является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы. Поэтому бизнес-план должен быть компактным, красиво оформленным и информационно наполненным;
К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как а) ознакомления потенциальных партнеров с замыслами предпринимателя; б) необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; в) цифровое обоснование эффективности бизнес-идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов. [1, с. 328]
Таким образом, бизнес-план выполняет ряд важных функций.
Первая из них связана с важностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Она имеет существенное значение как на начальной стадии предпринимательского дела, так и впоследствии, при выборе новых направлений.
Вторая функция — планирование. Процесс подготовки бизнес-плана стимулирует мышление, заставляет предпринимателя тщательно продумать и проанализировать различные аспекты своего дела, реально оценить возможности и трудности. Подробный бизнес-план облегчает координацию и сведение воедино всех элементов будущего бизнеса.
Третья функция — контрольная. План, изложенный на бумаге, всегда может быть использован для последующего контроля и оценки достигнутых результатов. Он может служить основой для коррекции деятельности предприятия в будущем.
Четвертая, важнейшая, функция — аккумулирующая. Она способствует привлечению денежных средств от других физических и юридических лиц. Бизнес-план должен убедить потенциального кредитора, акционера, инвестора, а также потребителя и поставщика в том, что они могут получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием (предпринимателем). [3, с. 291]
1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана и их взаимосвязь
В мировой практике этапы составления бизнес-плана и конкретные его элементы не являются жестко определенными. Он может содержать меньшее количество разделов, сохраняя их главную направленность за счет, например, их объединения или переноса информации в другие разделы. В небольшом бизнес-плане могут преобладать цифровые выкладки, в развернутом значительное внимание уделяется словесному анализу получаемых или представляемых показателей.
Выбор предпринимателем или менеджером предприятия конкретной схемы разработки бизнес-плана, его структуры и порядка изложения, объема, приоритета информации зависит от следующих факторов:
Однако
независимо от того, сложным или простым,
объемным или небольшим будет бизнес-план,
он должен включать в качестве обязательных
те разделы, которые реально отражают
сущность бизнеса. Ниже приведена схема
составления бизнес-плана (рис. 1).
Рисунок 1. Схема составления бизнес-плана
Примечание. Источник: собственная разработка
1 — принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 — анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 — выбор изделия или услуги, производство (оказание) которого будет являться целью вашего проекта; 4 — исследование возможного рынка сбыта; 5 — составление прогноза объемов сбыта; 6 — выбор места для осуществления коммерческой и производственной деятельности; 7 — разработка плана производства; 8 — разработка плана маркетинга; 9 — разработка организационного плана; 10 — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 — решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 — решение вопросов страхования; 13 — разработка финансового плана; 14 — написание резюме к бизнес-плану
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.
Рассмотрим подробнее методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым вопросам его составления.
I. Титульный лист и оглавление
Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:
Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.
II. Резюме
Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.
Структура резюме должна состоять из трех частей:
Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку