Мотивация работников предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум,
треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека
захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии,
трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье,
использование профессиональной помощи других людей и т.п.).

Содержание

Введение

1. Мотивация и стимулирование труда
1.1 Сущность понятия мотивация
1.2 Процессуальные теории мотивации
1.3 Основы стимулирования труда.

2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ТОО
«FoodMaster»
2.1 Организация стимулирования труда на предприятии
3 Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом
3.1 Стадии процесса мотивации в компании ТОО FoodMaster»
3.2 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по бердыгуловой.docx

— 93.77 Кб (Скачать)

Введение

 

1. Мотивация и стимулирование труда

1.1 Сущность понятия мотивация

1.2 Процессуальные теории мотивации

1.3 Основы стимулирования труда.

 

2 Анализ системы мотивации  и стимулирования труда работников  предприятия ТОО

«FoodMaster»

2.1 Организация стимулирования труда на предприятии

3 Мотивация труда как  элемент процесса управления персоналом

3.1 Стадии процесса мотивации в компании ТОО FoodMaster»

3.2 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях

 

Заключение

Список использованной литературы.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                     Введение                                   

 

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум,

треть  взрослой самостоятельной  жизни.  Ряд этапов трудовой жизни  человека

захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии,

трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта  в семье,

использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится

очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные  имеют

большое  значение для  любого человека и всегда находятся  в поле внимания.

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей  работать на

организацию. Однако они  полагали, что для этого достаточно простого

материального вознаграждения. В данной курсовой работе я постарался раскрыть,

почему это обычно оказывается  успешным, хотя, по существу, и неверно. Но

одновременно, я надеюсь  рассеять стойкое заблуждение, что  деньги всегда

побуждают человека трудиться  усерднее, а также заложить основы современных

взглядов на мотивацию  деятельности человека. Большая часть  первой главы

посвящена рассмотрению теорий мотивации, которые разработаны в течение

последних 30 лет. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе

максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно  сложны. Но, овладев

современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить

свои возможности в  привлечении образованного, обеспеченного  работника

сегодняшнего дня к  выполнению задач, направленных на достижение целей

организации.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                     1 Мотивация и стимулирование                      

                        

                        1.1 Сущность понятия мотивация                        

 

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно

должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен

это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает

возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать

потенциальные возможности  группы работников. К сожалению, руководители часто

ошибочно полагают, что  если некая организационная структура  или некий род

деятельности прекрасно  «работают» на бумаге, то они также  хорошо будут

«работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно

двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей

выполнять ее. Менеджеров часто  называют исполнительными руководителями,

потому что главный  смысл их деятельности состоит в  том, чтобы обеспечить

исполнение работы данной организации. Руководители воплощают  свои решения в

дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Мотивация  — это

процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей

или целей организации. Современные  теории мотивации. Систематическое  изучение

мотивации с психологической  точки зрения не позволяет определить точно, что

же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде

дает некоторые общие  объяснения мотивации и позволяет  создать прагматические

модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной мотивации нужно

сначала усвоить смысл  основополагающих понятий: потребности  и вознаграждения.

Первичные и вторичные  потребности. Психологи говорят, что  человек испытывает

потребность, когда он ощущает  физиологически или психологически недостаток

чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может  и не иметь

потребности в смысле сознательного  ее ощущения, существуют определенные

потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные

теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие

потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной  всеми принятой

идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов

соглашаются, что потребности  в принципе можно классифицировать как первичные

и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как

правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде,

потребности дышать, спать  и сексуальные потребности. Вторичные  потребности по

природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении,

привязанности, власти и  потребность в принадлежности кому или чему-либо.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с

опытом. Поскольку люди имеют  различный приобретенный опыт, вторичные

потребности людей различаются  в большей степени, чем первичные.

Потребности и мотивационное  поведение. Потребности невозможно

непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь

по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что  потребности

служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается  человеком, она

пробуждает в нем состояние  устремлённости. Побуждение — это  ощущение недостатка

в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим

проявлением потребности  и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом

смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Когда человек достигает  такой цели, его потребность оказывается

удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если

вы ощущаете потребность  в сложной работе, это может  побудить вас попытаться

достичь цели в виде получения  места, обеспечивающего ее. Получив  такое место,

вы можете обнаружить, что  работа там на самом деле не такая  сложная, как вы

предполагали. Это может  заставить вас работать с меньшим  усердием или искать

другое место, на котором  ваша потребность будет удовлетворена. На рисунке 1

показан такой тип поведения.

    

    

        Рисунок  1 Упрощенная модель мотивации  поведения через потребности       

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то

менеджеры должны создавать  такие ситуации, которые позволяли  бы людям

чувствовать, что они могут  удовлетворить свои потребности  посредством типа

поведения, приводящего к  достижению целей организации.

Сложность мотивации через  потребности. Важно отметить, что  не все рабочие

испытывают высокую потребность  в достижениях и независимости. У всех людей

разные отпечатки пальцев, а характеры людей — это  соединение самых различных

черт. Отсюда следует, что  существует огромное количество разнообразных

конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению

каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов

поведения при достижении этих целей.

Таким образом, создание рабочих  мест с более сложными задачами и  большей

ответственностью имеет  положительный мотивационный эффект для многих рабочих,

но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в  виду элемент

случайности, для мотивации  нет какого-то одного лучшего способа. То, что

оказывается эффективным  для мотивации одних людей, оказывается  совершенно

неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют

практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных  на отдельных

индивидов. Взаимозависимость  работ, недостаток информации о результатах

работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за

совершенствования технологии — все это усугубляет сложность  мотивации.

Вознаграждения. В ходе анализа  проблем мотивации мы будем ссылаться  на

применение вознаграждений для побуждения людей к эффективной  деятельности. В

разговоре о мотивации слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем

просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово

ассоциируется. Вознаграждение — это все, что человек считает  ценным для себя.

Но понятия ценности у  людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка

вознаграждения и его  относительной ценности.

Внутренние и внешние  вознаграждения. Руководитель имеет дело с двумя

главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение

дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности

и значимости выполняемой  работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в

процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее

простой способ обеспечения  внутреннего вознаграждения — создание

соответствующих условий  работы и точная постановка задачи. Фирма «Volvo»,

например, упразднила часть  линий конвейерной сборки на одном  из

экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы  увеличить

внутреннее вознаграждение для рабочих. Внешние вознаграждения — это такой тип

вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово

«вознаграждение». Внешнее  вознаграждение возникает не от самой  работы, а дается

организацией. Примеры внешних  вознаграждений — зарплата, продвижение  по службе,

символы служебного статуса  и престижа, похвалы и признание, а также

дополнительные выплаты. Чтобы определить, как и в каких  пропорциях нужно

применять внутренние и внешние  вознаграждения в целях мотивации, администрация

должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель

содержательных теорий мотивации.

                      

                      1.2 Процессуальные теории мотивации                      

 

Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях и связанных  с ними

факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают

мотивацию в ином плане. В  них анализируется то, как человек  распределяет

усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид

поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования  потребностей, но

считают, что поведение  людей определяется не только ими. Согласно

процессуальным теориям  поведение личности является также  функцией его

восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и  возможных последствий

выбранного им типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория

справедливости и модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий, часто  ассоциирующаяся с работами Виктора  Врума, базируется

на положении о том, что наличие активной потребности  не является необходимым

единственным условием мотивации  человека на достижение определенной цели.

Человек должен также надеяться  на то, что выбранный им тип поведения

действительно приведет к  удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания

можно рассматривать как  оценку данной вероятности определенного  события.

Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им

получить лучшую работу и  что, если работать с полной отдачей, можно

продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду  теория ожидания

подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда —  результаты;

результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность

вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда —  результатов (З-Р) — это

соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания

в отношении результатов  — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного

вознаграждения или поощрения  в ответ на достигнутый уровень  результатов.

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания —  это валентность или

ценность поощрения или  вознаграждения. Валентность — это  предполагаемая

степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая

вследствие получения  определенного вознаграждения. Поскольку  у различных

людей потребности и пожелания  в отношении вознаграждения различаются, то

конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые  результаты,

может и не иметь для  них никакой ценности.

                        

                     1.3 Основы стимулирования труда                        

 

Однажды в цехе чествовали работников, досрочно справившихся с  годовым

заданием. Среди передовых  рабочих был известный на заводе человек. Не в

первый раз он удостаивался этой высокой чести. Неоднократно о  нем писали в

прессе, премировали. На этот раз всем передовикам, в том числе  и тому, о ком

идет речь (назовем его  Н), были приготовлены подарки. Но когда  руководитель,

благодаря за труд, вручил Н подарок — набор рыболовных снастей, вместо

аплодисментов вдруг раздался дружный смех. Все в подразделении  знали, что Н

рыбной ловлей не занимается. Смутился и он сам. Итак, было задумано нужное,

важное дело. Публичное  поощрение лучших работников — действенный  стимул. Но

забыли учесть личностные особенности, индивидуальные склонности тех

работников, которым хотели воздать должное за труд. И получился  конфуз. Так

бывает в тех случаях, когда вознаграждение за хороший  труд осуществляется

формально, когда поощряют не конкретного человека, а безликое выполнение или

перевыполнение нормы. Следует  помнить, что основным слагаемым  эффективного

стимулирования труда  является стимулирование трудящегося  человека. В

подразделении, где люди тесно взаимодействуют, хорошо знают  друг друга, при

использовании стимулов должны учитываться и потребности, и интересы личности,

и даже характер, образ жизни, привязанности и привычки. Тогда  стимул будет

по-настоящему действенным, личностно значимым.

Материальные и моральные  стимулы только в том случае приводят к повышению

производительности труда, когда они соответствуют основным мотивам, лежащим в

основе деятельности и  поведения личности. Прежде чем предложить человеку

стимулы к труду, надо уяснить, какие мотивы или система мотивов  лежат в

основе его активности в трудовой сфере, в свободное  от работы время, в быту и

т.п.

Конечно, в системе мотивов  поведения каждого человека есть относительно

постоянные, которыми он руководствуется в течение многих лет независимо от

жизненной ситуации, но немало таких, которые вызываются ситуацией, важными

жизненными событиями. В  любом из этих вариантов эффект стимулирования труда

будет прямо зависеть от соответствия стимула мотиву.

Выше отмечалось, что при  всей значительности материальных стимулов нельзя

принижать роль стимулов нравственно-психологических. У современного человека

они могут приобретать  все большее значение. Мотивы, ориентированные  на такие

стимулы, разнообразны, в  большей степени личностно обусловлены. Нравственно-

психологические стимулы  соответствуют мотивам деятельности и поведения,

основывающимся на социальных и духовных потребностях личности. Так, у каждого

человека есть потребность  в признании, в уважении со стороны  других людей,

особенно близких ему по взглядам, образу жизни, интересам. Если нравственно-

психологические стимулы  будут исходить от этой группы, то человек,

руководствуясь мотивами признания, уважения со стороны группы, будет

ориентироваться на эти значимые для него стимулы, будет выделять их из ряда

других, в том числе  и материальных, стимулов.

Поскольку мотивы, связанные  с удовлетворением социальных и  духовных

потребностей, чрезвычайно  разнообразны, то, естественно, и стимулы, им

соответствующие, только в том случае смогут выполнить активизирующую роль,

когда также будут разнообразны, представлены в большом наборе. Здесь  многое

зависит от руководителя. В  первую очередь от того, насколько  он внимателен к

формированию ценностей, целей, общественного мнения трудового  коллектива,

т.е. насколько внимателен к его социальному и психологическому развитию. В

этой связи важно предоставить каждому члену коллектива возможности  для

всестороннего развития, для  самореализации себя как личности в трудовой и

общественной деятельности коллектива. Чем более духовно развиты люди, чем

разнообразнее их социальные потребности, чем в большей степени  они

коллективисты, тем разнообразней  и динамичней должны быть нравственно-

психологические стимулы. Важно, чтобы система стимулов не отставала  от

духовного и социального  развития людей.

Для социально и духовно  неразвитой личности круг нравственно-психологических

стимулов ограничен, узок, влияние их крайне неустойчиво, связано в

значительной мере с эмоциональным  состоянием, межличностными отношениями, в

которые личность включена. Сильное влияние на их эффективность оказывают

такие явления групповой  жизни, как слухи, переоценка правдивости  одних

источников информации и  недоверие к другим. Все это  может в значительной

степени затруднить использование  нравственно-психологических стимулов,

особенно если руководитель не уделяет должного внимания воспитательной работе

в трудовом коллективе.

Моральное стимулирование осуществляется посредством знаков и символов отличия

(к ним относятся награды,  памятные подарки), объявления благодарности,

рассказа в печати о  трудовых отличиях личности или коллектива. Все это

испытанные средства морального стимулирования, которыми необходимо широко

пользоваться.

Однако люди нуждаются  в подтверждении позитивного  отношения к их труду

ежедневно. Между тем названные  выше моральные стимулы не позволяют  в полной

мере удовлетворить такую  потребность. Главное место в  моральном

стимулировании должно быть отведено повседневному устному поощрению.

Поощрение и порицание  — один метод повседневного морального стимулирования,

но только направленный на различные, противоположные переживания личности.

Поощрение вызывает у работника  удовлетворенность собой, своими успехами,

окружающими условиями. Порицание, напротив, вызывает неудовлетворенность,

состояние досады, растерянности. Может иметь место и другое состояние,

вызываемое порицанием: упорство, решительность, уверенность в том, что

хорошей работой можно  изменить отношение к себе, заслужить  признательность и

благодарность. Такое состояние  является наиболее ценным результатом

применения порицания  как средства нравственно-психологического воздействия.

Большое значение в организации  повседневного морально-психологического

стимулирования должно быть отведено наиболее авторитетным членам коллектива.

Похвала, одобрение, поддержка  могут идти не только от руководителя (это очень

сильные Стимулы). В тех  случаях, когда приходится выносить работнику

порицание, предупреждение, желательно опереться на поддержку, а еще лучше —

на инициативу авторитетных членов коллектива. Тогда эффект воздействия

стимула будет более сильным: ведь порицают, критикуют товарищи по работе,

друзья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы  мотивации и стимулирования труда  работников

предприятия ТОО  «FoodMaster»

              

            2.1 Организация стимулирования труда на предприятии              

 

Удельный вес управленческого  персонала (12 человек) в общей численности

работающих (224 человека) составляет 5,35%. Из них 90% соответствуют своей

квалификации. Затраты на содержание аппарата управления составляют 3871,2

тыс. тенге, что составляет 7,48% от общего фонда заработной платы (51722,0

тыс. тенге).

Согласно данным, приведенным  ниже (Рисунок 6),  численность работников на

предприятии за последние 6 лет неуклонно растет, что в первую очередь

объясняется постоянным ростом объемов производства и продаж выпускаемой

продукции.

                             

                      Рисунок 6 Рост численности персонала                     

Эффективное использование  потенциала работников включает:

-         планирование и совершенствование  работы с персоналом;

-         поддержку и развитие способностей  и квалификации работников.

Основной задачей кадровой службы на предприятии является:

-         проведение активной кадровой  политики,

-          обеспечение условий для инициативной  и творческой деятельности

работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных

навыков,

-         разработка совместно с финансово-экономической  службой материальных

и социальных стимулов,

-         тесное взаимодействие с профсоюзным  комитетом в вопросах

медицинского обслуживания, организацией общественного питания, развитие

физкультуры и спорта, социальной защите отдельных категорий работающих.

На совещаниях и планерках  руководители оценивают работу различных

подразделений и групп. При  положительных результатах выражается благодарность

как отдельным работникам, так группам. Система поощрения  работников

предприятия включает в себя моральное и материальное вознаграждение.

Демографическая политика предприятия  направлена на «омоложение» коллектива и

особенно кадрового состава  руководителей и специалистов.

На предприятии проводится планомерная работа с кадрами, с  резервом для

выдвижения, которая строится на таких организационных формах, как подготовка

кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, обучение на специальных

курсах и стажировка на соответствующих должностях. Удельный вес молодых

работников на руководящих  должностях составляет более 80%.

Стратегия управления персоналом на ТОО «ФудМастер» отражает разумное

сочетание экономических  целей предприятия, потребностей и  интересов

работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия  труда,

возможности развития и реализации способностей работников и т.п.). В

настоящее время разрабатываются  условия для обеспечения баланса  между

экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов.

Уже разработана на предприятии  система оплаты труда, которая не ограничена

минимальными и максимальными  размерами и зависит от результатов  работы

коллектива в целом  и каждого работника в частности. Для отдельных работников

и групп работников установлены  градации качества для того, чтобы  работники

могли увидеть, чего они могут  достигнуть в своей работе, тем  самым, поощряя

их к достижению необходимого качества. Оплата труда работников происходит в

полном соответствии с их трудовым вкладам в конечные результаты труда

коллектива, в том числе  по повышению качества выпускаемой  продукции.

Оплата труда не ограничивается рамками заработанных коллективом  средств.

Контрактные оклады руководителям  и специалистам в течение года

пересматриваются, т.е. могут  быть увеличены или уменьшены. Контрактной

системой предусматривается  вознаграждения за производственно-хозяйственные

результаты работы на основании  действующих положений.

Для  поддержания  уровня  квалификации  работников,   диктуемого

производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По

результатам аттестации разрабатывается  план организации повышения

квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются  кадровые

перестановки.

Для последовательного повышения  квалификации рабочих, получения ими

технических знаний, необходимых  для овладения передовой техникой,

высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных  работ,

тарифицируемых по более высоким разрядам данной специальности, организуются:

•   производственно-технические  курсы;

•   курсы целевого назначения;

•   обучение рабочих  вторым и смежным профессиям;

•   экономическое обучение.

Единовременное пособие  выплачивается:

• в связи с уходом на пенсию;

• работникам, достигшим  юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным

грамотой, согласно приказу;

• пенсионерам, достигшим  возраста 50, 60, 70, 80 лет на лечение  ежегодно.

Кроме того, производятся следующие  выплаты:

•   оплата ритуальных услуг;

•   женщинам при рождении ребенка;

•   в случае смерти в результате несчастного случая на производстве;

•   малообеспеченным и многодетным семьям и д.р.

Планируются денежные средства на медицинское обслуживание работников при

фельдшерском здравпункте: на содержание медицинского персонала, приобретение

медикаментов. Администрация  совместно с комиссией по социальному  страхованию

решают вопросы о расходовании средств социального страхования,

предусмотренные на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  их семей,

о распределении и выдаче путевок.

Комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной

выплатой пособий. Спорных  вопросов по обеспечению пособий  между работниками и

администрацией предприятия  не было.

Структурным подразделениям при экономии бюджета предоставляется  возможность

использовать часть средств  на фонд оплаты труда, что повышает материальную

заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.

Исходя из принципа «кадры решают все», руководство постоянно  демонстрирует

работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала  предприятия

показывая перспективу, продвижения  по службе, наделяя наиболее перспективных

сотрудников дополнительными  полномочиями, предоставляя всем равные стартовые

возможности. Активно поощряется участие работников предприятия  в принятии

управленческих решений  методом проведения общих и дифференцированных

собраний, созданием специальных  рабочих групп, ориентированных  на решение

четко поставленных задач  и достижений определенных целей. При  этом большое

внимание уделяется подготовке и образованию персонала, заключаются  договора с

различными учебными заведениями, выделяются беспроцентные ссуды  на несколько

лет.

Приоритет, конечно, по решению  генерального директора отдается молодым,

перспективным работникам, тем самым, привязывая специалистов к предприятию,

давая возможность проявить себя в наибольшей степени. Так, например, в этом

году создан отдел реализации готовой продукции, средний возраст  сотрудников

которого составляет 27 лет. Работа этого отдела, безусловно, находится под

контролем руководства, но большинство  текущих вопросов решается молодыми

сотрудниками.

Удовлетворенность персонала  повышается также за счет создания здоровой

рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих

мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.

Примером высокой удовлетворенности  условиями работы может служить  минимальный

уровень травматизма и  заболеваний на предприятии, практическое отсутствие

производственных жалоб, очень низкая текучесть кадров, наличие  широкого

спектра удобств и услуг, предоставляемых организацией.

При оценке и прогнозировании  предприятия в этой области большое  внимание

уделяется точности и четкости в действиях администрации, повышается

эффективность сбора и  обмена информацией, учитывается быстрота ответов на

запросы и жалобы, поступающих  от сотрудников, обязательно проводится оценка

результатов обучения работников.

3 Мотивация труда  как элемент процесса управления  производством

       

                          3.1 Стадии процесса мотивации                         

 

Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами

каждая фирма адаптирует под специфические особенности  своего

функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли

подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные

часы.

Согласно “Теории Y” любой  сотрудник, приходя на новое место  работы, хотел бы

проявить себя, и заинтересован в своей новой деятельности. Кроме того,

руководство заинтересованно  в том, чтобы сотрудники творчески  и с

воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в  силу ряда факторов у

работника может наступить  разочарование в своей деятельности.

Это, как правило, бывает вызвано следующими причинами:

-чрезмерное вмешательство  со стороны непосредственного  руководителя;

-отсутствие психологической  и организационной поддержки;

-недостаток необходимой  информации;

-чрезмерная сухость и  недостаток внимания руководителя  к запросам подчиненного;

-отсутствие обратной  связи, т.е. незнание работником  результатов своего труда;

-неэффективное решение  руководителем служебных проблем  работника;

-некорректность оценки  работника руководителем.

Эти факторы вызывают у  рядового работника чувство приниженности. Подрываются

чувство гордости, уверенности  в себе, в стабильности своего служебного

положения и возможности  дальнейшего продвижения.

    

Процесс потери интереса к  труду можно рассмотреть как  состоящий из шести

стадий (Рисунок 7).

    

Рисунок 7 Стадии потери интереса работника к труду

 

При растерянности замечаются симптомы стрессового состояния, которое  начинает

испытывать новый работник. Работник перестает понимать, что  ему нужно делать

и почему работа у него не ладится. Он задает себе вопрос о том  связано ли это

с ним самим, с начальником  или с работой.

Нервные усилия работника  пока не сказываются на производительности. Он легко

контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями

за счет более интенсивной  работы, что в свою очередь может  только усилить

стресс.

Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают

раздражение работника, связанное  с ощущением собственного бессилия. Поведение

работника приобретает демонстративные  черты. Он подчеркивает свое

недовольство в сочетании  с повышенной производительностью. Тут он преследует

две цели - зарекомендовать  себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть на

своем фоне бездеятельность руководства.

На третьей стадии  подчиненный перестает сомневаться  в том, кто виноват в

возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после

которого можно аргументировано  доказать правильность своей точки  зрения. Это

выражается в утаивании  служебной информации, необходимой  для решения задач

данного подразделения. Подчиненный  начинает избегать начальника.

Производительность и  качество труда остаются в норме.

На стадии разочарования  восстановить подорванный интерес  к работе гораздо

труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на

этой стадии работник еще  не потерял последней надежды. Его  поведение

напоминает маленького ребенка, он полагает, что если будет “вести себя

плохо”, начальник обратит  на него внимание. В этот период страдают такие

чувства работника, как уверенность  в уважении со стороны подчиненных,

сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других

сотрудников.

Симптомом стадии потери готовности к сотрудничеству является подчеркивание

работником границы своих  обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые

начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение

духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии -

не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить  самоуважение.

Окончательно разочаровавшись  в своей работе (стадия 6), сотрудник  перейдет на

другое место, либо будет  относиться к работе как к каторге. Один такой

работник может сыграть  в группе роль катализатора, привести к выплеску

скрытого чувства недовольства всего коллектива.

Получение нового места работы, а так же изменение привычных  условий

деятельности стимулирует  работника, вызывает в нем желание  проявить себя с

лучшей стороны. Не получив  возможности почувствовать себя необходимым,

самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он

разочаровывается в своей  работе.

Отвечая на этот вопрос, «какой должна быть идеальная работа для

подчиненных?», не следует  стремиться к чрезмерной специфичности  и

оригинальности. Все равно  учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого

удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению

интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать

приведенные ниже факторы, у  него есть шанс получить подтверждение

максимального количества своих  подчиненных.

Итак, идеальная работа должна:

-иметь цель, т.е. приводить  к определенному результату;

- оцениваться сослуживцами  как важная и заслуживающая быть выполненной;

- давать возможность служащему  принимать решения, необходимые  для ее

выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах);

- обеспечивать обратную  связь с работником, оцениваться  в зависимости от

эффективности его труда;

- приносить справедливое  с точки зрения работника вознаграждение.

Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает

внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный  фактор, который

стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения

потребностей, стимулирует  к выполнению более сложной работы.

Разнообразие умений и  навыков. Этот термин характеризует  степень, в которой

работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая

предусматривает использование  различных навыков и талантов персонала.

Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать  эту работу так же

хорошо, то она вряд ли будет  представлять для него ценность и  маловероятно,

что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не

использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем

обучении.

Существует так же оптимальный  уровень разнообразия. Он индивидуален для

каждого работника. Так одинаковая работа одним может рассматриваться  как

скучная, а для другого кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый

характер, в связи, с чем  невозможно установить какой-то определенный режим ее

выполнения.

Целостность работы. Под  этим параметром понимается завершенность  рабочей

операции как целой  и определенной части работы, т.е. выполнение работы от

начала и до конца с  видимым результатом. С этим понятием тесно связана

определенность задания  со стороны менеджера.

Важность работы. Под этим параметром понимается степень влияния  выполняемой

работы на жизнь или  работу других людей в организации  или во внешнем

окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета

расценивают свою работу как  очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих

скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков.

Понятие важности тесно связано  с системой ценностей исполнителя. Работа может

быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными

до тех пор, пока они  не почувствуют, что их работа представляет важность и ее

необходимо выполнить.

Автономия. Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу  и

независимость служащего  при выработке графика выполнения работы и действий,

используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются

другими людьми, хорошее  выполнение работы вряд ли будет рассматриваться  как

вознаграждение. Человек  будет чувствовать, что качество выполнения работы

зависит от правильности этих решений, а не от его собственных  усилий. Не

будет чувства “собственности”  на работу.

При отсутствии (по каким-либо причинам, – например, применению конвейера)

целостности невозможна и  автономия, т.к. может произойти нарушение  общей

координации выполнения отдельных  действий.

Обратная связь. Обратная связь обеспечивает получение работниками  информации

о качестве выполняемой ими  работы. Эффективность обратной связи  зависит от

целостности работы. Гораздо  легче обеспечить обратную связь  по результатам

“законченной работы”, чем  на отдельном ее фрагменте.

Расширяя фронт  каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько

взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время  это

увеличивает целостность  работы, а значит, обеспечивает быструю  и эффективную

обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е.

личную обратную связь. У  него появляется возможность обнаруживать недостатки

самому, что воспринимается гораздо легче, чем если бы ему кто-то другой

указал на эту ошибку.

Важность обратной связи  очевидна. Люди должны знать, насколько  хорошо они

выполняют свою работу. Менеджеры  являются важным источником подобной обратной

связи. Однако наилучшая  обратная связь имеет место тогда, когда работники

сами контролируют качество собственной работы.

Рассмотренные выше три первых фактора вносят вклад в оценку работы с точки

зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими

параметрами, она не будет  внутренне мотивируемой. Хорошее  качество ее

выполнения не будет создавать  ни чувства выполненного долга, ни ощущения

новизны или приобретения чего-либо полезного.

Работа, удовлетворяющая  всем описанным факторам, внутренне  мотивирует

работников, обеспечивает хорошее  качество выполненного задания, приносит

удовлетворение. Она создает  ощущение личного вклада в выпускаемую  продукцию

или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности. Только такая

работа дает возможность  человеку к самовыражению, заложенному  в его

социальности.

Менеджеры должны постоянно  обдумывать возможные способы улучшения  работы и

мотивации людей, работающих с ними. Важно выделить возможные  простые

изменения работы, которые  могли бы привести к стимулированию внутренней

мотивации подчиненных, вызвать  сотрудничество и энтузиазм с  их стороны.

Методы совершенствования  параметров работы основаны на принципах, изложенных

выше.

Повышение разнообразия умений и навыков. Здесь важно помнить, что именно

разнообразие навыков, а  не просто разнообразие само по себе является

принципиальным. Если члены  коллектива применяют ограниченное количество

навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность  к увеличению

их количества.

Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия.

Так монотонная работа позволяет  работникам разговаривать в процессе ее

выполнения, но стоит внести элемент разнообразия разговоры  станут

затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой

работы.

Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими

навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с  целью

публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника.

Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование

навыков, расширения диапазона  его способностей.

Повышение целостности работы. Как уже отмечалось, работники  испытывают

большее удовлетворение от работы, которая имеет некоторый  видимый результат.

Повышение целостности задания  может быть достигнуто за счет добавления к нему

связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или

заключительные операции, которые выполняются разными  людьми. Даже процесс

контроля качества работы значительно повышает целостность.

Необходимо так же иметь  в виду то, что добавление рабочих  операций более

низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают

уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны  работников. При

возникновении трудностей с  обеспечением “содержания” работы лучше  данную

операцию автоматизировать. Однако даже здесь возможно внесение некоторых

изменений. Так работе по производству идентичных деталей можно  придать

целостность, если детали укладывать в коробку, а затем коробку  уносить к

месту назначения. Работник делается ответственным за подготовку сырья.

Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит  многие

показатели работы - от временных до стимулирующих. Однако важно вовремя

остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

Повышение важности работы. Если работник знает, как конкретно  будут

использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной

работы, что стимулирует  его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее

качестве.

Усиление обратной связи. Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от

самой работы и внешней - в случае, когда потребитель результатов  работы

отзывается об их качестве, а также в случае публичной  похвалы.

Внутренняя обратная связь  является более надежной, т.к. действует

непосредственно на работника  во время выполнения задания. Верный способ

стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая

при этом путь их достижения. Другой способ - введение в процесс  изготовления

проверок на качество. Это  позволит работнику немедленно исправлять

недостатки, и соответственно корректировать процесс выполнения работы,

приближая его к максимально  эффективному. А значит, в результате подобные

сбои в будущем уже  не повторятся. Очень часто бывает ситуация исключительно

негативной обратной связи, то есть, когда работники узнают только о

недостатках своей работы. Таким образом, они лишаются вознаграждения за

хорошую работу. Известно, что  люди почти не реагируют на критическую обратную

связь. Работник не воспримет  отрицательные оценки более чем  по двум-трем

параметрам. Однако если менеджер чередует положительную и отрицательную

критику, то информация о  неудачах будет воспринята полнее.

Другая крайность - когда  начальник не способен критиковать  своих подчиненных.

В этом случае неудачи как  бы фиксируются и работник не получает возможность

исправлять свои ошибки, а часто даже не знает нужно  ли это делать.

Часто люди сопротивляются введению обратной связи, так как  не были к этому

подготовлены, не знают, как ее обеспечить. Для эффективности внешней обратной

связи необходимо, чтобы  она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась

незамедлительно. Сообщение  о плохом выполнении работы только демотивирует

работника. Если же указать, что именно было сделано неправильно, почему это

случилось, как исправить  ситуацию, и при этом не забыть затронуть

положительные аспекты работы, эффективность такой обратной связи, несомненно,

возрастет. Она может быть еще выше, если работник выяснит  эти вопросы сам.

Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в

разработке премиальной  схемы выплат за производительность, системы сдельной

оплаты или трудовых соглашений. Эта задача отнюдь не проста, так  как ситуация

в каждой фирме уникальна  и, следовательно, премиальная система  должна быть

уникальной для каждого случая. Она также зависит от специализации персонала.

Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему

производственным рабочим  на фирмах с динамичным производственным процессом,

ориентированным, главным  образом, на работу под заказ. Не все  способы

экономического поощрения  могут оказать мотивационное  воздействие на

сотрудников, однако, существует несколько основных положений о  премиях,

которые не затрагивают специфику  фирмы и являются универсальными.

Ими должен руководствоваться  менеджер при внедрении методов  экономической

мотивации:

-         премии не должны быть слишком  общими и распространенными, поскольку

в противном случае их будут  воспринимать просто как часть обычной  зарплаты в

обычных условиях;

-         премия должна быть связана  с личным вкладом работника  в

производство, будь то индивидуальная или групповая работа;

-         должен существовать какой-либо  приемлемый  метод измерения этого

увеличения производительности;

-         работники должны чувствовать,  что премия зависит дополнительных, а

не нормативных усилий;

-         дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны

покрывать затраты на выплату  этих премий.

Приведенный список не является исчерпывающим (такой список по отмеченным выше

причинам составить практически  невозможно). Однако он демонстрирует

принципиальную разницу  подхода к разработке систем экономического

стимулирования по группам  персонала. Из него видно, что, например, система

вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей

универсальностью, чем схема  долевого участия в бизнесе.

          

        3.2 Проблемы мотивации труда на казахстанских предприятиях          

 

Отсутствие приемлемого  механизма мотивации труда сотрудников  ведет к утечке

квалифицированных кадров во многих компаниях.  Материальное вознаграждение за

профессиональные успехи должно носить систематический характер и основываться

на ясных объективных  критериях. Даже благополучные компании постоянно

испытывают трудности, связанные  с уходом грамотных и инициативных

специалистов. Это свидетельствует  о недостаточной проработке методики

мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем

специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему

специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и

других организаций с  высоким уровнем специализации  решение этой проблемы

имеет жизненно важное значение.

Так, уход из компании “Вессо-Линк” значительной части менеджеров в ноябре

1996 г. на несколько недель  парализовал ее деятельность. Кроме  того, компания

понесла значительные дополнительные расходы, связанные с поспешным  набором

новых сотрудников и предоставлением  клиентам бесплатного обслуживания в

течение месяца в качестве компенсации временных неудобств. Собственник не

учел, что в высокоинтеллектуальном бизнесе менеджер, как  и  владелец,

становится едва ли не основным производственным ресурсом.

Для казахстанского отделения IBM неприятным сюрпризом стал переход  его

руководителя  С. Карелова, команда которого за 4 года сумела увеличить объем

бизнеса в 40 раз, в компанию Silycon Graphicks, а для компании Mars – уход в

1998 г. ряда казахстанских  менеджеров, обеспечивших фирме  прорыв на рынок РК

в 1995-1996 годах.

В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих  на

казахстанском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих

менеджеров в связи  с переходом их к конкурентам.

Было проведено исследование эффективности методов стимулирования работников.

Используемые компаниями формы поощрения можно разделить  на несколько групп.

Первая группа:

-         ценные подарки - в 64 компаниях;

-         моральные поощрения (благодарности,  почетные грамоты и т.п.) - в  58

компаниях;

-         отгулы и дополнительные отпуска  - в 40 компаниях.

Вторая группа менее распространена:

-         внесение имени сотрудника в  анналы истории;

-         вывешивание портрета наиболее  отличившихся на доску почета;

-         награждение памятными значками - в 11 компаниях.

Третья группа выглядит несколько  экзотично:

-         6  компаний в качестве поощрений  берут у сотрудников в долг  под

проценты;

-         3 - предлагают сотрудникам участие  в прибыли;

-         2 компании даже продают сотрудникам  акции.

Если применить комплексную  оценку по признаку “эффективно - дешево”, то на

первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и

выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, -

страхование, питание, обучение и др.

Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности  и затратности

компенсационных пакетов  вызвала затруднения у весьма значительной части

респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным  их

составляющим).

Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения  персонала

гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем

попавших в это же положении  при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67

%%).

Снова применив комплексную  оценку по признаку “эффективно - дешево”, получим

следующий рейтинг.

Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке  убывания):

-         привлечение средств персонала  под %;

-         моральные поощрения;

-         занесение в книгу истории  организации или на доску почета,

-         награждение туристическими путевками,  памятными значками и т.п.;

-         отгулы, дополнительные отпуска  и ценные подарки.

Особого комментария требуют  случаи долевого участия персонала  в прибыли и

продажи сотрудникам акций  компании.

Количество компаний, реализующих  подобные программы невелико, и судя по

распределению оценок, использование  этих форм поощрения и мотивации  только

апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет.

Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они

будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут

направлены на закрепление  персонала в компании, реструктуризацию доходов

персонала и т.п.

Не существует единых методов  мотивации персонала, эффективных  во все времена

и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый  руководителем,

основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами.

Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая

стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать

фирма.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Заключение                                  

 

В условиях жесткой конкуренции  многие фирмы сохранились и эффективно

функционируют. Одной из причин их «выживаемости» является эффективное

управление персоналом, стимулирование и мотивация труда.

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника  к труду,

его пассивность приносит такие, отрицательные результаты, как  текучесть

кадров. Руководитель вдруг  обнаруживает, что ему приходится вникать во все

детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не

проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию,

ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо

социальное, а значит, чувство  сопричастности способно вызвать в  нем глубокое

психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как

личность.

В этом состоит подход к  мотивации, основанный на “Теории Y”, суть которого -

воздействие на психологическое  состояние работника. Однако эффективность

этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды  в

удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое

существование “Теория X”. Согласно посылкам этой теории наилучший  способ

стимулирования к труду - экономическая мотивация.

Однако те методы аттестации, которые применяются у нас  в стране, еще очень

несовершенны, а ведь, когда  от результатов аттестации будет  зависеть

ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в  центре

самого пристального внимания и могут стать источниками  очень серьезных

конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных  методов оценки

служебной деятельности столь  сложного объекта, как человек, пока что не

приходится. Уникален опыт ТОО  «ФудМастер» г. Астана. Предприятие успешно

развивается, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация

труда осуществляется по всему  спектру потребностей работников.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованной литературы:                       

 

1.     Организация  производства и управление предприятием. // Под ред. О.Г.

Туровца. М.: ИНФРА•М. 2002 г.

2.     Менеджмент // Под ред. Проф. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.:

ЮНИТИ. 2001 г.

3.     Менеджмент // Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. М.: ИД ФБК – Пресс.

1999 г.

4.     Д. Бодди, Р. Пэйтон. Основы менеджмента. Санкт-Петербург: Питер. 1999 г.

5.     Ричард Л.  Дафт. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер. 1999 г.

6.     Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и

эффективность предприятий.-  М.: Финансы и статистика.1998 г.

7.     Грачев М.В.  Суперкадры. Управление персоналом в международной

корпорации.- М.: Дело. 1993 г.

8.     Комарова  Н. Мотивация труда и повышение  эффективности работы.//

Человек и труд. 1997 г. - №10.- С 12-15.

9.     Кокорев В.П. Материально-денежная мотивация управленческого труда.

hppt://www.dcn-asu.ru/kokorev1/book.html. – 28 с.

10.  Бородкин Л.И. Об  эволюции мотивации труда промышленных  рабочих. hppt://

www.hist.msu.ru/Departmets/Ecohist/ОВС/borodkin.htm

11. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива.,/ Уч.пособие “The Open

University”. 1999 г.

12. Мэскон Хедоуси. Основы менеджмента. М.: Дело. 1997 г.

    

 

НАВЕРХ



Информация о работе Мотивация работников предприятия