Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации……………………..5
1.1. Мотив и мотивация…………………………………………………..5
2.2. Потребность и мотив………………………………………………..6
2.3. Мотивация, активность, успех……………………………………...7
2.4. Компоненты мотивации……………………………………………..9
2.5. Полимотивированность деятельности…………………………….10
2.6. Иерархия мотивов……………………………………………………11
2.7. Зависимость уровня мотивации……………………………………13
Глава 2. Проблемы мотивации труда и пути их решения…………………..15
2.1. Теоретические основы мотивации…………………………………15
2.2. Теории мотивации……………………………………………………18
2.3. Система мотивирования трудовой деятельности…………………25
2.4. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации ………………………………….31
Глава 3. Анализ и выявление основных проблем мотивации
на предприятии………………………………………………………………….38
3.1. Выявление проблем мотивации у
сотрудников предприятий……………………………………………….38
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности предприятия магазина «Унимарт»……………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации……………………..5
1.1. Мотив
и мотивация…………………………………………………
2.2. Потребность и мотив………………………………………………..6
2.3. Мотивация, активность, успех……………………………………...7
2.4. Компоненты мотивации……………………………………………..9
2.5. Полимотивированность деятельности…………………………….10
2.6. Иерархия мотивов……………………………………………………11
2.7. Зависимость
уровня мотивации……………………………………
Глава 2. Проблемы мотивации труда и пути их решения…………………..15
2.1. Теоретические
основы мотивации…………………………………
2.2. Теории
мотивации……………………………………………………
2.3. Система
мотивирования трудовой
2.4. Применение
пирамиды иерархии
Глава 3. Анализ и выявление основных проблем мотивации
на предприятии…………………………………………
3.1. Выявление проблем мотивации у
сотрудников
предприятий……………………………………………….
3.2. Рекомендации
по совершенствованию и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Приложение
2…………………………………………………………………….49
Введение
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нематериальные методы вознаграждения.
Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
В
России существует множество проблем,
связанных с мотивационной
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Целью данной выявление влияния мотивации на успешность трудовой деятельности.
Объектом исследования является мотивация.
Предметом исследования является выявление зависимости между удовлетворенностью деятельностью и мотивацией к ней.
Задачами
курсовой работы является
анализ основных мотивационных моделей,
раскрытие их достоинств и недостатков,
области применения на практике, а также
возможностей совершенствования механизма
мотивации и применяемых на практике моделей
мотивации работников.
Глава
1. Теоретические
аспекты проблемы
мотивации
1.1. Мотив и мотивация
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).
Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).
Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.
Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяет мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.
Таким
образом, мотивация - это совокупность
всех факторов (как личностных, так и ситуативных),
которые побуждают человека к активности.
2.2. Потребность и мотив
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Термин «мотивация» в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
1) потребностей и инстинктов как источников активности;
2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность
- это состояние некоторой
Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Потребность должна «найти» предмет, на котором она опредметится (который способен ее удовлетворить).
Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивидуум вообще приходит в состояние активности, рассматриваются проявления потребностей как источников активности. А если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то исследуются в первую очередь проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности.
Таким образом, мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность (эстетическая потребность может опредметиться, например, на музыке). В процессе своего развития эта потребность может опредметиться и на поэзии и уже больше предметов могут ее удовлетворить. Таким образом, развитие потребности идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить.
Следовательно,
изменение и развитие потребностей происходит
путем изменения и развития предметов,
которые им отвечают и в которых они опредмечиваются
и конкретизируются.
2.3. Мотивация, активность, успех
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.
Высокомотивированный студент много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше «выкладывается» на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности.
Мотивация - это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Сравним динамику развития двух студентов с одинаковым уровнем академической подготовки и с одинаковым интеллектом. Молодые люди отличаются друг от друга только по уровню мотивации. Один из них является высокомотивированным: у него развит интерес к содержанию деятельности, ему интересно учиться, он стремится стать высококвалифицированным специалистом и пытается быть одним из первых в группе. Вследствие высокой мотивации этот студент добросовестно (и с интересом) учится и достигает успехов в учебе.
Другой студент (с низким уровнем мотивации учебной деятельности) учится без особого интереса, он безразличен к собственным успехам и к своему статусу в группе, не стремится самоутвердиться и т.п. В результате он не достигает высоких успехов в деятельности.
Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.
Таким
образом, мотивация - важный фактор, который
обеспечивает успех в деятельности.
2.4. Компоненты мотивации
Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации.