Мотивация труда и организация материального стимулирования работников фирмы (на примере предприятия ООО «Строймеханизация»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на рынке труда.

Задачи:

- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;

- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Строймеханизация»;

- изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом в ООО «Строймеханизация»;

- предложить возможное направление работы по повышению мотивации и стимулированию труда работников ООО «Строймеханизация»;

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….…3
Глава 1. Теоретические принципы и особенности мотивация и стимулирования работников организации…………………………………………………………….5
1.1.Сущность мотивации и стимулирования персонала…………………...………5
1.2 Теории мотивации персонала, используемые в организации…………………6
1.3 Методы стимулирования…..……………………… …...………..………….…10
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ООО «Строймеханизация»………………………………….………14
2.1 Исследование условий для производительного труда на предприятии …….14

2.2 Организация стимулирования труда в ООО «Строймеханизация»…………19

2.3 Стадии процесса мотивации в ООО «Строймеханизация»………….………26

Глава 3. Предложения в области мотивации стимулирования с целью привлечения высококвалифицированных работников………………………..…30

Заключение……………………………………………………………..….…….….39

Библиографический список……………………………………………..…………41

Приложение А………………………………………………………………………43

Приложение Б………………………………………………………………………46

Приложение В………………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 264.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу

“Основы менеджмента”

на тему:

Мотивация труда и организация материального стимулирования работников фирмы (на примере предприятия ООО «Строймеханизация»)

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 


Оглавление

Введение……………………………………………………..…………………….…3
Глава 1. Теоретические принципы и особенности мотивация и стимулирования работников организации…………………………………………………………….5
1.1.Сущность мотивации и стимулирования персонала…………………...………5
1.2 Теории мотивации персонала, используемые в организации…………………6
1.3 Методы стимулирования…..……………………… …...………..………….…10
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ООО «Строймеханизация»………………………………….………14
2.1 Исследование условий для производительного труда на предприятии …….14

2.2 Организация стимулирования труда в ООО «Строймеханизация»…………19

2.3 Стадии процесса мотивации в ООО «Строймеханизация»………….………26

Глава 3. Предложения в области мотивации стимулирования с целью привлечения высококвалифицированных работников………………………..…30

Заключение……………………………………………………………..….…….….39

Библиографический список……………………………………………..…………41

Приложение А………………………………………………………………………43

Приложение Б………………………………………………………………………46

Приложение В………………………………………………………………………48


ВВЕДЕНИЕ

 

За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семье выжить. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения [8, стр. 188].

Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей [14, стр. 79].

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. [14, стр. 81].

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на рынке труда.

Задачи:

- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;

- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ООО «Строймеханизация»;

- изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом в ООО «Строймеханизация»;

- предложить возможное направление работы по повышению мотивации и стимулированию труда работников ООО «Строймеханизация»;

Объект исследования - ООО «Строймеханизация».

Предмет исследования - система мотивации и стимулирования труда работников ООО «Строймеханизация».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, трех приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников в организации, во второй рассмотрена организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация». В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в системе управления ООО «Строймеханизация».

В процессе изучения данной темы были использованы нормативные документы, текущие архивы ООО «Строймеханизация», а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов: М. Мескон, А. Маслоу Ф. Герцберг, В. Врум, Р. Портер, Э. Лоулер, Л. С. Выгодский, О. С. Виханский, А.И. Наумов и других, статьи из периодических изданий.


Глава 1. Мотивация и стимулирование работников организаций

 

1.1.Сущность мотивации и стимулирования персонала
 

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации [8, стр. 193].

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности [4, стр. 45].

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени. Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда (Табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Мотивационная модель

 

Претворение в жизнь потребностей своей личности

Реализация своего потенциала

Уважение к себе, признание со стороны других

Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.

Социальные контакты

Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным

Уверенность в завтрашнем дне

Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.

Физиологические потребности

Питание. Квартира. Одежда.

 

Основным стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам [14, стр. 83].

Обычно под заработной платой понимают ставку заработной платы, то есть цену, выплачиваемую за использование единицы труда в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен [14, стр. 85].

 
1.2. Теории мотивации персонала, используемые в организации
 

Теория мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.

Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории - это теории ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера - Лоулера и В. Врума [14, стр. 130-132].

Рассмотрим содержательные теории мотивации.

Наиболее известной теорией мотивации является теория иерархии потребностей Маслоу. Во введении упоминалось имя Абрахама Маслоу. Это один из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выжидания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе; потребности в безопасности и уверенности в будущем. Также к ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; социальные потребности. К следующей группе потребностей можно отнести необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; потребности в уважении. Данные потребности в значительной мере связаны с самоуважением, личными достижениями, компетентностью, уважением со стороны окружающих, признанием; потребностями самовыражения. Следующая  группа – это потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Рис. 2.1 Пирамида потребностей Маслоу

 

Согласно Маслоу (Рис.2.1), среди физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение [10, стр. 90-91].

Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция  приобретенных потребностей МакКлеланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. Он делает основной акцент на потребности высших уровней. Д. МакКлеланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашение успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности в причастности определяет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим [18, стр. 135].

Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненным.

Информация о работе Мотивация труда и организация материального стимулирования работников фирмы (на примере предприятия ООО «Строймеханизация»)