Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Таким образом, предприниматель попадает в среду, которая позволяет ему с самого начала сконцентрироваться на его собственных  производственных задачах. Уже существующие организационные рамки и многократные эффекты синергии, возникающие в  результате соседства с другими  предпринимателями, которые сталкиваются с похожими проблемами, снижают риски  провала предприятий на начальной  фазе.

Конкретными мерами по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны Совета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный  район» и создания благоприятного предпринимательского климата могут являться:

  • устранение административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий: проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории МО, предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, создание межведомственной комиссии при администрации МО по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти, а также принятие конкретных мер по результатам рассмотрения обращений предпринимателей по должностным злоупотреблениям и затягиванию сроков решения вопросов территориальными органами управления и контроля предпринимательской деятельности, пакетное оформление документов (по землеотводу, разрешения на право торговли) в согласующих инстанциях для группы малых предприятий (через фонд поддержки малых предприятий), что сэкономит время как предпринимателей, так и регулирующих организаций;
      • информационное обеспечение управления малым бизнесом: учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов малого предпринимательства (например, путем ведения Реестра субъектов малого предпринимательства); проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса для оценки и прогноза развития малого предпринимательства, представления органам власти обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребительского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факт ров, влияющих на состояние различных сегментов рынка; учет мнения предпринимательской общественности при принятии решении, затрагивающих интересы малого бизнеса (введение института советников глав администрации по вопросам малого предпринимательства или создание координационно–методических советов, проведение опросов); совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развития территории (включение представителей малого бизнеса в рабочие группы по разработке проектов документов, привлечение специалистов в состав экспертных комиссий и так далее); информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения их в качестве инвесторов;
          • материально–финансовая поддержка: организация фонда нежилых помещений в МО для размещения субъектов малого предпринимательства; предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы); разработка комплекса мероприятий по привлечению предприятий малого бизнеса для работы на свободных площадях промышленных предприятий в целях сохранения рабочих мест в производственной сфере и повышения эффективности работы предприятий МО; развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих направлениях: льготная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства, соответствующих стратегии развития МО. оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов, включая достартовое финансирование, использование механизма лизинга и аренды оборудования, привлечение внебюджетных источников финансирования проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно–финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства, компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам, разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов, финансирование проектов; предоставление льгот обществам взаимного кредитования и/или страхования субъектов малого предпринимательства (по арендной плате, местным налогам и прочее);
  • развитие инфраструктуры для малого бизнеса: оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения; создание бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также к дистанционным средствам обучения и консультирования; создание консультационно–правового центра для обеспечения доступа малых предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства; обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки и малыми предприятиями; проведение конкурса «Лучший проект» для систематизации и распространения опыта предприятий малого бизнеса муниципального образования; разработка механизма функционирования системы «Институт–предприятие» по формированию банка вакансий для выпускников вузов с целью их трудоустройства на предприятиях муниципального образования; создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях; подготовка, издание и распространение учебно–методических пособии по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности, а также прохождению процедур регистрации, лицензирования, сертификации оформления земельно–имущественных отношений и так далее; обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение (возможно в разрезе отраслей и сфер бизнеса); развитие различных форм бизнес-инкубироваиия, включая технопарки, сервисные деловые центры малого предпринимательства, для снижения рисков при создании или расширении предприятий малого бизнеса путем предоставления предпринимателям комплексных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса и ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции;
      • продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий: помощь в установлении деловых контрактов: проведение семинаров с руководителями предприятий по налогообложению, бизнес–планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и другие; формированис благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства; проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и прочее), награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и прочее; использование существующей инфраструктуры связей с общественностью местной администрации (СМИ, уличные щиты и стенды) для продвижения товаров, работ, услуг местных предприятий.

Каждое  муниципальное образование с  учетом местных условий вырабатывает свою программу поддержки малого бизнеса. Американские центры экономического развития сообщества выделяют 12 слагаемых здорового экономического роста:

                  • управленческая и техническая помощь компаниям, которые уже действуют, в их расширении;
                  • сильная кампания помощи старту предпринимателей.
                  • программа подготовки кадров, которая помогает новым фирмам выжить и развиваться.
                  • «качество жизни» от внешнего вида, культурной среды до образования.
                  • энергичная программа «продвижения» сообщества.
                  • программы подготовки кадров и трудовой климат.
                  • углубленный анализ потенциальных возможностей для привлечения инвестиций.
                  • эффективная программа уничтожения отходов.
                  • возможность и затраты по покупке жилья.
                  • маркетинговая программа, оценивающая ресурсы и потребности региона.
                  • благоприятный деловой климат.
                  • эффективное местное управление, которое не только балансирует бюджет, но также находит достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры.

По результатам  проведенного опроса руководителей  малого и среднего бизнеса анализа  социально-экономического положения  Нижнекамского муниципального образования  было построено дерево проблем и  определены связанные с ним стратегические направления взаимодействия администрации  и бизнеса. Несмотря на наличие большого числа организаций поддержки малого бизнеса, сфера деятельности которых охватывает и исследуемое муниципальное образование, реальные примеры их взаимодействия не являются системой и не координируются органом местного управления. Одной из причин этого является слабая маркетинговая программа этих структур и, как следствие, неинформированность об их деятельности как совета муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», так и субъектов малого бизнеса. Поэтому необходимо наладить тесное взаимодействие местной администрации с указанными структурами. Формы могут быть самыми разнообразными: проведение совместных совещаний; открытие филиалов или отделений структур поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования. Следующей проблемой развития бизнеса на территории является низкая управленческая культура таких предприятий, слабое использование инструментов маркетинга, финансового, проектного и стратегического менеджмента. Существующая инфраструктура местной администрации может быть использована для продвижения продукции местных предприятий. Данная мера, с одной стороны, повысит интерес к муниципальным стендам, щитам, привлечет дополнительные ресурсы на функционирование, их обновление, а с другой – будет способствовать повышению эффективности местных предприятий. В органе местной администрации могут организовываться регулярные встречи с руководителями малых предприятий, целью которых будет являться не только обсуждение проблем и взаимодействие по каким–либо актуальным вопросам, но и семинары–консультации по менеджменту.

Одной из социально значимых проблем является развитие малых производств, сферы  бытовых услуг. Для привлечения  бизнеса в эти сферы необходима подготовка коммерчески выгодных проектов, основанных на результатах маркетинговых  исследований, предоставлении льгот. Малые  производства могут создаваться  на базе досуговых учреждений (активный досуг детей, пенсионеров и других категорий населения в гончарных  и творческих мастерских и прочее). Для разработки идей проектов, проведения мозгового штурма в общественной среде муниципального образования  «Нижнекамский муниципальный район» необходимо обращаться к школьникам или общественным организациям в  форме конкурсов на лучшее предположение  по конкретному проекту.

В муниципальном  образовании «Нижнекамский муниципальный  район» торговые предприятия сосредоточены  в основном вдоль центральных  автомагистралей и на центральной  площади, оставляя «белой» глубину  муниципального образования. Между  тем, по проведенным маркетинговым  исследованиям, именно там сосредоточен неудовлетворенный спрос. Причиной непривлекательности отдаленных от центра мест являются: несконцентрированные людопотоки, ветхий жилой фонд, социально неблагополучный состав жителей отдельных домов.

Для решения  первой проблемы разрабатывается проект создания культурно-досуговой пешеходной зоны «Аллея познания» (комплекс, проект, затрагивающий благоустройство, ландшафтное  проектирование, образование). Вторая проблема требует привлечения дополнительных инвестиций в программы реконструкции  жилого фонда, в т.ч. путем создания товарищества собственников жилья, реализации ипотечных схем и прочее.

Для комплексного стратегического развития экономики  муниципального образования «Нижнекамский  муниципальный район» может быть создана специализированная структура, например, в форме некоммерческой организации, именуемой, скажем, «Агентство социально-экономического развития» (АСЭР). Организация «неангажированной, независимой  как от администрации, так и от других потенциальных «лоббирующих»  сил» решает проблему традиционного  недоверия бизнеса к власти. Основными  направлениями уставной деятельности АСЭР, направленными на взаимодействие с малым бизнесом, являются:

– привлечение представителей малого бизнеса к разработке общей стратегии развития муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;

– разработка и реализация мультипроектов развития территории с участием малого бизнеса в рамках общей муниципальной стратегии, а также экспертиза проектов и организация их ресурсообеспсчения;

– сбор и обработка правовой, маркетинговой, патентно–лицензионной и иной информации, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, консультационная и организационно–методическая помощь в разработке программ и проектов в предпринимательском секторе;

– консультационное, организационное и информационное содействие взаимодействию российских и иностранных предпринимателей для привлечения инвестиций;

– совершенствование предпринимательского климата в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»: в области законодательства, бюрократических процедур, отдельных инструментов по привлечению инвестиций и содействию в реализации конкретных проектов.

 

 

4. Программа мер по обеспечению  выпускной квалификационной   работы

 

4.1 Социальная значимость внедрения  разработанных мероприятий

 

Развитие  малого бизнеса – ключ к эффективной  реформе местного самоуправления. В  сфере малого предпринимательства  трудится наиболее активная в экономическом  плане часть населения. А вовлечение населения в предпринимательскую  деятельность – это, в первую очередь, снижение социально-экономических  рисков. Малое предпринимательство  следует рассматривать как социальный демпфер, с помощью которого решаются вопросы занятости, сглаживается высокая  дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе. Кроме того, малый  бизнес работает на развитие территорий, формируя налоговую базу местных  бюджетов.

Представленный  в данной выпускной квалификационной работе проект мероприятий поддержки  малого бизнеса на территории муниципального образовании «Нижнекамский муниципальный  район» является весьма социально значимым проектом, так как малый бизнес является основой для роста и  укрепления среднего класса. Его осуществление  приведет к:

  • созданию рабочих мест;
  • повышению уровня жизни населения муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»;
  • повышению уровня занятости населения;
  • снижению уровня безработицы;
  • насыщению рынка товарами;
  • развитию инфраструктуры.

Малый и  средний бизнес – это сфера  приложения труда и источник доходов  значительной части населения. Это  – наиболее гибкая часть рынка  труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, лица, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта. Являясь главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей, малый и средний бизнес может стать важным фактором роста национального благосостояния.

Малый и  средний бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских  навыков у населения, повышения  степени его адаптированности к  рыночным отношениям. Позволяя гражданам  стать собственниками не только своей  рабочей силы, но и имущества, в  том числе производственного  назначения, он создает базу для  формирования среднего класса – социального  слоя, способного обеспечить прогрессивное  развитие общества, заинтересованного  в демократии и социальной стабильности. Малые и средние предприятия  существенно повышают эффективность  всей экономики. Они наиболее гибко  реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей  деятельности в соответствии с колебаниями  экономической конъюнктуры. Они  требуют меньше ресурсов для организации  своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий  для общества в случаях их банкротства.

Малые и  средние предприятия улучшают территориальную  структуру экономики.

Что дает малый бизнес социально незащищенным группам населения муниципального образования? В условиях, когда государство  не может обеспечить работой и  социальной поддержкой всех своих граждан, малый бизнес является той сферой деятельности, в которой могут  найти себя социально незащищенные группы, такие, как женщины, инвалиды и безработные. Для отдельного человека, малый бизнес – это:

  • занятость и доходы;
  • возможность лучше контролировать свое будущее;
  • возможность в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;
  • возможность самореализоваться, проявить свои способности и таланты.

Такие потенциальные  возможности малого и среднего бизнеса  заставляют уделять серьезное внимание его развитию.

Социальная  значимость малого бизнеса для всего  общества в целом и для отдельно взятого человека в частности, во-многом зависит от того объема социальной ответственности, которую малый  бизнес может взять на себя для  решения конкретных проблем общества. Данные социологических опросов, проведенных  на данную тему, свидетельствуют о  том, что под социальной ответственностью большая часть населения понимает заботу о людях: благотворительность, меценатство, заботу об обществе в целом, социальные гарантии и льготы работникам частных предприятий.

В необходимости  поддержки малого предпринимательства  можно выделить следующие аспекты:

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти