Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:35, курс лекций
Представленные школы общей теории мотивации дали толчок развитию теории мотивации трудовой деятельности, которое происходило в следующих основных подходах: стимулирование производительности труда (тейлоризм), психотехническом, поведенческом (бихевиористическом), когнитивном, гуманистическом, содержательном (диспозиционном), процессуальном .
Слуедующий вид структуры мотивации предусматривает построение полицентристской структуры мотивации. Именно этот подход и удовлетворяет современному управлению, поскольку организованные структуры являются многоцелевыми.
4.Факторы,
влияющие на мотивацию
К числу факторов, содержащих в себе стимулирующие возможности и обеспечивающих активность персонала, по меньшей мере, могут быть отнесены следующие группы.
Личностные факторы обусловлены потребностями личности и в совокупности охватывают все стороны жизнедеятельности человека, и следовательно, выходят за пределы отношений, складывающихся в организации в процессе труда и других видов деятельности.
Можно выделить следующие личностные факторы, которые оппосредованно влияют на различные стороны организационного поведения и, в частности, исполнение профессионально-должностных обязанностей:
- основные ценностные ориентации личности;
- цели, которые ставит перед собой личность;
-индивидуальные свойства, влияющие на поведение личности;
- настроения, выступающие в качестве фона трудовой активности;
- трудоспособность и трудолюбие личности.
Факторы профессиональной деятельности. Некоторые аспекты профессиональной деятельности независимо от того, в какой сфере она осуществляется, оказывают самое непосредственное влияние на мотивацию труда.
Компонентами труда, которые выступают в качестве факторов мотивации, являются:
В
качестве групповых факторов
выступают свойства первичной
группы, в которую включен непосредственно
работник в процессе выполнения профессиональных
обязанностей. Отношения с такой группой
могут строиться на следующих основаниях:
-технологических;
-совместности;
-иерархических.
Социальные факторы занимают своеобразное положение мотивации. Следует выделить два уровня социальных факторов. Первый уровень - это внутренняя социальная среда самой организации. Второй уровень — это внешняя среда за пределами организации, но, тем не менее, влияющая на социальный климат и социальные отношения внутри организации.
5.Механизмы трудовой мотивации.
Под механизмом формирования трудовой мотивации понимают процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, правил поведения, выработки индивидуальных ценностных ориентаций и установок в сфере труда.
Механизм функционирования трудовой мотивации раскрытии процесс развертывания и актуализации потребностей непосредственно в процессе трудовой деятельности в организации и состоит по кpaйней мере из четырех компонентов.
Первый компонент — включенность или невключенность человека в трудовую деятельность. Именно с включенности в трудовую деятельность начинается развертывание потребностей; включенность в труд предопределяет структуру трудовых ценностей, их соотносительную значимость.
Второй и наиболее важный компонент механизма функционирования мотивации — мотивационное ядро личности — совокупность мотивов, являющаяся внутренней детерминантой трудовою поведения человека.
Третий компонент мотивационного механизма – удовлетворенность трудом представляет собой оценку качества трудовой деятельности по критериям удовлетворения значимых и актуальных потребностей работника, которая формируется путем соотнесения ожиданий работника с реальными личностными результатами труда.
Четвертый
компонент механизма функционирования
мотивации труда – трудовое поведение
– превращение внутреннего состояния
человека в действие по отношению к социально
значимым объектам.
Тема 4. Формирование мотивационного ядра персонала организации.
1.Сущность и признаки мотивационного ядра персонала организации.
Мотивационное ядро персонала организации — это единство связанных между собою стимулов и мотивов. Мотивационное ядро характеризуется следующими признаками:
2.Факторы,
влияющие на формирование
Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование мотивационного ядра персонала организации.
Востребованность организации в персонале с развитыми общими и профессиональными способностями. В данном случае речь идет не о квалификации.
Отмечено, что даже в условиях работы, требующей относительно невысокой квалификации или узкой специализации, имеет значение общее и профессиональное развитие персонала.
Технологическая сложность труда, т.е. разнообразие трудовых операций, требующее определенных интеллектуальных и физических нагрузок, заметно влияет на содержание и состояние мотивационного ядра.
Технологический аспект тесно связан с условиями труда, которые также различаются мотивационными возможностями. Условия труда работника можно подразделить на две категории: комфортные и дискомфортные.
Сюда включается следующее:
Целевые установки, используемые в управлении персоналом, формируют и регулируют мотивацию в первую очередь по линии её устойчивости и способности к образованию многоуровневых мотивационных комплексов.
Основные целевые управленческие установки, влияющие на мотивацию персонала:
• совершенствование рабочих мест и организации
в целом.
Все эти установки определяют отношения
персонала и организации.
3.Управление мотивационным ядром персонала организации.
Необходимость управления мотивационным ядром связана с измениями состава и направленности его развития.
Управление мотивационным ядром происходит по следующим направлениям:
• расширение мотивационного ядра;
• исключение из состава мотивационного ядра отдельных составляющих;
• перегруппировка мотивационного ядра;
• поддержание
состава мотивационного ядра.
Расширение мотивационного ядра связано
с состоянием потребностей отдельных
работников и персонала в целом.
Примером исключения из состава мотивационного ядра стимулов, утративших значимость для организационного поведения, может служить мотивация, связанная с управлением карьерой. Есть возрастные ограничения персонала, в пределах которых в интересах корпоративно-организационной структуры целесообразно использовать карьеру в качестве сильного стимула по отношению к работникам, не достигшим 50-летнего возраста. После 50 лет карьеру как мотив целесообразно исключить из соответствующего мотивационного ядра, заменив на другие мотивы, отвечающие основным возрастным потребностям.
Перегруппировка мотивационного ядра связана с перестановкой приоритетов составляющих мотивации, вызываемых изменением организационной и экономической ситуации в организации, соответствующих целям организации. При этом персонал должен быть готов к изменению мотивационных приоритетов.
Для
поддержания состава
Стимулы и мотивы в процессе управления призваны изменить поведение человека и сделать его соответствующим тем задачам, которые он профессионально решает на своем рабочем месте. Однако нельзя утверждать, что стимулы всегда приводят к планируемому результату, поскольку человек относится к стимулам избирательно и есть опасность того, что в результате не будет достигнута поставленная цель или она будет достигнута лишь частично. Не исключено, что может быть получен результат, противоположный ожидаемому.
Эффективность мотивации и стимулирования бывает настолько отличной от ожидаемой, что возникает необходимость исследования факторов, влияющих на ее эффективность.
Основные причины, вызывающие подобные неадекватные эффекты в качестве последствий функционирования конкретного мотивационного ядра:
Целесообразный
подход к построению мотивационного ядра
предполагает его максимально возможное
дробление в соответствии с потребностями
каждой группы персонала, а то и отдельного
работника, состоящего в предельно возможной
индивидуализации и дифференциации стимулов.
Только в этом случае возможен действительно
запланированный эффект от использования
мотивационного ядра.
Тема 5. Мотивы соучастия персонала в деятельности организации.