Малый бизнес и муниципальные власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 188.13 Кб (Скачать)

Экономический аспект – сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.

Социальный  аспект – региональное предпринимательство  решает важнейшую социально-экономическую  задачу – вовлечение населения в  социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.

Развитие  малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности.

Сектор  малого предпринимательства создает  новые рабочие места, а, следовательно, способствует снижению уровня безработицы  и социальной напряженности.

Политический  аспект – в субъектно-объектных  отношениях «власть – бизнес –  общество» малые и средние  предприниматели имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.

Слой  мелких собственников проявляет  наибольшую активность при возникновении  угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных  и средних собственников для  владельцев малых предприятий их собственность, зачастую, является единственным средством к существованию и  важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Необходимость поддержки малого предпринимательства  связана с необходимостью компенсации  неравных условий, в которых находятся  субъекты малого предпринимательства  по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства и  инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного  содействия и координации со стороны  государственных структур.

Таким образом, значимость развития малого бизнеса  для экономики муниципального образования  трудно переоценить: это и высокая  динамика развития субъектов малого бизнеса, и высокая эффективность, и конкурентоспособность, достигаемые за счет гибкой реакции малого бизнеса на изменения во внешней среде, и социальный аспект развития малого бизнеса – занятость населения в этом секторе.

 

4.2 Математическое и статистическое  обеспечение выпускной квалификационной  работы

 

Статистические  анализ данных решает множество задач, для которых могут быть использованы различные статистические методы.

Средняя величина является в большинстве  случаев весьма информативной мерой  «центрального положения» наблюдаемой  переменной. При этом следует помнить, что процедура поиска средних  величин будет зависеть от типа переменной.

В проводимом исследовании поддержки малого бизнеса  в муниципальном образовании  использовались переменные номинальные, где в качестве средней величины берется мода как наиболее часто  встречающееся значении.

Так при  ответах на вопрос «Оцените текущее  финансовое состояние Вашего бизнеса» 250 респондентов выбрали альтернативы вопроса (а – Устойчивое, хватает  для поддержания бизнеса, есть источники  для его развития, б – Относительно устойчивое, для поддержания бизнеса  хватает, для развития нет, в –  Неустойчивое, не хватает для поддержания  текущего состояния бизнеса, г –  Ухудшается с каждым днем, д –  затрудняюсь ответить).

Модой в  данном случае будет альтернатива «б», частота которой равняется 150. Иными  словами, в группе распространено скорее относительно устойчивое положение  дел, при этом средств хватает  только для поддержания бизнеса, а для развития нет средств.

 

4.3 Правовое обеспечение  выпускной квалификационной работы

 

В данной работе были рассмотрена и проанализирована система поддержки малого бизнеса  в муниципальном образовании. В этой связи необходимо указать, какие именно правовые документы использовались.

Во-первых, была использована Конституция  Российской Федерации.

Во-вторых, Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует обеспечение  прав и свобод граждан в области  реализации прав и свободы выбора.

В соответствии со статьями 17 и 75 Конституции Республики Татарстан  Программа поддержки малого предпринимательства  в Республике Татарстан является одним из важнейших элементов  государственной экономической  политики Республики Татарстан и  определяет основные принципы, направления  и средства достижения целей по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства  в Республике Татарстан.

Законом от 21 октября 2005 г. № 105-ЗРТ утверждена Программа поддержки малого предпринимательства  в Республике Татарстан на 2005–2010 годы.

Малое предпринимательство  обладает стабилизирующим эффектом для экономики, – это гибкость и моментальная приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способность  быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять  новые технологии и научные разработки. По данным выборочного статистического  обследования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий Республики Татарстан по основным показателям  их деятельности, проведенного Территориальным  органом Федеральной службы государственной  статистики по Республике Татарстан  в декабре 2003 года, анализ добавленной  стоимости в субъектах малого предпринимательства свидетельствует  о том, что промежуточное потребление  на малых предприятиях на 7–10% (у  индивидуальных предпринимателей более чем на 15%) ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для значительного увеличения количества рабочих мест, расширения налоговой базы, роста национального дохода и обеспечения выпуска импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Кроме того, на базе малого и среднего бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Всем этим обуславливается необходимость реализации государственной экономической политики в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан.

28 февраля 2001 года был  принят Закон Республики Татарстан  № 679 «Об утверждении Государственной  комплексной программы Республики  Татарстан по развитию малого  предпринимательства на 2001–2004 годы»  (далее – Программа на 2001–2004 годы).

Действуют Постановления  Кабинета Министров Республики Татарстан:

  • от 28.04.2001 № 240 «О проведении сертификации услуг розничной торговли в Республике Татарстан»;
  • от 28.08.2001 № 583 «Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна»;
  • от 28.08.2001 № 584 «О создании республиканского банка данных о незадействованных площадях и оборудовании»;
  • от 28.08.2001 № 586 «О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства»;
  • от 28.08.2001 № 589 «Об утверждении Регламента взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности при представлении ими отчетности»;
  • от 24.01.2002 № 30 «Об Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан»;
  • от 19.02.2002 № 73 «О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства»;
  • от 21.06.2002 № 359 «Об утверждении Регламента универсальной процедуры предрегистрационной подготовки документов по принципу «одного окна»;
  • от 24.06.2002 № 365 «Об Аукционном центре Республики Татарстан»;
  • от 19.07.2002 № 433 «Об утверждении Регламента изъятия и предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по принципу «одного окна»;
  • от 20.01.2003 N 21 "О создании межведомственных комиссий по предварительному согласованию места размещения объектов строительства";
  • от 06.09.2002 № 536 «О развитии фермерских хозяйств и крестьянских подворий»;
  • от 16.10.2002 № 613 «О введении упрощенной процедуры согласования отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника»;
  • от 12.11.2002 № 640 «О мерах по созданию республиканского инновационно-производственного технопарка «Идея»;
  • от 20.03.2003 № 159 «О мерах по обеспечению поступлений от сдачи в аренду государственного имущества»;
  • от 26.05.2003 № 285 «О дальнейших мерах по развитию сети автозаправочных станций в Республике Татарстан»;
  • от 24.11.2003 № 607 «О проведении на территории Республики Татарстан выборочного статистического обследования индивидуальных предпринимателей по итогам их работы за ноябрь 2003 года».

Также действуют:

  • распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2004 510-р;
  • Указ Президента Республики Татарстан от 05.01.2002 № УП-7 «О создании Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан».

 

4.4 Социологическое обеспечение  выпускной квалификационной    работы

 

Программа социологического исследования поддержки малого бизнеса в муниципальном  образовании

Формулировка и обоснование  проблемы исследования.

Малый и  средний бизнес играет все более заметную социально-экономическую роль в обществе.

Взаимоотношение государственных и предпринимательских  структур - важнейший элемент хозяйственной практики. Вместе с тем, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что взаимодействие малого бизнеса и властных структур на местах носит весьма противоречивый характер.

С одной  стороны, местные власти заинтересованы в развитии малого предпринимательства  в силу ряда причин. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный  бюджет. Малый предприятия способствуют также развитию территории, в том  числе рациональному использованию  свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров  и услуг, решению проблем занятости  и общему росту доходов, что, в  конечном счет, ведет к улучшению  условий жизни населения.

На территории муниципального образования может  функционировать множество организаций  поддержки малого бизнеса, задача которых  состоит в решении выделенных выше проблем. Но эти структуры часто  оказываются мало известны среди  предпринимателей, они не координируют свои действия друг с другом, не реализуют  системного подхода и в итоге  оказываются неэффективными.

С помощью  специальной системы льгот и  стимулов (снижение тарифов, налогов, платы  за сырье и материалы, электроэнергию и воду, аренду территории или помещения на определенный срок и так далее) местные власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее важны для социального и экономического развития территории.

Малый бизнес, со своей стороны, имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия  заинтересованы в тесном и эффективном  сотрудничестве с органами власти на местах - ведь большинство проблем развития малого бизнеса связано именно с решением вопросов регионального и местного значения. В пределах региона хорошо известны основные производители потребители, нетрудно выявить рациональные экономические связи, найти тех, кто заинтересован в налаживании контактов по созданию рыночной инфраструктуры. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйств самостоятельных регионов малое предпринимательство может рассматриваться как важное средство оптимизации региональной экономики.

Поддержка малого бизнеса на территории муниципального образования может стать инструментом социально-экономического развития территории, что соответственно положительно отразится состоянии муниципального образования. Следовательно, необходимо провести социологическое исследование, которое позволит выявить механизмы по поддержке малого бизнеса в муниципальном образовании.

Целью исследования является исследование системы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».

Объект исследования – выступают руководители предприятий малого бизнеса и результаты социологических исследований.

Предметом исследования являются формы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании.

Логический анализ основных понятий.

Малый бизнес - это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

Бизнес – это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности.

Форма предпринимательства - система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. В зависимости от численности работающего персонала предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. В Российской Федерации для отнесения предприятий к малым (независимо от организационно-правовой формы) принимается один показатель: численность персонала, находящегося в штате, и работников, занятых на основе гражданско-правовых договоров.

Формы поддержки малого бизнеса: снижение тарифов, налогов, платы за сырье и материалы, электроэнергию и воду, аренду территории или помещения на определенный срок и так далее.

Информация о работе Малый бизнес и муниципальные власти