Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:13, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены следующие основные вопросы:
- теории мотивации;
- использование мотивации в процессе управления персоналом строительной
организации;
- практика реализации функции мотивации на строительном предприятии (на примере
SRL «Condirex – Plus»)
Введение …………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теории мотивации в менеджменте
1.Эволюция теорий мотивации……………………………………………………… 5
2.Содержательные теории мотивации
1. Теория мотивации А. Маслоу………………………………………………………8
2. Теория двух факторов Ф. Герцберга………………………………………………11
3. Теория мотивации Д. МакКлеланда……………………………………………… 13
4. Сопоставление различных теорий потребностей…………………………………15
5. Теория мотивации Д. МакГрегора………………………………………………… 17
3. Процессуальные теории мотивации
1. Теория ожидания В. Врума………………………………………………………… 18
2. Теория справедливости…………………………………………………………….. 21
3. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера………………………………………. 23
Глава 2. Формы мотивации труда персонала.
2.1. Вознаграждение………………………………………………………………………….. 27
2.2. Оплата труда как одна из основных форм мотивации труда………………………….. 28
2.2.1. Формы оплаты труда…………………………………………………………………… 30
2.2.2. Принципы мотивации в оплате труда…………………………………………………. 32
2.3. Способы мотивации в строительной организации……………………………………... 32
Глава 3. Использование мотивации в процессе управления персоналом
строительной организации (на примере S.R.L. «Condirex – Plus»).
3.1. Характеристика предприятия…………………………………………………………….37
3.2. Характеристика трудовых ресурсов фирмы «Condirex – Plus»………………………..38
3.3. Организационная структура S.R.L. «Condirex – Plus»………………………………... 39
3.4. Анализ мотивов труда работников предприятия…………………………………… 41
3.5. Система оплаты труда на фирме «Condirex – Plus»…………………………………43
3.6. Виды льгот на предприятии…………………………………………………………...45
3.7. Неэкономические методы мотивации персонала на предприятии………………….46
3.8. Положительная оценка коллектива и своего места в нём…………………………....50
Заключение…………………………………………………………………... 52
Список литературы………………………………………………………….. 57
Эффективная система оплаты должна создавать преимущества для работников, от которых зависит ускорение научно-технического прогресса, обновление производства, повышение его эффективности, общий уровень доходов предприятия. То есть, необходимо стимулировать наиболее квалифицированных и творчески активных работников, обеспечивать обоснованные различия в оплате труда в соответствии с уровнем квалификации, сложностью и ответственностью выполняемых работ, создавать возможности для гибкого регулирования численности, кадрового состава персонала, улучшения его структуры.
2.3. Способы мотивации в строительной организации.
Целесообразно будет рассмотреть способы мотивации труда в строительных организациях. Они объединяются в относительно самостоятельные направления: материальное стимулирование, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и не денежное стимулирование.
Первое направление, а именно материальное стимулирование, отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности
труда. Оно включает в качестве элементов: совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда.В конечном итоге происходит определённое наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъёму производительности труда.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определённого предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства.В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижение успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворятся прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путём удовлетворения потребностей безконечен.
Следующее направление улучшения мотивации – совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путём формирования ориентации на её достижение служит мотивирующим средством для работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником.
Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.
Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно– технических работников.
Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение дня периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.
Улучшение условий труда – острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определённой отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определённой производительности труда и эффективности.
Следует отличать ещё одну сторону этой проблемы – низкая трудовая культура самих работников. Длительное время, работая в неудовлетворительных санитарно – гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать своё рабочее место. Так, например, японские методы управления производительности предлагают соблюдение пяти основных принципов работы, которые являются одним из элементов трудовой морали:
- ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах;
- правильно располагать и хранить нужные предметы;
- постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
- постоянная готовность рабочего места к проведению работы;
- усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.
Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке на соответствие его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего рабочего места, так как в этом случае
увеличивается на 10% тарифная часть его заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.
В менеджменте применяются, по крайней мере, 6 способов не денежного стимулирования:
1. Одобрение. Одобрение является ещё более мощным способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно вскоре повторится.
Существуют следующие правила менеджеров:
- хвалите сразу;
- хвалите работу человека;
- говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работник это сделал;
- после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.
2. Действие. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения, в место авторитарного и производить конкурентноспособный товар.
3. Вознаграждение свободным временем. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведённого срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.
4. Взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчинёнными, а также знания того, что их волнует и интересует.
5. Продвижение по служебной лестнице и личный рост. Этот способ вознаграждения требует серьёзных финансовых затрат высшего руководства. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.
6.Предоставление самостоятельности и любимой работы. Этот способ особенно хорош когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено принятием этих действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некото- рой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.
Следующие направление мотивации – участие в прибылях – является наиболее распространённой формой коллективного поощрения. Сущность системы «участия в прибылях» заключается в том, что за счёт заранее установленной доли прибыли формируется премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат ставится в зависимость от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Выплаты рабочим и служащим (в том числе и представителям высшей администрации) в порядке «участия в прибылях» не облагаются налогом.
Таким образом, предприниматели поощряются государством к распространению этой системы. Во многих случаях «участие в прибылях» предусматривает выплату всей или части премии в виде акций.
В системе «участия в прибылях» премии начисляются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятий: повышение производительности труда и снижение издержек производства. Начисляются премии, как правило, пропорционально заработной плате каждого работника с учётом личных и трудовых характеристик исполни теля: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, а также склонность к сотрудничеству, верность фирме и т. п.
Эта система, как говорилось выше, без условно хороша только для фирм, производящих конкурентноспособные товары и имеющих стабильную прибыль. Скорее всего – это крупные фирмы.
Глава 3. Использование мотивации в процессе управления персоналом строительной организации (на примере S.R.L. «Condirex – Plus»).
3.1.Характеристика предприятия.
Полное наименование фирмы: «Condirex – Plus» S.R.L.
Организационно – правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью;
Тип экономической деятельности: строительство;
Юридический адрес: Молдова, Кишинэу, ул. Каля Иешилор 61/2Е
Директор фирмы – Иваненко А.П.
Основными видами деятельности фирмы являются:
- Строительство зданий и инженерных сооружений, реконструкция, консолидация, реставрация.
- Транспортная перевозка грузов.
- Проектная деятельность всех
видов строительства,
«Condirex – Plus» SRL. - это современное предприятие, выступающее в роли заказчика и дистрибьютора жилья на рынке Молдовы. Организация, обладающая мощным производственным потенциалом, опытом работы и ресурсами для осуществления строительно-монтажных и проектных работ с целью обеспечения населения города Кишинева комфортабельным, удобным жильем. «Condirex – Plus» SRL является организацией со 100% частным капиталом.
Фирма «Condirex – Plus» зарегистрирована в Государственной Палате при Министерстве Юстиции Республики Молдова под № 1005600034698 от 08 апреля 2003 года.
В октябре 2004 года фирма получила Лицензию серии А ММII под номером № 017062, разрешающую проектную деятельность для всех категорий сооружений. Лицензия действует на период с 19.10.2004г. по 19.10.2009г
Несмотря на то, что фирма «Condirex – Plus» основана сравнительно недавно, на рынке Молдовы она уже успела достичь определенных успехов, а опыт работы накопленный учредителями и менеджментом фирмы в других предприятиях может говорить о перспективах развития предприятия на рынке недвижимости.
На сегодняшний день фирма выступает в роли заказчика и генерального подрядчика в строительстве следующих объектов:
- 2-х домов в Центральной части Кишинева по адресу ул. Еминеску, 39.
- 3-х домов по адресу: г. Кишинев, ул. И. Крянгэ, 49 общей площадью застройки 13000 кв.м. и объекта соцкультбыта площадью 400 кв.м. Процент готовности данного объекта -95%.
Необходимо отметить, что партнёрами фирмы «Condirex – Plus» являются известные молдавские и зарубежные предприятия, зарекомендовавшиеся на строительном рынке, а в своей работе фирма активно использует новые строительные и передовые технологии.
Для организации своей деятельности фирма «Condirex–Plus» оборудовала собственную производственную базу расположенную по адресу: г. Кишинэу, ул. Мунчешть, 271-А. На базе оборудовано:
Информация о работе Мотивация как основная функция менеджмента