Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:48, реферат
В работе рассматриваются вопросы и приводятся локальные нормативные акты по труду, имеющие отношение к организациям независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, и имеющие для работодателей и работников наибольшее практическое значение.
Если это так, то необоснованно, с точки зрения интересов развития трудовых отношений, их совершенствования, ограничиваются права работников и работодателя самостоятельно определять сферы трудовых отношений, требующих регулирования посредством локальных нормативных актов, не дожидаясь годами заключения нового коллективного договора.
В частности, ТК РФ не обязывает работодателя принять Положение об охране труда работников организации. А такой акт необходим: каждый работник должен знать свои права на охрану его труда и обязанности администрации по ее обеспечению. В свою очередь, представители администрации, прежде всего ее линейный персонал, должны знать свои обязанности по охране труда работников. Особым Положением должна быть закреплена процедура найма работников, структура трудового договора и т.д.
В связи с этим остается надеяться, что практика применения положений аб. 1 ст. 8 не пойдет по пути ограничения возможностей работодателя и работников самим решать вопрос о том, какой локальный нормативный акт им нужен помимо тех, которые предусмотрены законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором.
Вместе с тем, представляется, что при внесении изменений в ТК РФ текст аб. 1 ст. 8 целесообразно уточнить:
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, на основе и во исполнение законов, иных нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, а также по собственной инициативе в пределах своей компетенции.
Отметим также, что в абз. 1 ст. 8, к сожалению, не сказано о том, что случаи, в которых работодатель обязан принимать локальные нормативные акты, приведены в различных статьях ТК РФ.
3. Согласно абз. 2 ст. 8 в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Положения абз. 2 ст. 8 находят свое развитие в ст. 372 ТК РФ:
Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование к нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Если мы вернемся к тексту аб. 2 ст. 8, то увидим, что речь в нем идет о том, что работодатель в определенных случаях учитывает мнение представительного органа работников. Однако порядок учета мнения представительного органа работников, будь то профсоюзная организация или какой-либо иной представительный орган, в аб. 2 ст. 8 не изложен. Поэтому не известно, - что такое учет мнения представительного органа работников. Что же касается ст. 372, то в ней раскрывается учет мнения представительного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа (ни о каком ином представительном органе работников речь в ст. 372 не идет). Причем только такого выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.
Отсюда следует, что если в организации действуют две первичные профсоюзные организации, каждая из которых представляет интересы 50% работников, то действие ст. 372 на них не распространяется. Таким образом, в ситуациях, когда в организации нет выборного профсоюзного органа, представляющего интересы большинства ее работников, их мнение при принятии того или иного локального нормативного акта, затрагивающего их интересы, останется работодателем не учтенным.
Как могут поступить работники в данном и подобных случаях для того, чтобы вынудить работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа в порядке, предусмотренном ст. 372?
Во-первых, согласно ст. 30 "Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза" ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. В данной статье речь идет о работниках вообще, ее текст носит общий характер.
Тем не менее, можно сделать вывод о том, что каждый работник, не являющийся членом профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем. Отметим, что в данном случае право работника не означает обязанность профсоюзного органа принять его предложение. В этом смысле текст ст. 30 слишком прямолинеен и категоричен.
Что же касается формальной стороны дела, то такое уполномочие целесообразно, по нашему мнению, оформить в виде выдачи доверенности в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса РФ. В противном случае, при желании, работодатель может оспорить право органа первичной профсоюзной организации представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза. Если в результате уполномочия количество членов профсоюза и нечленов профсоюза, интересы которых представляет указанный профсоюзный орган, составит большинство работников организации, вступает в силу ст. 372 ТК РФ.
Во-вторых. Согласно ст. 31 "Иные представители работников" ТК РФ при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией полномочий.
Таким образом, общее собрание (конференция) работников может поручить представление интересов работников первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины персонала организации. Если в результате такого решения общего собрания (конференции) работников указанная профсоюзная организация станет представлять интересы большинства работников организации, вступают в силу положения ст. 372 ТК РФ.
4. Вернемся к тексту абз. 2 ст. 8. В нем сказано, что в случаях, предусмотренных, в том числе, коллективным договором работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
В связи с этим обратим внимание читателей на следующее обстоятельство. В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен принять работодатель. Эти акты делятся на две группы.
К первой группе относятся акты, которые работодатель должен принять с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.
Ко второй группе относятся акты, в отношении которых в ТК РФ не сказано, что они должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, т.е. работодатель принимает эти акты, не будучи обязанным обращаться к мнению профкома. Положения абз. 2 ст. 8 дают возможность обязать работодателя принимать акты, отнесенные нами ко второй группе, все или некоторые из них, с учетом мнения профкома. Для этого необходимо внести соответствующую запись в коллективный договор.
5. В соответствии с абз. 3 ст. 8 коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Этим очень важным для профсоюзных органов всех уровней установлением, им целесообразно воспользоваться при ведении переговоров и заключении соглашений всех уровней и коллективных договоров. Отметим, что в тех случаях, когда действие соглашений распространяется на данную организацию, включить в коллективный договор условие о принятии локальных нормативных актов по согласованию с профсоюзным органом не составит для последнего труда. Если же действие соглашений на организацию не распространяется, то работодатель вправе не согласиться с предложением профсоюзного органа включить соответствующее условие в коллективный договор.
6. Положения ст. 8 следует применять в связи с положениями статей 52 и 53 ТК РФ. Согласно ст. 52 право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В свою очередь, согласно ст. 53 основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Из изложенных выше текстов ст. 52 и 53 следует:
- коллективным договором может быть расширен перечень форм участия работников в управлении организацией, приведенный в ст. 53. Поэтому при очередной разработке коллективного договора профком, являющийся представителем работников, может настаивать на том, чтобы в договор было внесено условие, согласно которому локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются с его участием. Что же касается работодателя (его представителей), то он должен решить, - следует ли соглашаться с таким предложением профкома;
- представительный орган работников, профком, имеет право стать инициатором консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель не вправе уклоняться от участия в таких консультациях;
- профком имеет право на получение от работодателя информации по вопросам разработки последним локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- работники получают непосредственное, личное право на участие в управлении организацией, если это предусмотрено коллективным договором. Отсюда, в частности, следует, что коллективным договором может быть предусмотрено право общего собрания (конференции) работников на обсуждение проектов локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их одобрение, отклонение и т.д.
7. Для того, чтобы избежать произвольных и неправомерных решений при разработке и принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, необходимо установить, какой орган управления организации их принимает (утверждает).
Такой вопрос легко решается на государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Там право утверждать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принадлежит генеральным директорам (директорам) этих предприятий.
Иное дело хозяйственные общества и производственные кооперативы, правовое положение которых регламентируется соответствующими федеральными законами. Указанные законы, в том числе, регламентируют компетенцию (полномочия) органов управления и должностных лиц хозяйственных обществ и производственных кооперативов.
Так, согласно подпункту 19 п. 1 ст. 48 "Компетенция общего собрания акционеров" Федерального закона "Об акционерных обществах" внутренние документы, регулирующие деятельность органов общества, утверждаются общим собранием акционеров. Кроме того, собрание утверждает в виде внутреннего документа порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров, если этот порядок не установлен уставом общества (п. 5 ст. 49 Закона).
Как видим, утверждение локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (являющихся внутренними документами общества), к компетенции общего собрания акционеров не отнесено. Практически это означает, что собрание не вправе утверждать такие локальные нормативные акты.
Вправе ли совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту ст. 65 "Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества" Закона. Согласно подпункту 13 п. 2 ст. 65 к компетенции указанного органа управления общества отнесено утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества.