Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
• вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;
• вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;
• все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу;
• исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.
Данный метод исследования имеет следующие достоинства:
• позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабообеспеченном объекте исследования;
• исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;
• обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;
• позволяет экономить материальные и временные ресурсы.
Результаты обрабатываются на основе применения методов математической статистики и прикладных программ для персональных компьютеров.
Выделяют два основных вида опроса:
• анкетирование – письменная форма опроса;
• интервью – устная форма опроса.
Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.
Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:
• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;
• необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.
Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:
• респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;
• изучает инструкции по ее заполнению;
• читает и заполняет ее.
Анкета
может заполняться как в
Различают
следующую классификацию
• по степени контакта исследователя с респондентом:
• прессовые анкеты – анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;
• почтовые анкеты – анкеты, рассылаемые по почте;
• раздаточные анкеты – исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;
• месту проведения анкетирования;
• месту жительства;
• месту учебы или работы;
• в зависимости от масштаба анкетирования:
• сплошное анкетирование – анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;
• выборочное анкетирование – анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой.
При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности.
Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:
• по содержанию:
• о фактах сознания – вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;
• фактах поведения – вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;
• личности респондента – вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);
• форме.
• открытые – вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;
• закрытые – вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее вероятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов.
Количество
вариантов ответов не должно быть
большим, так как в процессе продвижения
респондента к концу версий ответов
наблюдается усталость
• полузакрытые – вопросы, к которым наряду с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение;
• прямые
– вопросы, которые вызывают у
респондента критическое
• косвенные – вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;
• выполняемой вопросами функции:
• основные – на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;
• неосновные – вопросы, которые не относятся к объекту исследования.
Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.
Анкета состоит из следующих разделов:
• введение,
в котором указываются в
• оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);
• гарантируется
анонимность ответов (если требуется),
каким образом будут
• предоставляется инструкция по заполнению анкеты;
• выражается благодарность за заполнение анкеты;
• содержательный раздел, который является основным при проведении исследования и от которого зависят результаты проводимого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места проведения анкетирования.
Раздаточные анкеты рекомендуется составлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется больше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследования.
Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения анкеты, составляет 20-30 минут. При нарушении этого временного порога снижается внимание к анкете и наступает утомляемость респондентов;
• заключение
(«паспортичка»), которое состоит
из социально-демографических
• пол;
• возраст;
• образование;
• место работы и стаж;
• место жительства;
• семейное положение и др.
Анкетирование имеет следующие достоинства:
• анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;
• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;
• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;
• для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;
• респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;
• время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.
Анкетированию присущи следующие недостатки:
• возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;
• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);
• низкий возврат анкет (при почтовых опросах).
Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
Интервью – устная форма опроса, в основе которой лежит непосредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью («с глазу на глаз»), а опосредованный контакт производится при помощи телефона или компьютера.
Данный метод строится по принципу беседы исследователя с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и качественно.
Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам:
• по месту проведения:
• месту работы, учебы – интервью, проводящиеся в каком-либо служебном помещении, целью которых является изучение производственных или учебных групп, проблем их функционирования, причин их возникновения и т. д.;
• месту жительства – интервью, проводимые в неофициальной обстановке, на ответы которых не влияют производственные или учебные связи;
• форме.
• формализованное – опрос осуществляется по заранее разработанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать;
• фокусированное – опрос, характеризуемый не такой строгостью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заготавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться. Главное условие данного интервью – получить информацию по каждому заготовленному вопросу. В процессе данного интервью собираются мнения и оценки по конкретной исследуемой ситуации, респонденты заранее ознакомляются с предметом исследования;
• свободное
– менее формализованное
Данный вид интервью характеризуется более откровенной и доверительной атмосферой, в которой должны отсутствовать помехи, беседа должна вестись непринужденным образом, интересы респондента должны соблюдаться. При проведении свободного интервью необходимо соблюдать правила: никаких критических замечаний респонденту, ведение записей по ходу интервью только с разрешения интервьюируемого, продолжительность интервью в среднем составляет 2 – 3 часа;