Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ  БИЗНЕС-ПЛАНА В  УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА  К РЫНКУ

1.1 Роль бизнес-плана и необходимость его разработки

     Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений  о его развитии. Бизнес-план –  это очень хорошее средство для  их осмысления. В условиях становящегося белорусского бизнеса уже работающие предприятия и люди, еще недавно далекие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможности применения своих сил в экономике.

     В последние годы в Республике Беларусь бизнес-планирование приобретает значительную популярность. [1, с. 326]

     Бизнес-план представляет собой краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Такой план позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения.

     Бизнес-план может быть разработан как для  нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном  этапе их развития.

     Каковы  основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]

     Основной  целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:

  • планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;
  • выявление степени реальности достижения намеченных результатов;
  • доказательство целесообразности реорганизации действующей фирмы или создания новой;
  • убеждение персонала фирмы в возможности достижения новых рубежей деятельности, намеченных в плане и др.

     Бизнес-план представляет собой документ, в котором  формируются задачи деятельности фирмы, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.

     Бизнес-план может использоваться:

     а) для получения кредита;

     б) при приватизации;

     в) для привлечения инвесторов;

     г) при выходе на новые рынки;

     д) при перепрофилировании фирмы;

     е) по новым проектам (инновациям). [1, с. 326]

     Бизнес-план помогает фирме решить следующие  основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;
  • сформулировать задачи по производству и реализации товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;
  • выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала  и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению поставленных задач;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям достижения поставленных задач;
  • предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Бизнес-план характеризуется тем, что он:

  1. отражает объективную оценку предпринимательства фирмы;
  2. является инструментом проектно-инвестиционного решения, направленного на удовлетворение потребности рынка;
  3. основан на коммерческом аспекте деятельности;
  4. включает анализ проблемы и способ ее решения;
  5. служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов на определенный период времени. Поэтому   может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;
  6. представляет собой документ, позволяющий "высветить" необходимый курс действий и управлять бизнесом;
  7. в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит как бы "приманкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;
  8. рассматривается как инструмент   внутрифирменного управления и, соответственно, процесса планирования. Поэтому он является документом постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой   к разного рода нововведениям (технического, технологического, организационного и иного характера);

     9) является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы. Поэтому бизнес-план должен быть компактным, красиво оформленным и информационно наполненным;

  1. демонстрирует готовность идти на риск, однако является своего рода документом, страхующим будущую сделку;
  2. является инструментом самообучения, и его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания. [1, с. 327 – 328]

     К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как а) ознакомления потенциальных партнеров с замыслами предпринимателя; б) необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; в) цифровое обоснование эффективности бизнес-идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов. [1, с. 328]

     Таким образом, бизнес-план выполняет ряд важных функций.

     Первая  из них связана с важностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Она имеет существенное значение как на начальной стадии предпринимательского дела, так и впоследствии, при выборе новых направлений.

     Вторая  функция — планирование. Процесс подготовки бизнес-плана стимулирует мышление, заставляет предпринимателя тщательно продумать и проанализировать различные аспекты своего дела, реально оценить возможности и трудности. Подробный бизнес-план облегчает координацию и сведение воедино всех элементов будущего бизнеса.

     Третья  функция — контрольная. План, изложенный на бумаге, всегда может быть использован для последующего контроля и оценки достигнутых результатов. Он может служить основой для коррекции деятельности предприятия в будущем.

     Четвертая, важнейшая, функция — аккумулирующая. Она способствует привлечению денежных средств от других физических и юридических лиц. Бизнес-план должен убедить потенциального кредитора, акционера, инвестора, а также потребителя и поставщика в том, что они могут получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием (предпринимателем). [3, с. 291]

     1.2 Содержание основных разделов бизнес-плана и их взаимосвязь

     В мировой практике этапы составления бизнес-плана и конкретные его элементы не являются жестко определенными. Он может содержать меньшее количество разделов, сохраняя их главную направленность за счет, например, их объединения или переноса информации в другие разделы. В небольшом бизнес-плане могут преобладать цифровые выкладки, в развернутом  значительное внимание уделяется словесному анализу получаемых или представляемых показателей.

     Выбор предпринимателем или менеджером предприятия  конкретной схемы разработки бизнес-плана, его структуры и порядка изложения, объема, приоритета информации зависит от следующих факторов:

  • статуса и размера предприятия (малый, средний, большой бизнес);
  • этапа планируемой деятельности (начало бизнеса, т.е. новое дело, продолжение деятельности — работающее уже несколько лет предприятие);
  • целевой  направленности  плана  (главным  образом  для внутреннего пользования или получения кредитов и инвестиций, для того и другого);
  • особенностей и трудностей бизнеса, а соответственно — и акцентов на разработку тех или иных вопросов;
  • наличия нужных сведений и данных;
  • необходимости в помощи других специалистов и т.д. [3, с. 292]

     Однако  независимо от того, сложным или простым, объемным или небольшим будет бизнес-план, он должен включать в качестве обязательных те разделы, которые реально отражают сущность бизнеса. Ниже приведена схема составления бизнес-плана (рис. 1).  
 
 
 

Рисунок 1. Схема составления бизнес-плана

     

Примечание. Источник: собственная  разработка

     1 — принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 — анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 — выбор изделия или услуги, производство (оказание) которого будет являться целью вашего проекта; 4 — исследование возможного рынка сбыта; 5 — составление прогноза объемов сбыта; 6 — выбор места для осуществления коммерческой и производственной деятельности; 7 — разработка плана производства; 8 — разработка плана маркетинга; 9 — разработка организационного плана; 10 — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 — решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 — решение вопросов страхования; 13 — разработка финансового плана; 14 — написание резюме к бизнес-плану

     В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

     Рассмотрим  подробнее методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы  по ключевым вопросам его составления.

     I. Титульный лист и оглавление

      Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:

  • полное название фирмы;
  • сведения о владельцах или учредителях;
  • краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о круге обслуживаемых потребителей и способах реализации продукции);
  • общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
  • указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков. [1, с. 333]

     Оглавление  – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана и не забыть пронумеровать страницы.

      II. Резюме

      Резюме  пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом  составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

      Структура резюме должна состоять из трех частей:

  • введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;
  • основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.;
  • заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку