Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации……………………..5
1.1. Мотив и мотивация…………………………………………………..5
2.2. Потребность и мотив………………………………………………..6
2.3. Мотивация, активность, успех……………………………………...7
2.4. Компоненты мотивации……………………………………………..9
2.5. Полимотивированность деятельности…………………………….10
2.6. Иерархия мотивов……………………………………………………11
2.7. Зависимость уровня мотивации……………………………………13
Глава 2. Проблемы мотивации труда и пути их решения…………………..15
2.1. Теоретические основы мотивации…………………………………15
2.2. Теории мотивации……………………………………………………18
2.3. Система мотивирования трудовой деятельности…………………25
2.4. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации ………………………………….31
Глава 3. Анализ и выявление основных проблем мотивации
на предприятии………………………………………………………………….38
3.1. Выявление проблем мотивации у
сотрудников предприятий……………………………………………….38
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности предприятия магазина «Унимарт»……………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………
(усилия, квалификация и
пр.) (з/плата, признание
и пр.)
Рисунок
1. Схема взаимодействия
нанимателя и наемного
работника в соответствии
с теорией Адамса
Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека:
-
сокращение затрат собственных
сил («Я не намерен полностью
выкладываться за такую
-
попытка увеличить
- переоценка своих возможностей (снижение уверенности в себе);
-
попытка повлиять на
-
выбор другого объекта
-
попытка перейти в другое
Теория Портера-Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Эта теория вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
В данной модели присутствует пять элементов:
- затраченные усилия;
- восприятие;
- полученные результаты;
- вознаграждение;
- степень удовлетворенности.
В соответствии с созданной моделью определяется следующая зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли.
Для
того чтобы лучше понять, как Портер
и Лоулер объяснили механизм мотивации,
давайте последовательно
Цифры, приводимые в тексте в скобках, взяты из рисунка 2. Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).
Рисунок
2. Модель Портера-Лоулера
Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (7), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Один
из наиболее важных выводов теории
Портера-Лоулера состоит в том,
что результативный труд ведет к
удовлетворению.
Итак,
мотив - это побудительная причина,
повод к
определенным действиям и поступкам, внутреннее
обоснование личностью своего поведения
и осознанное отношение к нему, которое
предполагает расположенность или готовность
к определенным социальным действиям.
Поэтому в отличие от стимулирования труда
мотивация представляет собой выбор работником
трудового поведения, по результатам которого
будет получено вознаграждение, соответствующее
его ценностям и личным потребностям.
Таким образом, стимулирование труда представляет
собой внешнее воздействие на работника,
а мотивация определяется внутренними
побудительными мотивами человека. Взаимосвязь
же этих понятий определяется тем, что
выбор трудового поведения зависит и от
внутренних побудительных мотивов, основанных
на потребностях и ценностях человека,
и от предложенных работодателем вариантов
(стимулов), с помощью которых эти потребности
будут удовлетворены.
2.3. Система мотивирования трудовой деятельности
Известный японский менеджер Л. Якокка писал: «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей».
Система
мотивации труда призвана согласовать
интересы наемных работников и предпринимателей
(работодателей). Материальный интерес
наемного работника в том, чтобы
получить за свой труд максимальную заработную
плату. Интерес предпринимателя направлен
на максимизацию прибыли, либо улучшение
других показателей деятельности предприятия.
Предпринимаемые в течение многих десятилетий
попытки подчинить с помощью используемых
во времена Советского Союза стимулов
личные интересы коллективным и общенародным
не дали ожидаемых результатов. Только
выдвинув на первый план личный интерес
работника и,
создав условия для его реализации при
соответствующей отдаче с его стороны,
руководитель может обеспечить стабильную
и эффективную работу малого предприятия.
Мотивирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее, зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения; ограничивая свободу выбора вариантов поведения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением условна, т.к. работник с сильной мотивацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.
Современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные причины такого положения следующие:
-
труд в общественном
-
низкий уровень трудовой и
производственной дисциплины
-
многие руководители нередко
делают ставку на
-
отсутствует эффективная
-
внутренняя противоречивость
Результатом отчуждения труда стала общая трудовая пассивность. Работа в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть значимой социальной ценностью.
Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело к тому, что значительная часть населения, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь трудовая пассивность сочетается с потребительской пассивностью, что делает эту группу мало восприимчивой к стимулированию.
Одной из форм проявления трудовой пассивности стало снижение интереса к повышению трудовой квалификации. Снижение интереса к повышению профессионального мастерства – одна из самых негативных тенденций, отмеченных при переходе предприятий на хозяйственный расчет.
Необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
В то же время этот способ является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость общественных мотивов труда; служебного, профессионального и квалификационного роста; определение социального статуса личности в большей степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей, с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного квалифицированного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает кризис труда.
Сегодня
обостряется необходимость
Мотивация применима как к отдельным сотрудникам, так и к команде в целом. Одно не может заменить другое, и при построении систем стимулирования это нужно рассматривать в комплексе.
Комиссионные – один из наиболее естественных и распространенных способов повышения заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан – напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно – каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету.
Премия – также довольно распространенный способ мотивации, но он может рассматриваться как индивидуальное право каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии.
К финансовой помощи можно отнести транспорт, ссуду на покупку недвижимости, оплату медицинской и других страховок, которые могут распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника.
Пенсии. Эта привилегия гораздо меньше ценится молодыми сотрудниками и поэтому не всегда является мотивирующим фактором.
Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались с личной жизнью сотрудника. Мотивировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать).