Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение мотивации труда работников в организации и пути её совершенствования в современных условиях. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты мотивации;
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- за выполнение особо важных производственных заданий.
б) Предоставление формы, спецодежды на конкретных рабочих местах (но не конкретным людям).
в) Организация качественного медицинского обслуживания.
г) Предоставление абонементов в бассейн.
д) Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах. Сюда относятся: модернизация основных средств (компьютер, автомобиль и др.), совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и т. п., эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель). [ПРИЛОЖЕНИЕ Г]
е) Организация обучения. Вся работа по профессиональному обучению рабочих (служащих) ведется в соответствии с положением «О непрерывном профессиональном обучение рабочих (служащих)». Вопросами подготовки кадров на предприятии занимаются: инженер по подготовке кадров отдела кадров Голубцова Н.И. и инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий цехов Романенко Н.К., Глазун А.А., Головнева В.Б. [ПРИЛОЖЕНИЕ А5]
При индивидуальном обучении профессиям рабочих, оплачиваемых сдельно, производится оплата за первый месяц обучения в размере 100%тарифной ставки первого разряда; за второй – 75%; за третий – 60%, за четвёртый и последующие – 30% до окончания обучения.
При переподготовке на производстве или повышении квалификации рабочих производится сохранение среднего заработка по прежней работе за первый месяц обучения в размере – 100%, за второй – 70%, за третий – 40%.Кроме того, выплачивается заработная плата за изготовленную продукцию, при этом если размер начисленной зарплаты окажется ниже среднего заработка по прежней работе, то производится доплата. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г16]
На предприятии имеется учебная материальная база для профессионального обучения на производстве: учебный класс для проведения занятий на 40 мест, кабинет охраны труда, актовый зал.
В учебном процессе используются альбомы с моделями изготавливаемых изделий, образцы поузловой обработки, плакаты по оборудованию, технологии, охране труда, гражданской обороне.
Приказом
генерального директора по предприятию
утвержден состав преподавателей теоретического
обучения в количестве 22 человек
из числа руководителей и
Оплата труда квалифицированных рабочих, привлекаемых без освобождения от основной работы для профессионального обучения рабочих производят в процентах от дневной тарифной ставки 1-го разряда. Условия оплаты представлены в таблице 2.12: [ПРИЛОЖЕНИЕ Г18]
Таблица 2.13 Оплата труда квалифицированных рабочих за обучение
Виды обучения |
Разряд работ, | |
3-5 | 6-8 | |
% оплаты | ||
|
25 25 |
- 30 |
|
25 |
30 |
Сотрудники предприятия (как рабочие, так и служащие) принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации, подготовке и переподготовке по ежегодно утверждаемому плану. [ПРИЛОЖЕНИЕ А5]
В 2010 году обучение прошли 222 сотрудника, в том числе:
Из них:
3. Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно.
- Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: ОАО «Коминтерн» – крупное предприятие с высоким производственным потенциалом и высококвалифицированным промышленно-производственным персоналом.
Высшим органом управления предприятия является собрание акционеров.
Организационная
структура предприятия
Руководство ОАО «Коминтерн» для материального стимулирования труда работников использует экономические методы мотивации. Весьма существенный метод мотивации на предприятии - зарплата, начисляемая по повременно-премиальной, сдельно-премиальной и прямой сдельной системах оплаты труда.
Кроме того, на предприятии разработаны и применяются различные выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, в том числе:
При наличии финансовых средств производится выплата единовременных премий и вознаграждений.
Всё вышесказанное является положительными моментами в мотивации труда на данном предприятии.
Но, кроме материального стимулирования, эффективность трудового процесса определяется активностью его участников под влиянием ситуационно-специфических воздействий в зависимости от различных условий. Знание этих условий даёт возможность влиять на активизацию действий сотрудников [17,с.24]. Так, в организации уделяется мало внимания: состоянию личности работника (спектрам её целей, психофизиологическим способностям, духовным качествам, интеллигентности); организации и улучшению условий труда; отношениям между сотрудниками и руководителем, межличностным коммуникациям.
3 Пути совершенствования
мотивации труда в организации
в современных условиях
3.1 Оценка эффективности мотивации труда персонала организации
Эффективное управление персоналом основано на стремлении познать все факторы трудовых отношений, а следовательно, и развитие естественных процессов в организации; минимизации их разрушающей силы и оптимизации потенциала каждого сотрудника, содействующего результативной работе всей организации. [17,с.24].
Оценка эффективности управления также характеризуется такими показателями как, рост заработной платы и производительности труда.
Сравним эти показатели за 2009-2010гг. на исследуемом предприятии.
Весьма важным является показатель производительности труда. Его величина показывает, сколько продукции реализовано на одного работающего.
Пт. = Vп / ЧР ; (3.1)
где, Пт.- производительность труда; Vп- выручка от реализации продукции; ЧР- численность работников. [8,с.495]
Пт(2009)=31015/1619=19,2 млн. руб.
Пт(2010)=51861/1564=33,2 млн. руб. [ПРИЛОЖЕНИЯ Б,В]
Найдём среднюю заработную плату одного работника предприятия в год на протяжении 2009-2010гг.
ЗП2009=ФЗП/ ЧР=9948648,0/1619=6144 тыс. руб.
ЗП2010=ФЗП/ ЧР=15048999,3/1564=9622тыс. руб.[ПРИЛОЖЕНИЯ В,Д]
Проследим за динамикой заработной платы и производительностью труда этих лет в таблице 3.1.
Таблица 3.1- Соотношение темпов роста ЗП и Пт. за 2009-2010гг
Показатель | Годы | Темп роста,% | |
2009 | 2010 | ||
Средняя заработная плата одного работника в год, тыс.руб. | 6144 | 9622 | 156,6 |
Производительность труда, млн.руб. | 19,2 | 33,2 | 172,9 |
Как видно из таблицы 3.1 в 2010 году по сравнению с 2009 произошел рост заработной платы на 56,6%, а производительности труда - на 72,9%, и рост Пт. в соотношении к росту ЗП выросла в большей степени (на 16,3%).Это говорит о том, что сотрудники добросовестно выполняют свои трудовые задачи, а их труд оценивается (оплачивается) в меньшем соотношении.
На предприятии стиль управления - авторитарный, тем не менее, основанный на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого достоинства.
Руководство предприятия должно иметь систему мотивации персонала основными компонентами, которой являются: создание условий труда; создание системы оплаты труда; формирование благоприятных отношений в коллективе; предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.
Положение «Об оплате труда работников предприятия ОАО «Коминтерн» гласит: “Система оплаты труда предназначена для введения материальных рычагов стимулирования новаторской деятельности, развития предприимчивости, поощрения инициативы и интенсивности труда и расширение поля должностных обязанностей персонала”.[ПРИЛОЖЕНИЕ Г]
Оценка персоналом методов стимулирования, которые использует руководство ОАО “Коминтерн” свидетельствуют о неудовлетворенности работников, в частности, вопросами организации системы оплаты труда.
Методом
опроса были получены данные об эффективности
использования системы
По моему мнению, перед системой оплаты стоят следующие задач:
1) Заинтересованность работника в увеличении интенсивности труда, для достижения высокого конечного показателя деятельности предприятия;
2) Дифференцированный подход в оценке труда работника;
3) Контроль и оценка деятельности сотрудника;
4) Предупреждение отклонений в работе персонала, связанных с отношением к выполнению служебных обязанностей и регламента предприятия;
5) Вовлечение коллектива в оценку деятельности работника.
6)
Создание у работников
При рассмотрении системы оплаты труда существующей на предприятии нами выявлено, что большая часть работников не имеет постоянной компоненты оплаты за труд (применение сдельной системы оплаты труда). Это противоречит рациональному подходу и социально-психологическому восприятию работником данной системы.