Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы. Исследовать процесс планирования, организации и реализаций внешнеэкономических операций, получить практические навыки маркетингового анализа, стратегического планирования внешнеэкономических операций, современных методов ценообразования, технико-экономического обоснования ВЭО.
ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Анализ внутренней среды предприятия 9
1.1.1 Анализ предприятия 9
1.1.2 Продуктовый анализ 15
1.2 Анализ внешней среды предприятия 16
1.2.1 Страна 17
1.2.2 Конкуренция (анализ отрасли и предложения) 20
1.2.3 Клиент 22
1.2.4 Каналы сбыта 24
1.3 SWOT-анализ 26
1.4 Планирование стратегии внешнеэкономической деятельности пред-
приятия 29
1.4.1 Цели 29
1.4.2 Стратегия 29
1.4.3 Реализация и координация выхода на внешний рынок 30
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНТРАКТНАЯ ПОДДЕРЖКА ВЭД 31
2.1 Оценка и страхование рисков при осуществлении ВЭД 33
2.2 Прорабатывание финансовых условий контракта 39
2.3 Прорабатывание транспортных условий контракта 50
2.4 Составление проформы контракта 56
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕШ-
НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 57
3.1 Показатели эффекта и эффективности экспортного соглашения 58
3.2 Показатели финансово-экономической оценки проекта 64
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНТРОЛЬ 71
4.1 Построение отдела ВЭД на предприятии 71
4.2 Регламентация деятельности отдела ВЭД 79
ВЫВОДЫ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Внешнеэкономические риски – это особенная категория рисков, которые встречаются только при осуществлении предприятием внешнеэкономической операции.
Новейшая структура рисков ВЭД насчитывает сверх 200-т видов, которые можно объединить в 10 групп:
1) риск страны, который учитывает особенности государств-партнеров относительно ВЭД (политические, макроэкономические, криминальные, юридические). Он характеризует зависимость деятельности контрагентов от социально-экономического и политического положения их стран. В связи с этим их можно разделить на макроэкономических и макрополитических. К макроэкономическим рискам можно отнести, например, неожиданное для иностранных контрагентов введение запрещения на конвертацию валюты, которая может привести к невыполнению обязательств одним из этих контрагентов и возникновению убытков у другого. К макрополитическим рискам относится, главным образом, изменение законодательства в государстве одного из контрагентов, что может причинить убыток другому. Риск страны невозможно предусмотреть с помощью теории достоверности, поэтому он не страхуется. Однако существует возможность в известной степени спрогнозировать этот вид внешнеэкономической черточки, используя, например, метод исторического сравнения;
2)
риски ненадежности
3)
риски, которые связаны с
4)
риски реализации контракта,
5)
риск расчетов, связанный с
6) риски таможенного оформления, связанные с возникновением проблем при осуществлении процедуры таможенного оформления. В рамках этого риска возможны трудности со своевременным и полным предоставлением правильно заполненных документов таможенному брокеру, с получением разрешения на вывоз товара за границу, а также трудности, при получении этого разрешения (например, неожиданное запрещение на вывоз товара в результате неправильного оформления одного из предоставленных таможне документов). Этот риск, как правило, не страхуется, но его можно спрогнозировать в известной степени с помощью метода исторического сравнения;
7) риск, связанный с доставкой товару, связан с возникновением разного рода проблем при транспортировке грузов. К этому виду рисков относятся: риск, связанный с форс-мажорными обстоятельствами; риск, связанный с частичным повреждением или полной потерей товара при его транспортировке; риск, связанный с экспедиторской компанией и т. д.;
8) маркетинговый риск – связанный с информационной, инновационной и отраслевой неопределенностью, которые возникают в результате неэффективной деятельности специалиста по маркетингу субъекта ВЭД. К таким рискам относятся: неверное выделение целевого сегмента; разработка неэффективных мероприятий по продвижению продукции фирмы на мировой рынок; неверный расчет цен на продукцию предприятия и т. д.;
9) валютные риски, обычно связанные с существенным изменением валютных курсов между датой заключения контракта и датой осуществления платежа по контракту импортером, а также с возможным ростом инфляции, которая ведет к снижению курса национальной валюты по сравнению с валютой контракта. Для предотвращения неблагоприятных последствий наступления подобной рисковой ситуации контрагенты из разных стран обычно прибегают к такой стратегии минимизации рисков, как хеджирование;
10) управленческие риски – связанные с нерациональными решениями.
Проведем качественную оценку рисков ВЭД. Для этого проведем предыдущую оценку значимости факторов рисков с помощью метода экспертных оценок в 3-бальной рейтинговой системе (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Оценка значимости факторов риска
Виды рисков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ∑ |
1. Риск страны | 3/2 | 3/3 | 3/1 | 3/2 | 3/2 | 3/1 | 2/2 | 3/3 | 2/2 | 25 | |
2. Риск иностранный | 2/3 | 2/2 | 3/2 | 3/3 | 2/1 | 2/1 | 3/2 | 2/3 | 2/2 | 21 |
Продолжение таблицы 2.1
Виды рисков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ∑ |
партнер | |||||||||||
3. Риски условий контракта | 3/3 | 2/2 | 3/1 | 3/2 | 1/2 | 2/1 | 2/2 | 2/3 | 1/2 | 19 | |
4. Риск
реализации
товару |
1/3 | 2/3 | 1/3 | 2/3 | 2/1 | 2/1 | 3/3 | 3/2 | 2/1 | 18 | |
5. Риски расчетов | 2/3 | 3/3 | 2/3 | 3/2 | 3/1 | 3/1 | 2/2 | 2/3 | 3/2 | 21 | |
6. Риск таможенного оформления | 2/3 | 1/2 | 2/1 | 1/2 | 1/3 | 2/1 | 2/2 | 2/3 | 3/2 | 16 | |
7. Риск связанный с доставкой товару | 1/3 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/3 | 1/2 | 3/1 | 2/2 | 2/2 | 13 | |
8. Маркетинговый риск | 2/2 | 2/3 | 2/2 | 3/3 | 2/2 | 2/2 | 1/3 | 1/3 | 3/2 | 18 | |
9. Валютные риски | 3/3 | 3/2 | 3/2 | 2/3 | 3/2 | 3/2 | 2/2 | 3/1 | 3/2 | 25 | |
10. Менеджмент-риск | 2/2 | 2/2 | 2/1 | 1/2 | 2/3 | 2/3 | 2/2 | 2/3 | 2/3 | 17 | |
Вместе | 25 | 21 | 19 | 18 | 21 | 16 | 13 | 18 | 25 | 17 |
Получены оценки проранжируем за критерием значимости, результаты оформим у табл. 2.2.
Таблица 2.2
Ранжовани факторы риска
Фактор риска | Оценка |
1. Риск страны | 25 |
2. Валютные риски | 25 |
3. Риск иностранного партнера | 21 |
4. Риски расчетов | 21 |
5. Риски,
связанные с условиями |
19 |
6. Риски реализации товара | 18 |
7. Маркетинговый риск | 18 |
8. Риск менеджмента | 17 |
9. Риск таможенного оформления | 16 |
9. Риск, связанный с доставкой товару | 13 |
На
основании табл. 2.2 можно сделать
вывод, что наиболее значимыми рисками
ВЭД являются: риск страны, валютные
риски, риск иностранного партнера и
риски расчетов.
Разработаем мероприятия по страхованию ключевых рисков.
Расширение круга покупателей продукции ООО «Металлы и полимеры» предусматривает, что у ООО «Металлы и полимеры» должны появиться новые партнеры, в т.ч. иностранные, а соответственно и риски связаны с новыми для компании партнерами. Основным риском при работе с новыми партнерами является неуплата за отгрузку продукции.
Поэтому для ООО «Металлы и полимеры» при работе с каждым новым покупателем предлагается использовать в своей практике следующие три способа устранения рисков неуплаты при отгруженной продукции:
1. Предложить покупателю такой способ оплаты продукции как «предоплата» или авансовый платеж. Авансовый платеж применяется в случае, если покупатель является новым (непроверенным опытом сотрудничества) для производителя (ООО «Металлы и полимеры»). Авансовый платеж сокращает срок возвращения денег потраченных на производство и реализацию продукции назад в обращение и является очень выгодным для продавца. Соответственно для потребителя аванс является не очень выгодным, так как он рискует не получить товар после уплаты аванса. Например, если поставщик сомнителен.
2.
Получить банковскую гарантию
оплаты покупателем
3. При оплате наличностью или в кредит – необходимо внимательно проверить надежность покупателя. Направления и способы оценки надежности потенциальных покупателей ООО «Металлы и полимеры» достаточно разнообразными:
- оценка финансового состояния контрагента, его платежеспособность по данным его финансовой отчетности;
- проверить опыт работы фирмы на рынке (фирма не должна быть «молодой»; срок работы фирмы на рынке не должен быть менее 5 лет);
- проверить были у фирмы случаи несвоевременной оплаты и их причины;
-
проверить является фирма
- исследовать имидж покупателя как надежного партнера (в соответствии с отзывами других партнеров по бизнесу будущего покупателя);
- исследовать есть ли банк, который может выступить гарантом платежа покупателя.
Источниками информации об этих данных могут быть:
- финансовая отчетность покупателя;
- прошлые и теперешние партнеры покупателя по бизнесу;
- банки;
-
проверка партнера путем
Таким образом, для ООО «Металлы и полимеры» предлагается использовать в своей практике эти способы устранения рисков неуплаты за отгрузку продукции при составлении соглашения с каждым новым покупателем.
Валютные риски могут иметь следующую структуру:
а) коммерческие, то есть связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитаться по своим обязательствам;
б) операционные, то есть риски валютных убытков по конкретным операциям. Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыли или понести убытки в результате непосредственного действия изменений переменного курса на ожидаемые потоки денежных средств. Экспортер, который получил иностранную валюту за проданный товар, проигрывает от снижения курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте, тогда как импортер, который осуществляет оплату в иностранной валюте, проигрывает от повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной. Задание определения операционного риска может нуждаться в оценке ситуации, когда цена операции установлена в одной валюте, а оплата будет производиться в другой. Поэтому данные условия обязательно необходимо обсуждать в контракте.
Информация о работе Менеджмент внешнеэкономической деятельности на предприятии