Лекции по "Управлению персоналом"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций

Описание работы

· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Работа содержит 1 файл

ИСУ (лекции).doc

— 312.00 Кб (Скачать)

  • способу  контакта:

  • личное – проводимое при непосредственном контакте интервьюера с респондентом;

  • опосредованное – для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера. В данном виде интервью выделяют:

  – традиционное телефонное – характеризуется низкой стоимостью, возможностью охватить большее число респондентов, обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий период времени. Методу присущи следующие недостатки: невозможность что-либо показать респонденту, невозможность получить личное впечатление от встречи с респондентами, трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респондента может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить качество проведенного интервью и установить, все ли запланированные к опросу респонденты в реальности были им охвачены;

  – телефонное интервью из специально оборудованного помещения, при проведении которого работают несколько интервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры;

  – телефонное интервью с помощью компьютера, который осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступительный текст, а затем – последовательно задаваемые вопросы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачитывает респонденту вопросы и с помощью кода фиксирует названный вариант ответа.

  Важную  роль при проведении интервью играет непосредственно интервьюер. В США в качестве интервьюера предпочитают женщин. Выбор интервьюера осуществляется при помощи тестов.

  Желательно, чтобы интервьюер был социологом. В процессе проведения интервью на респондентов влияют:

  • личные характеристики интервьюера: пол, возраст, национальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д. Влияние пола и возраста интервьюера осуществляется:

  • между  мужчинами, как правило, чаще складываются неофициальные отношения, чем между  женщинами;

  • мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчинами, женщины склонны интервьюировать респондентов обоего пола;

  • мужчины-интервьюеры  более критичны к своим собеседникам, чем женщины;

  • разница  в поле проводящего опрос и  респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;

  • значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается  на результатах;

  • внешние  характеристики интервьюера:

  • фигура;

  • опрятность;

  • одежда;

  • прическа;

  • речь;

  • стиль  общения;

  • поведение;

  • реакция на ответы респондента и т. д.

 

  Интервьюирование  имеет следующие достоинства:

  • респондент не может быть подменен другим, а  именно: интервьюирование осуществляется посредством контакта, который создает  уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;

  • для  проведения интервью необязательно  заранее детально разрабатывать  вопросы, так как оно может  осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;

  • гарантируется  получение ответов на все вопросы  и серьезное отношение респондента к опросу посредством осуществления личного контакта интервьюера с респондентом;

  • интервьюирование осуществляется для небольшого числа  опрашиваемых;

  • надежность получаемых данных;

  • у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;

  • в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия.

 

  Интервьюированию  присущи следующие недостатки:

  • малая  оперативность;

  • временные  и материальные затраты;

  • использование большого количества интервьюеров;

  • сложность  поиска интервьюеров, так как интервьюеры  должны быть квалифицированными специалистами;

  • возможность  прерывания интервью;

  • невозможность  проверки степени и характера  влияния интервьюера на респондента;

  • сложность обработки полученных данных.

Лекция 28. Метод анализа  документов

  Метод анализа  документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.

  Документ  – зафиксированная на материальном носителе информация с определенными  реквизитами.

  Использование данного метода дает исследователю  возможность определить структуру  и. элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементам, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы, и т. д. Метод анализа документов бывает двух видов:

  • традиционный;

  • формализованный.

 

  Традиционный  анализ документов состоит из исследования содержания документов:

  • его  авторов;

  • целей  создания;

  • форм и  видов;

  • надежности документов;

  • достоверности  используемой информации.

 

  Данный  метод используется при анализе:

  • функциональных обязанностей в сочетании с анализом приказов о поощрении;

  • справок  по результатам проверки деятельности подразделений;

  • писем, жалоб, приходящих в аппарат управления.

 

  Формализованный анализ документов (контент-анализ) –  метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации:

  • официальные  документы организации (устав, указы, приказы и др.);

  • логотипы;

  • эмблемы;

  • этикетки;

  • видеозаписи;

  • газетные и журнальные статьи;

  • фотографии и др.

 

  Основу  данного метода составляет процесс  кодирования информации с целью  получения количественной информации о содержимом документа.

  Контент-анализ разделен на следующие стадии:

  • определение  системы категорий анализа, т. е. смысловых единиц, которые находятся в тексте. При этом необходимо определить систему Смысловых единиц таким образом, чтобы она:

  • соответствовала  решению исследовательских задач;

  • отражала смысл основных понятий исследования;

  • была надежной, ее составляющие были взаимоисключающими;

  • выбор  единицы анализа текста, щ качестве которой могут выступать:

  • слово;

  • предложение;

  • тема;

  • идея; 

  • автор;

  • персонажи;

  • социальная ситуация;

  • часть  текста;

  • установление единицы отсчета – количественный критерий единицы анализа, которая позволяет зафиксировать частоту появления единиц анализа в исследуемом документе. В качестве единиц отсчета могут выступать:

  • количество определенных слов;

  • число  красных строк;

  • общее  число строк; количество строк;

  • число  букв в абзаце и т. д.

 

  Результаты  проведенного контент-анализа могут  быть обработаны разными методами: методами статистической группировки, методами ранжирования.

Лекция 29. Процесс принятия управленческого  решения и управления организацией

  Управленческое решение – это результат осуществления каких– либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения – это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях.

  Управленческие  решения различаются по следующим  классификационным признакам:

  • характеру  воздействия на объект управления:

  • на политические;

  • экономические;

  • технические;

  • количеству участников, принимающих решение:

  • определяющие – решения, принимаемые одним  участником;

  • конкурентные – решения принимаются двумя  и более участниками;

  • адаптирующие – решения, которые принимает  один или несколько участников с  учетом факторов внешней среды;

  • с точки  зрения неопределенности;

  • стандартные  – решения, для принятия которых  имеется закрепленный набор альтернатив;

  • бинарные – решения, ответами которых являются стандартные «да» или «нет»;

  • альтернативные – решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;

  • инновационные  – решения, для принятия которых  нет приемлемых альтернатив;

  • технологии разработки решений:

  • организационные  – решения, касающиеся руководителей  в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;

  • запрограммированные  – решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют  алгоритм решения;

  • запрограммированные  – решения, которые принимаются  в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;

  • характеру  целей и длительности действий:

  • стратегические – решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого  следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);

  • тактические  – решения, которые разрабатываются  для реализации стратегических решений  и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;

  • оперативные  – разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;

  • основаниям:

  • интуитивные  – решения, которые принимаются  менеджерами на основе их интуиции («шестое чувство») – бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;

  • основанные на суждениях – решения, которые  принимаются на основе имеющихся  знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;

  • рациональные – обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения;

  • степени  охвата системы управления.

  • общие  – касаются системы управления в  целом и принимаются в отношении  ее жизненно важных сторон деятельности;

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"