Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
Как следует из приведенного текста, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе утверждать внутренние документы общества, за исключением:
- тех внутренних документов, которые в соответствии с Законом утверждаются общим собранием акционеров. К ним относятся те из них, которые регулируют деятельность органов общества: положение о проведении общего собрания акционеров, положение о правлении (дирекции) общества, положение о генеральном директоре (директоре) общества и т.п.;
- тех внутренних документов, утверждение которых уставом общества отнесено к компетенции исполнительных органов общества.
Таким образом, если уставом общества утверждение локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не закреплено за исполнительными органами общества, право их утверждать принадлежит совету директоров (наблюдательному совету) общества.
По мнению авторов настоящей работы, такое решение вопроса нецелесообразно по следующим причинам:
- к компетенции совета директоров Законом не отнесено регулирование трудовых отношений в обществе;
- представителем акционерного общества - работодателя - во взаимоотношениях с работниками, их представителями традиционно является исполнительный орган общества. Согласно п. 2 ст. 69 "Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)" Закона последний утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Исходя из изложенного, в текст устава целесообразно внести соответствующую запись, предварительно решив, кто будет утверждать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, - генеральный директор (директор) или правление (дирекция) общества.
Утвердив в уставе общества положение о том, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, утверждает, например, директор, общество тем самым обязывает его руководствоваться положениями ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" и ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права" ТК РФ.
Накопив известный опыт разработки и утверждения таких актов в соответствии с положениями ТК РФ, целесообразно перейти к разработке Положения о порядке принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, общества.
Основная цель такого Положения - регламентировать процедуру разработки проектов актов - порядок их принятия и отмены, внесения в них изменений и дополнений, согласования с соответствующими службами, подразделениями, должностными лицами и т.п., определив предварительно подразделения и должностных лиц, ответственных за проведение той или иной работы.
В Положении следует перечислить в соответствии с ТК РФ все случаи, когда трудовые отношения должны или могут регламентироваться соответствующими локальными нормативными актами. Например, в обществе обязательно должен быть принят такой локальный нормативный акт, каковыми являются Правила внутреннего трудового распорядка общества (ст. 189 ТК РФ). В свою очередь, порядок и условия предоставления работникам дополнительных отпусков могут определяться коллективным договором или локальными нормативными актами.
Перечисляя в Положении все случаи, при которых должны или могут быть приняты локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, необходимо указать, принимаются ли они с учетом мнения профсоюзного комитета или без учета его мнения, как это предусмотрено соответствующими статьями ТК РФ. В противном случае работники, разрабатывающие акты, могут по забывчивости или незнанию не учесть требования ТК РФ.
Если же коллективным договором, соглашениями предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ), то на это обстоятельство необходимо указать в Положении.
Разработчикам актов следует напомнить, внеся соответствующий пункт в Положение, о том, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными (аб. 4 ст. 8 ТК РФ).
§ 3. О перечне локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, которые согласно ТК РФ принимает работодатель
В настоящем параграфе приводятся и комментируются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые в соответствии с ТК РФ должен или вправе принимать работодатель; указывается, в каких случаях он принимает эти акты с учетом мнения профсоюзного комитета.
1. Как следует из текста статьи 88 "Передача персональных данных работника" ТК РФ работодатель должен принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок передачи персональных данных работника в пределах одной организации. Работник должен быть ознакомлен с этим актом под расписку. Учета мнения представительного органа работника при принятии указанного акта не требуется.
Главой 14 "Защита персональных данных работника" ТК РФ, ее статьями 85-90, в трудовое законодательство введена новация: установлен порядок защиты сведений о работнике. Персональные данные работника - это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. В свою очередь, обработка персональных данных работника - это получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных о работнике.
Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
2. Согласно аб. 8 ст. 94 "Продолжительность ежедневной работы (смены)" ТК РФ для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видео съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнем категорий этих работников, утверждаемых Правительством РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.
В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что действие аб. 8 ст. 94 распространяется на указанных в нем работников, если они включены в перечни категорий этих работников, утверждаемых Правительством РФ. Если же они в такие перечни не включены, то продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается на общих основаниях.
В тех случаях, когда продолжительность ежедневной работы (смены) работников, включенных в указанные перечни, не установлена в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором либо трудовым договором, она может быть установлена локальным нормативным актом организации. Учета мнения представительного органа работников при принятии такого локального нормативного акта не требуется.
3. В соответствии с аб. 4 ст. 96 "Работа в ночное время" ТК РФ продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Следует полагать, что в сложившейся ситуации, при которой допускается выбор варианта порядка утверждения указанного списка, выбор работодателя будет однозначным. Он попытается утвердить список посредством принятия локального нормативного акта, поскольку в аб. 4 ст. 96 не сказано, что этот список должен быть принят с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профком. Свободный в своих действиях работодатель может составить и утвердить этот список, исходя исключительно из своих соображений.
В интересах же работников целесообразно, чтобы список определялся коллективным договором. При его разработке профком может выдвинуть свои предложения по составу включаемых в него работников, по виду и размерам компенсации, которые они получат за увеличение продолжительности рабочего времени.
4. Согласно аб. 6 ст. 96 "Работа в ночное время" порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации и профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемым Правительством РФ, может определяться коллективным договором, локальными нормативными актом или соглашением сторон трудового договора.
В тексте аб. 6 ст. 94 непонятно, о каком порядке работы в ночное время говорится. Исходя из контекста ст. 94, можно полагать, что имеется в виду продолжительность работы в ночное время работников, указанных в ее аб. 6. Тем не менее, возможно и другое. Например, речь может идти также о суммированном учете рабочего времени этих работников, о чем-то ином.
В том случае, если указанный выше порядок определяется локальным нормативным актом, учета мнения представительного органа работников при его принятии не требуется.
Что же касается работников, то им выгодно, чтобы порядок их работы в ночное время - ее продолжительность, механизм учета рабочего времени, компенсации за ночную работу, иные условия труда и отдыха регулировались коллективным договором, но не локальным нормативным актом или соглашениями сторон при заключении трудовых договоров. Если же при заключении новых трудовых договоров кому-то будет установлен более благоприятный порядок работы в ночное время, чем тот, который определен коллективным договором, то это не приносит вреда основной массе работников.
5. Текстом абзаца 3 ст. 103 "Сменная работа" предусмотрено, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Казалось бы, все ясно. Работодатель принимает локальный нормативный акт-график (графики) сменности с учетом мнения представительного органа работников. Однако последнее предложение аб. 3 ст. 103, - графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору, - открывает перед профкомом возможность перевести отношения с работодателем по этому вопросу в русло коллективных переговоров при разработке коллективного договора.
Перевести в ту сферу, в которой профком выступает равноправной стороной, а не просто высказывает свое мнение, которое может быть не услышано работодателем. К тому же работодатель обязан учитывать мнение не всякого профсоюзного комитета, а только такого, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации (ст. 372 ТК РФ).
Другое дело, если графики сменности являются приложением к коллективному договору (словосочетание "как правило" на деле означает, что графики сменности могут не быть приложением к коллективному договору). Отсюда задача-минимум профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали приложением к коллективному договору, имея в виду, что тогда графики будут составляться в договорном порядке.
Со своей стороны работодатель может отказаться включить графики в коллективный договор в качестве приложения или предложить, чтобы графики стали таким приложением после их утверждения "с учетом мнения", что вытекает, хотя и с известными оговорками, из текста аб. 3 ст. 103.
В свою очередь, задача-максимум для профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали составной частью коллективного договора. Формула "графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору" не только допускает, но и предполагает такую возможность. Тогда графики сменности будут утверждаться в договорном порядке, но не единолично работодателем.
6. В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюзного органа данной организации.
В связи с изложенным напомним читателям, во-первых, о том, что порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных правовых актов приводится в статье 372 ТК РФ. Об этом порядке рассказано в § 2 настоящей главы.
Во-вторых, возникает вопрос, - о каком локальном нормативном акте идет речь в статье 105? Дело в том, что согласно ст. 189 ТК РФ "Дисциплина труда и трудовой распорядок организации" режим работы и время отдыха регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка. Отсюда следует, что порядок разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен, если в этом есть необходимость, правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Профком, со своей стороны, заинтересован в этом, поскольку перед ним открывается возможность при принятии порядка разделения рабочего дня на части избежать его утверждения работодателем, который может и не учесть мнение профкома.
Такая возможность открывается потому, что согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложениями к коллективному договору. А раз так, профкому целесообразно настоять на том, чтобы упомянутые правила стали составной частью коллективного договора с тем, чтобы ввести их утверждение в рамки переговорного процесса.