Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес-планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [2, с. 1]
Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 735.50 Кб (Скачать)

     С целью выявления сильных и слабых сторон филиала Волковысский хлебозавод изучим 5 функциональных областей его хозяйственной деятельности:

     1) маркетинг;

     2) финансы;

     3) производство;

     4) персонал.

     Маркетинг

      Волковысский  хлебозавод находится в северо-западном регионе Республики Беларусь и располагается  в Гродненской области. Общая  площадь, занимаемая заводом, составляет 1,68 га. Главной проблемой для предприятия остается сокращение рынков сбыта, несмотря на то, что для реализации производственной программы оно обеспечено необходимым сырьем, рабочей силой, производственными мощностями. На филиале Волковысский хлебозавод службу маркетинга представляет экономист по сбыту и маркетингу, который занимается сбытом продукции. В соответствии с бизнес-планом филиала Волковысский хлебозавод, последним проведены исследования емкости потребительского рынка. [7]

      В настоящее время в Волковысском районе проживает 82,7 тыс. человек, в том числе по городу Волковыску – 46,8 тыс.

     Емкость потребительского рынка района составляет в расчете на год:

  • по хлебобулочным изделиям – 5514т;
  • по кондитерским изделиям – 126 т.

      Таким образом, суточное потребление на душу населения составляет 183 грамм.

     Хлеб  и хлебобулочная продукция, сухарно-бараночные и кондитерские изделия занимают достойное и стабильное положение в структуре розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

     Основными рынками сбыта продукции филиала  Волковысский хлебозавод являются:

  • г. Волковыск  и район;
  • г. Гродно – кондитерские изделия (пряники, печенье);
  • Гродненская область – пряники, печенье, хлебобулочные изделия;
  • Брестская область – хлебобулочные и кондитерские изделия.

     Город Волковыск и район обеспечивается на 90 % всеми видами продукции завода. Около 36 % кондитерских изделий реализуется в г. Гродно, 39,0 % кондитерских изделий – в Гродненскую область, менее 2 % хлебобулочных и кондитерских изделий – Брестскую область.

     Таким образом, стратегия маркетинга хлебозавода ориентирована на решении задач, направленных на увеличение объемов продаж и освоении новых рынков сбыта. В частности постоянно предпринимаются действия, направленные на формирование положительного имиджа хлебозавода, то есть:

  • выпуск продукции в достаточном ассортименте и в соответствии с заявками потребителей;
  • выполнение в полном объёме своих договорных обязательств;
  • обеспечение регулярности поставок продукции;
  • применение гибкой ценовой политики, обеспечивающей конкурентоспособность продукции по ценам и учитывающие различные формы оплаты;
  • анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, исследование факторов, определяющих структуру и динамику спроса на продукцию.

      Ценовая политика предприятия формируется  исходя из принципа – привлекать, а  не отпугивать покупателя. Главным в ценообразовании является постоянная корректировка цен с учетом возникающих реалий рынка и, исходя из текущего уровня зарплаты населения, принимая во внимание то, что расходы основных продуктов питания составляют относительно высокую долю в расходах населения. [7]

     Одним из главных направлений является удержание уже имеющихся постоянных покупателей продукции и защите новых путем участия специалистов завода в республиканских, областных выставках и ярмарках, покупательских конференциях, а также путем активной рекламы выпускаемой продукции в газетах, каталогах, рекламах на транспорте и рекламных щитах. В 2006 году планируется ежеквартально отпускать на рекламу не менее 1,0 млн. руб.

     Финансы

     Производственная  деятельность предприятия зависит от его финансового состояния и платежеспособности. Для успешной работы предприятия важно, чтобы имеющиеся в его распоряжении средства использовались по прямому назначению и постоянно пополнялись. Это обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия:

  • обеспеченность собственными оборотными средствами;
  • оборачиваемость оборотных средств;
  • платежеспособность;
  • финансовая независимость.

      Состояние финансов является как бы зеркалом, в котором в концентрированном  виде отражаются положительные и  отрицательные стороны хозяйствования.

     Анализируя  эффективность финансово-хозяйственной деятельности, филиала Волковысский хлебозавод, воспользуемся критериями оценки удовлетворенности структуры бухгалтерского баланса организации. Используем для этого коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственных оборотных средств и платежеспособности. [7]

     Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) – один из критериев оценки удовлетворенности структуры бухгалтерского баланса, характеризующий общую обеспеченность предприятия, независимо от его организационно- правовой формы и формы собственности, оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Таблица 1. Оценка финансового положения и финансовой устойчивости предприятия

Наименование  показателя 2005г. 2004г. Отклонение   

    +, -

Экспресс-оценка финансового положения  организации
Коэффициент текущей ликвидности (1,7) 2,08 2,54 *
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (0,3)  
0,53
 
0,61
*
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (не более 0,85) 0,15 0,12 *
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (не более 0,5) - - *
Коэффициент платежеспособности (>=1) 2,08 2,54 *
Показатели, характеризующие ликвидность организации
Величина  собственных оборотных средств, млн.руб  
309
 
288
 
+21
Коэффициент абсолютной ликвидности (>0,2-0,25) 0,27 0,2 *
Коэффициент общей ликвидности (>1) 2,08 2,54 *
Коэффициент движимости 0,3 0,3 *
Коэффициент доли запасов в оборотных активах 0,42 0,5 *
Показатели  оценки финансовой устойчивости (платежеспособности) организации
Коэффициент  финансовой независимости(>0,5) 0,85 0,88 *
Коэффициент финансовой неустойчивости (<=0,25) 0,17 0,13 *
Коэффициент банкротства (< =0,5) 0,15 0,12 *
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской  задолженности (не более 2) 1,29 1,09 *

Примечание. Источник: собственная  разработка

      Финансовое  положение предприятия в 2005 году было устойчивым. Так в 2005 году КТЛ  составил 2,08 (при нормативе 1,7), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – 0,53 (при нормативе 0,3), коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами – 0,15. Все показатели выше норматива.

     Так как КТЛ за 2004 и 2005 годы имел значение больше нормативного, то есть основание признать структуру баланса удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным.

      Производство

      Важным  элементом анализа достоинств и  недостатков предприятия является производство. Анализируя производственную деятельность филиала Волковысский хлебозавод, особое внимание уделим обеспеченности предприятия сырьем, состоянию и эффективности использования производственных мощностей, ассортименту и структуре производства.

    • Обеспеченность сырьем

     В структуре себестоимости продукции  филиала Волковысский хлебозавод преобладают сырье и материалы – около 60 %, что свидетельствует о том, что производство является сырьезависимым.

     В сырьевую зону филиала входит шесть районов: Скидельский, Лидский, Ошмянский, Минский, Пружанский, Кареличский.

     Для эффективного обеспечения производства материально- техническими ресурсами принимаются меры по расширению прямых поставок по хозяйственным договорам с поставщиками местного растительного сырья. Заключение договоров на поставку товаров осуществляется и проводится на тендерной основе.

     Постоянными партнерами филиала Волковысский хлебозавод являются: «Лидахлебопродукт», «Гроднохлебопродукт», Скидельский сахарный завод.

     Филиал  ежемесячно приобретает различные  виды сырья, которые сопровождаются качественными удостоверениями, ГГР и сертификатами, т.е. документами, подтверждающими их качество. [7]

     С поставщиками работает по предоплате или по факту отгрузки.

     Мука  доставляется на предприятие специализированным транспортом поставщика, сырье – самовывозом  по мере надобности.

    • Производственные фонды предприятия

     Балансовая  стоимость основных фондов предприятия  составила на 01.12.2005г. – 2850 млн. руб.

     В их состав входят:

  • здания и сооружения;
  • передаточные устройства;
  • машины и оборудование;
  • силовые машины;
  • рабочие машины;
  • измерительные приборы;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • производственный и хозяйственный инвентарь;
  • инструмент;
  • мебель;
  • непроизводственные средства.

Таблица 2. Износ основных фондов по сроку службы 2005 г.

№ п/п Основные  средства Ед. изм. 2005 г

(оценка)

1. Машины и  оборудования % 56,7
2. Транспортные  средства % 83
3. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь %  
28

Примечание. Источник: собственная  разработка

     Рассмотрим  данные таблицы о состоянии активной части основных средств предприятия. Состояние близкое к критическому. Износ машин и оборудования в 2005 г составляет 56,7 %. На изношенном оборудовании становится все сложнее обеспечить надлежащее качество продукции без увеличения производственных издержек, что в свою очередь самым непосредственным образом сказывается на цене выпускаемой продукции и, соответственно, на общей конкурентоспособности предприятия.

Таблица 3. Структура основного технического оборудования по сроку службы 2005 г.

Показатель Кол-во ед. Структура, %
До 5 лет 15 16,1
От 5 до 10 лет 20 21,5
От 10 до 20 лет 29 31,2
Свыше 20 лет 29 31,2
Всего: 93 100

Информация о работе Необходимость разработки бизнес-плана в условиях перехода к рынку