Таким образом,
предприниматель попадает в среду,
которая позволяет ему с самого
начала сконцентрироваться на его собственных
производственных задачах. Уже существующие
организационные рамки и многократные
эффекты синергии, возникающие в
результате соседства с другими
предпринимателями, которые сталкиваются
с похожими проблемами, снижают риски
провала предприятий на начальной
фазе.
Конкретными
мерами по поддержке малого и среднего
бизнеса со стороны Совета муниципального
образования «Нижнекамский муниципальный
район» и создания благоприятного предпринимательского
климата могут являться:
- устранение административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий: проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории МО, предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, создание межведомственной комиссии при администрации МО по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти, а также принятие конкретных мер по результатам рассмотрения обращений предпринимателей по должностным злоупотреблениям и затягиванию сроков решения вопросов территориальными органами управления и контроля предпринимательской деятельности, пакетное оформление документов (по землеотводу, разрешения на право торговли) в согласующих инстанциях для группы малых предприятий (через фонд поддержки малых предприятий), что сэкономит время как предпринимателей, так и регулирующих организаций;
- информационное обеспечение управления малым бизнесом: учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов малого предпринимательства (например, путем ведения Реестра субъектов малого предпринимательства); проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса для оценки и прогноза развития малого предпринимательства, представления органам власти обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребительского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факт ров, влияющих на состояние различных сегментов рынка; учет мнения предпринимательской общественности при принятии решении, затрагивающих интересы малого бизнеса (введение института советников глав администрации по вопросам малого предпринимательства или создание координационно–методических советов, проведение опросов); совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развития территории (включение представителей малого бизнеса в рабочие группы по разработке проектов документов, привлечение специалистов в состав экспертных комиссий и так далее); информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения их в качестве инвесторов;
- материально–финансовая поддержка: организация фонда нежилых помещений в МО для размещения субъектов малого предпринимательства; предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы); разработка комплекса мероприятий по привлечению предприятий малого бизнеса для работы на свободных площадях промышленных предприятий в целях сохранения рабочих мест в производственной сфере и повышения эффективности работы предприятий МО; развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих направлениях: льготная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства, соответствующих стратегии развития МО. оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов, включая достартовое финансирование, использование механизма лизинга и аренды оборудования, привлечение внебюджетных источников финансирования проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно–финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства, компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам, разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов, финансирование проектов; предоставление льгот обществам взаимного кредитования и/или страхования субъектов малого предпринимательства (по арендной плате, местным налогам и прочее);
- развитие инфраструктуры для малого бизнеса: оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения; создание бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также к дистанционным средствам обучения и консультирования; создание консультационно–правового центра для обеспечения доступа малых предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства; обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки и малыми предприятиями; проведение конкурса «Лучший проект» для систематизации и распространения опыта предприятий малого бизнеса муниципального образования; разработка механизма функционирования системы «Институт–предприятие» по формированию банка вакансий для выпускников вузов с целью их трудоустройства на предприятиях муниципального образования; создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях; подготовка, издание и распространение учебно–методических пособии по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности, а также прохождению процедур регистрации, лицензирования, сертификации оформления земельно–имущественных отношений и так далее; обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение (возможно в разрезе отраслей и сфер бизнеса); развитие различных форм бизнес-инкубироваиия, включая технопарки, сервисные деловые центры малого предпринимательства, для снижения рисков при создании или расширении предприятий малого бизнеса путем предоставления предпринимателям комплексных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса и ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции;
- продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий: помощь в установлении деловых контрактов: проведение семинаров с руководителями предприятий по налогообложению, бизнес–планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и другие; формированис благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства; проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и прочее), награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и прочее; использование существующей инфраструктуры связей с общественностью местной администрации (СМИ, уличные щиты и стенды) для продвижения товаров, работ, услуг местных предприятий.
Каждое
муниципальное образование с
учетом местных условий вырабатывает
свою программу поддержки малого
бизнеса. Американские центры экономического
развития сообщества выделяют 12 слагаемых
здорового экономического роста:
- управленческая и техническая помощь компаниям, которые уже действуют, в их расширении;
- сильная кампания помощи старту предпринимателей.
- программа подготовки кадров, которая помогает новым фирмам выжить и развиваться.
- «качество жизни» от внешнего вида, культурной среды до образования.
- энергичная программа «продвижения» сообщества.
- программы подготовки кадров и трудовой климат.
- углубленный анализ потенциальных возможностей для привлечения инвестиций.
- эффективная программа уничтожения отходов.
- возможность и затраты по покупке жилья.
- маркетинговая программа, оценивающая ресурсы и потребности региона.
- благоприятный деловой климат.
- эффективное местное управление, которое не только балансирует бюджет, но также находит достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры.
По результатам
проведенного опроса руководителей
малого и среднего бизнеса анализа
социально-экономического положения
Нижнекамского муниципального образования
было построено дерево проблем и
определены связанные с ним стратегические
направления взаимодействия администрации
и бизнеса. Несмотря на наличие большого
числа организаций поддержки малого бизнеса,
сфера деятельности которых охватывает
и исследуемое муниципальное образование,
реальные примеры их взаимодействия не
являются системой и не координируются
органом местного управления. Одной из
причин этого является слабая маркетинговая
программа этих структур и, как следствие,
неинформированность об их деятельности
как совета муниципального образования
«Нижнекамский муниципальный район»,
так и субъектов малого бизнеса. Поэтому
необходимо наладить тесное взаимодействие
местной администрации с указанными структурами.
Формы могут быть самыми разнообразными:
проведение совместных совещаний; открытие
филиалов или отделений структур поддержки
малого бизнеса на территории муниципального
образования. Следующей проблемой развития
бизнеса на территории является низкая
управленческая культура таких предприятий,
слабое использование инструментов маркетинга,
финансового, проектного и стратегического
менеджмента. Существующая инфраструктура
местной администрации может быть использована
для продвижения продукции местных предприятий.
Данная мера, с одной стороны, повысит
интерес к муниципальным стендам, щитам,
привлечет дополнительные ресурсы на
функционирование, их обновление, а с другой
– будет способствовать повышению эффективности
местных предприятий. В органе местной
администрации могут организовываться
регулярные встречи с руководителями
малых предприятий, целью которых будет
являться не только обсуждение проблем
и взаимодействие по каким–либо актуальным
вопросам, но и семинары–консультации
по менеджменту.
Одной из
социально значимых проблем является
развитие малых производств, сферы
бытовых услуг. Для привлечения
бизнеса в эти сферы необходима
подготовка коммерчески выгодных проектов,
основанных на результатах маркетинговых
исследований, предоставлении льгот. Малые
производства могут создаваться
на базе досуговых учреждений (активный
досуг детей, пенсионеров и других
категорий населения в гончарных
и творческих мастерских и прочее).
Для разработки идей проектов, проведения
мозгового штурма в общественной
среде муниципального образования
«Нижнекамский муниципальный район»
необходимо обращаться к школьникам
или общественным организациям в
форме конкурсов на лучшее предположение
по конкретному проекту.
В муниципальном
образовании «Нижнекамский муниципальный
район» торговые предприятия сосредоточены
в основном вдоль центральных
автомагистралей и на центральной
площади, оставляя «белой» глубину
муниципального образования. Между
тем, по проведенным маркетинговым
исследованиям, именно там сосредоточен
неудовлетворенный спрос. Причиной непривлекательности
отдаленных от центра мест являются: несконцентрированные
людопотоки, ветхий жилой фонд, социально
неблагополучный состав жителей отдельных
домов.
Для решения
первой проблемы разрабатывается проект
создания культурно-досуговой пешеходной
зоны «Аллея познания» (комплекс, проект,
затрагивающий благоустройство, ландшафтное
проектирование, образование). Вторая
проблема требует привлечения дополнительных
инвестиций в программы реконструкции
жилого фонда, в т.ч. путем создания
товарищества собственников жилья,
реализации ипотечных схем и прочее.
Для комплексного
стратегического развития экономики
муниципального образования «Нижнекамский
муниципальный район» может быть
создана специализированная структура,
например, в форме некоммерческой
организации, именуемой, скажем, «Агентство
социально-экономического развития» (АСЭР).
Организация «неангажированной, независимой
как от администрации, так и от
других потенциальных «лоббирующих»
сил» решает проблему традиционного
недоверия бизнеса к власти. Основными
направлениями уставной деятельности
АСЭР, направленными на взаимодействие
с малым бизнесом, являются:
– привлечение
представителей малого бизнеса к разработке
общей стратегии развития муниципального
образования «Нижнекамский муниципальный
район»;
– разработка
и реализация мультипроектов развития
территории с участием малого бизнеса
в рамках общей муниципальной стратегии,
а также экспертиза проектов и организация
их ресурсообеспсчения;
– сбор
и обработка правовой, маркетинговой,
патентно–лицензионной и иной информации,
изучение конъюнктуры внутреннего рынка,
консультационная и организационно–методическая
помощь в разработке программ и проектов
в предпринимательском секторе;
– консультационное,
организационное и информационное содействие
взаимодействию российских и иностранных
предпринимателей для привлечения инвестиций;
– совершенствование
предпринимательского климата в муниципальном
образовании «Нижнекамский муниципальный
район»: в области законодательства, бюрократических
процедур, отдельных инструментов по привлечению
инвестиций и содействию в реализации
конкретных проектов.
4. Программа мер по обеспечению
выпускной квалификационной
работы
4.1 Социальная значимость внедрения
разработанных мероприятий
Развитие
малого бизнеса – ключ к эффективной
реформе местного самоуправления. В
сфере малого предпринимательства
трудится наиболее активная в экономическом
плане часть населения. А вовлечение
населения в предпринимательскую
деятельность – это, в первую очередь,
снижение социально-экономических
рисков. Малое предпринимательство
следует рассматривать как социальный
демпфер, с помощью которого решаются
вопросы занятости, сглаживается высокая
дифференциация в доходах населения,
формируется средний класс, способствующий
социально-политической стабильности
в обществе. Кроме того, малый
бизнес работает на развитие территорий,
формируя налоговую базу местных
бюджетов.
Представленный
в данной выпускной квалификационной
работе проект мероприятий поддержки
малого бизнеса на территории муниципального
образовании «Нижнекамский муниципальный
район» является весьма социально значимым
проектом, так как малый бизнес
является основой для роста и
укрепления среднего класса. Его осуществление
приведет к:
- созданию рабочих мест;
- повышению уровня жизни населения муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;
- повышению уровня занятости населения;
- снижению уровня безработицы;
- насыщению рынка товарами;
- развитию инфраструктуры.
Малый и
средний бизнес – это сфера
приложения труда и источник доходов
значительной части населения. Это
– наиболее гибкая часть рынка
труда, поглощающая основную массу трудовых
ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным
опытом, желающих иметь гибкий рабочий
день. Часто только здесь могут найти работу
женщины, молодые люди, впервые ищущие
работу, лица, имеющие невысокий уровень
образования и трудового опыта. Являясь
главным источником доходов не только
значительной части людей, занятых в его
сфере, но и членов их семей, малый и средний
бизнес может стать важным фактором роста
национального благосостояния.
Малый и
средний бизнес является потенциально
эффективным средством развития
деловых и предпринимательских
навыков у населения, повышения
степени его адаптированности к
рыночным отношениям. Позволяя гражданам
стать собственниками не только своей
рабочей силы, но и имущества, в
том числе производственного
назначения, он создает базу для
формирования среднего класса – социального
слоя, способного обеспечить прогрессивное
развитие общества, заинтересованного
в демократии и социальной стабильности.
Малые и средние предприятия
существенно повышают эффективность
всей экономики. Они наиболее гибко
реагируют на изменение потребительского
спроса, могут быстро и относительно
безболезненно менять профиль своей
деятельности в соответствии с колебаниями
экономической конъюнктуры. Они
требуют меньше ресурсов для организации
своей деятельности и не приносят
катастрофических экономических последствий
для общества в случаях их банкротства.
Малые и
средние предприятия улучшают территориальную
структуру экономики.
Что дает
малый бизнес социально незащищенным
группам населения муниципального
образования? В условиях, когда государство
не может обеспечить работой и
социальной поддержкой всех своих граждан,
малый бизнес является той сферой
деятельности, в которой могут
найти себя социально незащищенные
группы, такие, как женщины, инвалиды
и безработные. Для отдельного человека,
малый бизнес – это:
- занятость и доходы;
- возможность лучше контролировать свое будущее;
- возможность в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;
- возможность самореализоваться, проявить свои способности и таланты.
Такие потенциальные
возможности малого и среднего бизнеса
заставляют уделять серьезное внимание
его развитию.
Социальная
значимость малого бизнеса для всего
общества в целом и для отдельно
взятого человека в частности, во-многом
зависит от того объема социальной
ответственности, которую малый
бизнес может взять на себя для
решения конкретных проблем общества.
Данные социологических опросов, проведенных
на данную тему, свидетельствуют о
том, что под социальной ответственностью
большая часть населения понимает
заботу о людях: благотворительность,
меценатство, заботу об обществе в целом,
социальные гарантии и льготы работникам
частных предприятий.
В необходимости
поддержки малого предпринимательства
можно выделить следующие аспекты: