Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

С целью  повышения эффективности системы  инфраструктурной поддержки малого предпринимательства проведена  добровольная аттестация территориальной агентств развития бизнеса. Для расширения видов услуг, предоставляемых объектами инфраструктуры субъектов малого предпринимательства, выделены субсидии на реализацию проектов.

Областная государственная целевая программа  «Поддержка и развитие малого предпринимательства  в Иркутской области на 2006 – 2010 гг.», как инструмент государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства  объединяет в себе положительные  результаты реализации предыдущих программ, изучения мирового опыта и опыта  других регионов Российской Федерации [59].

Таким образом, в Иркутской области разрабатывается  и реализуется множество мероприятий, способствующих развитию малого предпринимательства  на территории области. В качестве основных составляющих в развитии предпринимательства  стоит отметить повышение конкурентоспособности  предпринимательской среды в Иркутской области, что в свою очередь реализуется через комплекс определенных задач: структурные изменения в предпринимательской среде, упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных предпринимателей к консалтинговым и/или образовательным услугам, усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей, изменение отношения населения к предпринимательской деятельности. С целью снижения административных барьеров, вызванных неосведомленностью предпринимателей в вопросах земельных отношений, проведено три семинара для субъектов малого предпринимательства «Оформление земельных отношений» в городах Братск, Саянск и Свирск. Для повышения информированности предпринимателей о деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов проведено 4 семинара по безопасности бизнеса для субъектов малого предпринимательства, а также 4 «круглых стола» «Специальные вопросы предотвращения потерь в организации» в Усть-Удинском, Заларинском, Тулунском и Балаганском районах.

Следовательно, общественные объединения предпринимателей являются эффективным инструментом государственно-частного партнерства. С одной стороны, они помогают предпринимателям в решении повседневных проблем, с другой стороны, вовлекаются  в решение задач социально-экономического развития области.

Особого внимания заслуживает система координации  стратегий развития предпринимательства  на областном и муниципальном  уровнях. Для достижения целей координации  периодически проводятся семинары-тренинги, например, семинар – тренинг «Местное самоуправление и развитие предпринимательства» с главами муниципальных образований  области. На указанном семинаре обсуждались  вопросы взаимодействия областной  исполнительной власти и муниципалитетов  в выработке единых подходов в  сфере поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской  области. Такие мероприятия способствуют укреплению взаимодействия представителей малого бизнеса и государственных  органов власти.

С целью  информационной поддержки малого предпринимательства  и формирования положительного имиджа предпринимателя осуществяется  цикл публикаций о состоянии и  проблемах развития малого предпринимательства  в «Иркутской торговой газете».

С целью  повышения эффективности системы  инфраструктурной поддержки малого предпринимательства проводится добровольная аттестация территориальной агентств развития бизнеса.

Следовательно, основными направления взаимодействия власти и бизнеса в Иркутской  области являются:

  • развитие и повышение эффективности деятельности территориальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • структурные изменения в предпринимательстве. Увеличение доли малых предприятий задействованных в высокотехнологичной и производственной сферах;
  • изменение отношения предпринимателей к деятельности власти и отношения населения к малому бизнесу за счет большего информирования и популяризации предпринимательской деятельности.

 

3.2 Проект мероприятий поддержки  малого бизнеса на территории  муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район»

 

Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование выявило ряд  проблем в системе развития и  поддержки малого предпринимательства  на территории муниципального образования  «Нижнекамский муниципальный район». К выявленным проблемам относятся: отсутствие механизма поддержки  малого бизнеса, недостаточная информированность  субъектов малого предпринимательства, создание административных барьеров.

На территории муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район» может функционировать  множество организаций поддержки  малого и среднего бизнеса, предоставляющих  услуги, которые могли бы решить многие проблемы, прежде всего – это выдача льготных кредитов, образовательные и консалтинговые услуги. Активное участие предприятий муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в этих программах возможно, прежде всего, при условии информированности о них. Как правило, руководители малого и среднего бизнеса имеют слабое и/или искаженное представление об этих структурах и их деятельности и не ждут поддержки от этих организаций. В результате опроса определилась сфера функций местных организаций по содействию экономическому развитию:       

– содействие малым и средним предприятиям и их развитию;

– привлечение инвесторов и разработка бизнес-профилей местности;

– создание банка данных с информацией относительно специфики отраслей;

– создание место обращений для частных предпринимателей со всеми возникающими вопросами;

– консультирование по вопросам создания собственного предприятия;

– предоставление информационно-справочного материала;

– проведение семинаров и обучение;

– планы городского развития Нижнекамска с учетом интересов и потребностей среднего сословия;

– освоение и содержание в резерве территорий для размещения ремесленных и промышленных предприятий и для другой промышленной деятельности;

– создание кадастра помещений для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков;

– установление контактов (например, с региональными фондами или банками);

– оказание поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений (лицензии, концессии, разрешение на строительство);

– создание групп по обмену опытом;

– организация региональных ярмарок.

Существуют  различные схемы по созданию и  оформлению организаций содействия экономическому развитию, которые можно  и необходимо применять на территории муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район». Сравнительный  анализ вариантов организаций содействия экономическому развитию в муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район» представлен в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 – Анализ возможных вариантов организаций развития малого бизнеса в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»

Вариант

Преимущества

Недостатки

1. Уполномоченный по содействию экономическому развитию в структуре местной администрации

– минимальные организационные изменения

– квалифицированный руководитель отдела

  • достаточен для небольших районов или как первый этап в более крупных районах

двойная нагрузка

2. Отдел по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации

– самостоятельность и особое назначение отдела

– внутренние перестановки персонала

– вопрос наделения полномочиями

– передача компетенции

3. Муниципальный комитет по управлению имуществом как местная организация по содействию экономическому развитию

– незначительные организационные изменения

– дополнительные задачи для существующей структуры

– передача компетенций из других подразделений

– возможно только в случае высокой компетентности сотрудников

4. Агентство социально–экономического  развития (АСЭР)

– предприятие города/района

– в состав общества могут быть введены и другие организации (союзы предпринимателей, независимые специалисты)

– прежде всего для крупных городов  или как заключительная стадия развития

– эффективно, но очень дорого (необходимы дополнительные специалисты)

5. Координационно– методический совет  при главе администрации

– соединение собственного опыта с  опытом со стороны

– комиссия экспертов для  выработки рекомендаций (представители  банков, аудиторы, ученые и другие)

– возможна как дополнительная структура

– отсутствие полномочий принятия решений


 

Среди форм поддержки малого бизнеса в муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район» можно выделить бизнес–инкубаторы, технопарки, ассоциации и фонды поддержки  малого бизнеса, франчайзинг, международные  и региональные маркетинговые информационные центры (таблица 2). Все эти формы уменьшают вероятность банкротства малого предприятия через льготную передачу технологий, торговой марки (франчайзинг), информации.

 

Таблица 2 – Распространенные формы поддержки малого бизнеса, необходимые для применения в условиях развития муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»

Форма поддержки

Преимущества для малых предприятий

Ограничения использования

Ассоциации малого бизнеса

  1. Организационные преимущества
  2. Увеличение кредитных возможностей
  1. Слабая известность
  2. Ограниченные возможности

Бизнес–инкубаторы, технопарки

  1. Общая инфраструктура
  2. Оборудованные офисы

1. Эти организации могут иметь  целевую направленность (например, только для наукоемких производств), что мешает диверсификации

Франчайзинг

  1. Торговая марка
  2. Управление
  3. Технологии
  4. Инвестиции (ограниченно)
  1. Потеря самостоятельности
  2. Жесткое распределение прибыли
  3. Контроль за деятельностью

МИЦ (маркетинговый информационный центр)

  1. Консалтинг
  2. Информационное обеспечение
  3. Уменьшение издержек на внешние взаимодействия (расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов, изменения внешней среды)
  1. Ограничения технологического характера (пропускная способность каналов связи и их надёжность)
  2. Издержки использования (подключения к Интернету)
  3. Односторонность взаимодействия

 

Основные  направления деятельности муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства  в муниципальном образовании  «Нижнекамский муниципальный район» должны быть следующие:

– участие  в реализации местных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

– участие  в реализации проектов в области  малого бизнеса;

– поддержка  инновационной деятельности предпринимательских  структур.

Доходы  от деятельности должны оставаться в  распоряжении фондов и не подлежат налогообложению.

Помощь  бизнес–инкубаторов начинающим бизнесменам  Нижнекамска должна выражаться в  предоставлении новым и создающимся  фирмам доступных по стоимости аренды помещений в центрах, имеющих  развитую инфраструктуру (конференц-залы, офисная техника, услуги аудитора, нотариуса, управленческий консалтинг и прочее). Бизнес-инкубаторы могут иметь профильный характер, например, сервисных услуг (в форме обучения парикмахерскому  мастерству, центра ремесленничества), венчурные научно–производственные  объединения и прочее. Именно в  России, и особенно в Нижнекамске, создание бизнес-инкубаторов обещает  успех. В муниципальном образовании  «Нижнекамский муниципальный район» имеются пустые пользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Зачем осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, если существует возможность  использовать имеющиеся для этих целей производственные мощности. Имеется  ряд преимуществ функционирования бизнес-инкубаторов в муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район»:

– предложение  производственных площадей и аренда, которая включает в себя предоставление всех коммуникаций (проводка, водо-, газо-, тепло- и энергосбережения, но не потребление  соответствующих коммунальных услуг, что оплачивается отдельно), подключение  телефона (но плата за телефонные переговоры взимается отдельно), использование  совместных помещений (кухня, комната  для переговоров и прочее), использование  секретариата, включая работу общего секретаря (ежедневное почтовое обслуживание), консультации, опосредование контактов  и прочие сервисные услуги со стороны  руководства бизнес-инкубатора;

    • привлекательная инфраструктура: гибкое, индивидуально сориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг; современная инфраструктура с современным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон, почта; современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету; современные помещения для переговоров; совместные бытовые помещения; привлекательный внешний вид и положительный имидж;
        • предложение сервиса и обслуживания включает: опосредованно контактов с потенциальными деловыми партнерами, союзами, торговыми палатками; поддержка при решении административных и правовых проблем; получение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированные журналы, Интернет); подготовка и сопровождение при переговорах с банками; предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам предпринимательской практической деятельности, учебные программы, включаю производственно-экономические и правовые вопросы (например, ведение учета, налоги, маркетинг); организация совместного участия в выставках и ярмарках; поддержка при разработке бизнес–планов и предпринимательских стратегий.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти