Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа
В данной работе рассмотриваеться основные аспекты мотивации персонала, логику процесса мотивации и ее влияние на эффективность деятельности организации, что и будет является целью моей работы.
Для достижения цели планируется выполнить следующие задачи:
1.изучить теоретический материал по «Мотивированию деятельности»
2.провести организационно-управленческий анализ предприятия ООО НПФК ресторан «РадианХолл»
3.разработать план по повышению эффективности системы управления на данном предприятии
Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации деятельности
1.1. Определение сущности «мотивации»…………………………………………….............................................4
1.2. Мотивационный процесс………………………………………………………………………………………..6
1.3. Теории содержания мотивации…………………………………………………………………………...……8
1.3.1. Содержательные теории мотивации…………………………………………………………………...…...8
1.3.2. Процессуальные теории мотивации…………………………………………………………………...…..16
Глава 2. Организационно-управленческий анализ деятельности ООО «НПФК»
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………………………….....20
2.1.1. Внутренняя среда организации……………………………………………………………………...……..21
2.1.2. Внешняя среда организации…………………………………………………………………………..…...23
2.2. Анализ системы стратегического планирования…………………...……………………………………......25
2.2.1. Анализ миссии организации…………………………………………………………………………..…...25
2.2.2. Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………....26
2.2.3. Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних
функциональных зон организации……………………………………………………………………..…28
2.2.4. Анализ стратегии…………………………………………………………………….............................…..29
2.3. Анализ организации реализации стратегии……………………………………………………………..…...31
2.3.1. Анализ организационно-регламентирующих документов………………………………………..……..31
2.3.2. Распределение обязанностей между должностями………………………………………………..……..33
2.4. Анализ мотивации работников предприятия………………………………………………………..……….35
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии…………………………………………..…………37
2.6. Анализ руководства на предприятии…………………………………………………………..…………….39
Глава 3. Управление эффективностью системы менеджмента организации
3.1. Принятие управленческого решения…………………………………………………………………..……..41
3.1.1. Формулировка проблемы…………………………………………………………………..………………41
3.1.2. Разработка вариантов решения проблемы…………………………………………………..…………….41
3.1.3. Выбор наилучшего варианта……………………………………………………………….………….......44
3.1.4. Разработка действий для реализации предложенного решения.
Разработка диаграммы Гантта…………………………………………………………………..…………44
3.2. Анализ эффективности системы управления и предложения по ее
Совершенствованию……………………………………………………………………………………..…….45
Заключение……………………………………………………………………………………………………..……..47
Список использованных источников и литературы…………………………………………..……………………49
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
• что я должен получить, чтобы устранить потребность;
• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
• в какой мере я могу добиться того, что желаю;
• насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются движущими в мотивационном процессе человека.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу, либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще
одним фактором, делающим мотивационный
процесс каждого конкретного
человека, уникальным и не на сто процентов
предсказуемым, является различие мотивационных
структур отдельных людей, разная степень
влияния одинаковых мотивов на различных
людей, различная степень зависимости
действия одних мотивов от других. У одних
людей стремление к достижению результата
может быть очень сильным, у других же
оно может быть относительно слабым. В
этом случае данный мотив будет по-разному
действовать на поведение людей. Возможна
и другая ситуация: два человека имеют
одинаково сильный мотив на достижение
результата. Но у одного этот мотив доминирует
над всеми другими, и он будет добиваться
результата любыми способами. У другого
же этот мотив соизмерим по силе действия
с мотивом на соучастие в совместных действиях.
В этом случае данный человек будет вести
себя по-другому.
1.3.
Теории содержания
мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивация и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. В основном разделяют различные теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные
теории мотивации основываются на идентификации
тех внутренних побуждений (называемых
потребностями), которые заставляют людей
действовать так, а не иначе. Процессуальные
теории основываются в первую очередь
на том, как ведут себя люди с учетом их
восприятия и познания.
1.3.1. Содержательные
теории мотивации
В
основе содержательных теорий мотивации
находятся потребности
Теория иерархии потребностей Маслоу
Одним из ведущих исследователей мотивационно-потребностной сферы является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970).
Создавая свою теорию мотивации в 40-е гг. XX в., он признавал, что люди имеют множество различных потребностей. Маслоу исходит из того, что на человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в группы, расположив их по принципу иерархии. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности. Эти потребности можно условно разделить на пять основных категорий:
1) Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит, главным образом, его оплата и условия.
2) Потребности безопасности. Имеются в виду и физическая, и экономическая безопасность. Они отражают желание сохранить положение, которое уже достигнуто, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование, выходное пособие и т.п.
3) Потребности принадлежности и причастности. Ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравиться другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, или сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.
4)
Потребности признания и
5)
Потребности самовыражении.
Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении, показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности иным образом.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.
Во-первых,
потребности по-разному
Во-вторых,
не обязательно наблюдается
В-третьих,
удовлетворение верхней группы потребностей
не обязательно приводит к ослаблению
их воздействия на мотивацию. Маслоу считал,
что исключением из этого правила является
потребность самовыражения, которая может
не ослабевать, а даже усиливать свое действие
на мотивацию по мере ее удовлетворения.
Практика показывает, что и потребность
признания и самовыражения также может
оказывать усиливающее воздействие на
мотивацию в процессе ее удовлетворения
(Рис.1).
Теория ERG Альдерфера
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:
• потребности существования;
• потребности связи;
• потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей, также, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.