Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа
В данной работе рассмотриваеться основные аспекты мотивации персонала, логику процесса мотивации и ее влияние на эффективность деятельности организации, что и будет является целью моей работы.
Для достижения цели планируется выполнить следующие задачи:
1.изучить теоретический материал по «Мотивированию деятельности»
2.провести организационно-управленческий анализ предприятия ООО НПФК ресторан «РадианХолл»
3.разработать план по повышению эффективности системы управления на данном предприятии
Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации деятельности
1.1. Определение сущности «мотивации»…………………………………………….............................................4
1.2. Мотивационный процесс………………………………………………………………………………………..6
1.3. Теории содержания мотивации…………………………………………………………………………...……8
1.3.1. Содержательные теории мотивации…………………………………………………………………...…...8
1.3.2. Процессуальные теории мотивации…………………………………………………………………...…..16
Глава 2. Организационно-управленческий анализ деятельности ООО «НПФК»
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………………………….....20
2.1.1. Внутренняя среда организации……………………………………………………………………...……..21
2.1.2. Внешняя среда организации…………………………………………………………………………..…...23
2.2. Анализ системы стратегического планирования…………………...……………………………………......25
2.2.1. Анализ миссии организации…………………………………………………………………………..…...25
2.2.2. Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………....26
2.2.3. Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних
функциональных зон организации……………………………………………………………………..…28
2.2.4. Анализ стратегии…………………………………………………………………….............................…..29
2.3. Анализ организации реализации стратегии……………………………………………………………..…...31
2.3.1. Анализ организационно-регламентирующих документов………………………………………..……..31
2.3.2. Распределение обязанностей между должностями………………………………………………..……..33
2.4. Анализ мотивации работников предприятия………………………………………………………..……….35
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии…………………………………………..…………37
2.6. Анализ руководства на предприятии…………………………………………………………..…………….39
Глава 3. Управление эффективностью системы менеджмента организации
3.1. Принятие управленческого решения…………………………………………………………………..……..41
3.1.1. Формулировка проблемы…………………………………………………………………..………………41
3.1.2. Разработка вариантов решения проблемы…………………………………………………..…………….41
3.1.3. Выбор наилучшего варианта……………………………………………………………….………….......44
3.1.4. Разработка действий для реализации предложенного решения.
Разработка диаграммы Гантта…………………………………………………………………..…………44
3.2. Анализ эффективности системы управления и предложения по ее
Совершенствованию……………………………………………………………………………………..…….45
Заключение……………………………………………………………………………………………………..……..47
Список использованных источников и литературы…………………………………………..……………………49
Процесс движения вверх по уровням Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.[1]
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения вносит теория мотивационных потребностей Дэвида МакКлелланда.
Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, МакКлелланд попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности.
Он
утверждает, что любая организация
предоставляет работнику
Все сотрудники в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности. Однако у разных людей эти потребности выражены по-разному или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного опыта, ситуации и культуры человека. Потребности во власти, успехе и принадлежности проявляются в соответствующих мотивах. Основные мотивы устойчивы, и изменяются лишь в течение длительного промежутка времени. Вместе с тем они подвержены краткосрочным колебаниям. Например, установлено, что стремление к власти растет с повышением степени алкоголизации сотрудников.
1) Потребность во власти выражается в стремлении к лидерству, желании влиять на других людей, контролировать их поведение, а также в готовности отвечать за других. Эта потребность положительно влияет на эффективность руководства. Вот почему на руководящие посты целесообразно отбирать людей с выраженной потребностью во власти. Такие люди обладают высоким самоконтролем. Они более преданы своей организации, увлечены делом, и работают, не считаясь со временем. Власть – способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние, т.е. воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону, побуждающее более эффективно работать. В то же время власть может быть разрушительной. Абсолютная власть никогда не существовала и не может существовать, ибо люди зависят от коллег.
2) Потребность в успехе не в равной степени выражена у разных работников. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы. Такие люди стремятся ставить реально достижимые цели, избегать необоснованного риска. Они получают удовлетворение не столько от награды за проделанный труд, сколько от самого процесса работы, особенно от ее успешного завершения. Потребность в успехе подвержена развитию, что можно использовать для повышения эффективности работы. Люди, ориентированные на успех, чаще других добиваются его. В процессе мотивирования сотрудников менеджеры должны учитывать особенности людей с ярко выраженной потребностью в успехе, давая им соответствующие задания.
3) Большое влияние на поведение людей в организации оказывает потребность в принадлежности – это потребность быть не только исполнителем, но и инициатором. Она проявляется в желании общаться и иметь дружеские отношения с другими людьми. Сотрудники с острой потребностью в принадлежности достигают высоких результатов в первую очередь при выполнении заданий, требующих высокого уровня социального взаимодействия и хороших межличностных отношений.
Считается, что на практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации.[3]
Теория двух факторов Герцберга
Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория «двухфакторной модели» трудовой мотивации Фредерика Герцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов Герцберг назвал гигиеническими факторами (соответствуют трем первым уровням пирамиды Маслоу), вторую – мотиваторами (сопоставимы с двумя высшими ее уровнями). Термин «гигиена» употребляется здесь как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.
При
улучшении гигиенических
К гигиеническим факторам относятся:
• отношения с коллегами, начальством и подчиненными;
• вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты);
• способности руководителя;
• физические условия труда.
Вторую
группу факторов составляют мотиваторы,
которые непосредственно
К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность и ответственность, профессионально-должностной рост, потребности самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты.
Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.
Ф. Герцберг сделал ряд выводов:
1) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;
2) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;
3) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;
4) позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
Модель Герцберга отличается от многих мотивационных теорий тем, что она отрицает простую альтернативность в воздействии различных мотивационных факторов на удовлетворенность трудом. Например, теория человеческих отношений однозначно определяет их взаимосвязи.
Главный практический вывод из теории Герцберга заключается в том, что руководители должны весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов, и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы. И им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.[3]
Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии, может осуществляться как снизу вверх, так и обратно, сверху вниз в том случае если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.
Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.
Так, например, потребность достижения в теории МакКлелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера и группе потребностей, входящих в набор мотивирующих факторов, теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей.
Для
рассмотренных концепций
Во-первых, данные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию – взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время использовавшийся в практике управления. В наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и Герцберга. Поэтому для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.[1]
Во-вторых,
все четыре теории основное внимание
уделяют анализу факторов, лежащих
в основе мотивации, и в то же время практически
не уделяют внимания анализу процесса
мотивации. Это указывает на основной
недостаток содержательных теорий, существенно
ограничивающий возможности их непосредственного
практического применения.
1.3.2. Процессуальные
теории
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеется пять основных процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, теория постановки целей, концепция партисипативного управления и модель Портера-Лоулера.
Разберем более подробно несколько теорий:
Теория ожидания В.Врума
В рамках процессного подхода
необходимо выделить теорию
Степень желательности, привлекательности, приоритетности для человека конкретного результата в рамках данной концепции получила название валентность. Если результат имеет ценность, то валентность положительна, если отношение к нему негативное – валентность отрицательна; если же безразличное – нулевая.
При этом валентность общего результата является как бы равнодействующей частных результатов. Она весьма субъективна, поэтому для разных людей неодинакова. Это очень хорошо видно на примере заработной платы, ту или иную величину которой одни считают недостойной себя и не соглашаются ради ее получения работать, а другие готовы трудиться не покладая рук.