Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:25, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации……………………..5
1.1. Мотив и мотивация…………………………………………………..5
2.2. Потребность и мотив………………………………………………..6
2.3. Мотивация, активность, успех……………………………………...7
2.4. Компоненты мотивации……………………………………………..9
2.5. Полимотивированность деятельности…………………………….10
2.6. Иерархия мотивов……………………………………………………11
2.7. Зависимость уровня мотивации……………………………………13
Глава 2. Проблемы мотивации труда и пути их решения…………………..15
2.1. Теоретические основы мотивации…………………………………15
2.2. Теории мотивации……………………………………………………18
2.3. Система мотивирования трудовой деятельности…………………25
2.4. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации ………………………………….31
Глава 3. Анализ и выявление основных проблем мотивации
на предприятии………………………………………………………………….38
3.1. Выявление проблем мотивации у
сотрудников предприятий……………………………………………….38
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности предприятия магазина «Унимарт»……………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………
Создание оптимальной системы мотивации предполагает применение обоих направлений с учетом конкретной ситуации, сложившейся в организации. Так, для получения результата в краткосрочном периоде акцент смещается в сторону первого направления, т.е. оперативного воздействия на существующие потребности с использованием различных методов мотивации. Решение проблем создания и удержания долгосрочного конкурентного преимущества потребует особого внимания ко второму направлению, а именно, созданию корпоративной философии, культуры как основополагающего мотивационного фактора, объединяющего и направляющего усилия всех для достижения корпоративных целей.
Сформулируем основные принципы проектирования системы мотивации труда.
Система мотивации представляет собой совокупность методов мотивации.
В теории выделяют четыре основных метода мотивации (таблица 1).
Таблица 1
Методы мотивации
Формы | Характеристика | Содержание |
Вознаграждение | в виде систем материального
и нематериального |
Премии, дополнительные выплаты, нематериальное поощрение |
Принуждение | основано на страхе подвергнуться наказанию | Штраф, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.п. |
Солидарность | развитие у
работников ценностей и целей, совпадающих
или близких к ценностям и
целям организации с |
|
Приспособление | воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего управленческого звена |
2.2. Теории мотивации
Понятие
мотивации активно
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения, материального и морального поощрения. Теории «X», «У», «Z», в основе которых лежит отношение человека к труду, впервые разработаны Ф.У. Тейлором, Д. Мак Грегором и японским ученым В. Оучи.
«Х», «У», «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей.
По теории «Х» естественно применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материальное поощрение.
Стимулы
побуждения к труду в теории «У»
располагаются в следующем
Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в малой социальной группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Применяемые стимулы: моральные и материальные.
Наиболее известные содержательные теории мотивации:
- теория потребностей Маслоу;
- теория существования, связи и роста Альдерфера;
-
теория приобретенных
- теория 2-х факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу
Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:
- неудовлетворенные потребности побуждают к действиям;
-
если одна потребность
-
потребности, находящиеся
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:
- физиологические потребности;
- потребность безопасности;
- потребность принадлежать к социальной группе;
- потребность признания и уважения;
- потребность самовыражения.
Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и его деятельность, как предоставить человеку возможность реализовать и удовлетворить свои потребности.
Теория существования, связи и роста Альдерфера
Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Он считает, что таких групп существует три:
- потребности существования;
- потребности связи;
- потребности роста.
Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда
Теория Мак Клелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей:
- потребность достижения;
- потребность соучастия;
- потребность властвования.
Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.
Теория двух факторов Герцберга
Эту теорию представляют два фактора: условия труда и мотивирующие факторы.
Факторы условий труда:
- политика фирмы;
- условия работы;
- заработная плата;
-
межличностные отношения в
-
степень непосредственного
Мотивирующие факторы:
- успех;
- продвижение по службе;
-
признание и одобрение
-
высокая степень
- возможности творческого и делового роста.
Факторы
условий труда связаны с
Эти
теории показывают, как те или иные
потребности могут
Содержательные теории мотивации базируются на соотношении различных групп потребностей и основное внимание уделяют анализу факторов мотивации, а не исследованию процесса мотивации.
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, а является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типе поведения.
Имеются 3 основные процессуальные теории мотивации:
- теория ожиданий Врума;
- теория справедливости Адамса;
- теория Портера-Лоулера.
В соответствии с теорией Врума ожидания мотивация рассматривается как функция трех видов ожиданий:
- ожидаемого результата работы;
- ожидаемого вознаграждения от этого результата;
-
ожидаемой ценности
Величина усилий, прилагаемых человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.
Чем выше степень соответствия фактических событий ожидаемым, тем больше вероятность повторения данного типа поведения.
Практические выводы:
Теория справедливости Адамса исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия.
В
соответствии с теорией Адамса, взаимодействие
нанимателя и наемного работника может
быть описано как обмен с выделением в
нем двух компонентов:
вклад работника <=> исход